Самооценка младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

дипл на печать.docx

— 120.51 Кб (Скачать)
 

     По  итогам данной методики можно сделать  вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2 человек  – средняя (11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено. 

     II.2.2 Определение эмоционального уровня самооценки по методике А.В. Захаровой.

     Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).

     На  выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной  обстановке.

     Полученные  результаты представлены в следующей  таблице: 

     ТАБЛИЦА№2

     Выявление эмоционального уровня самооценки 

     Ф.И.      Уровень самооценки      Отношение с близкими людьми      Социальная  заинтересованность      Индивидуализация
     Стас       Средняя      Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает  давление бабушку, друзей и учителя      Заинтересован в соц.контактах.      Считает себя уникальным
     Вероника      Высокая      Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру.      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Женя       Низкая      Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя      Заинтересован в соц.контактах.      Считает себя уникальным
     Артем       Средняя      Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей.      Заинтересован в соц.контактах.      Считает себя уникальным
     Андрей       Низкая      Допускает давление бабуш., матери, отца,брата.      Заинтересован в соц.контактах.      Считает себя уникальным
     Настя       Низкая      Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Паша       Средняя      Допускает давление матери и отца;Оказывает  давление на баб.,дед., друзей,учителя      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Саша       Низкая      Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца.      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Оля      Средняя      Допускает давление брата, матери, отца, баб.      Заинтересован в соц.контактах.      Считает себя уникальным
     Ваня      Низкая      Допускает давление брата, матери, отца, друзей.      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Аня      Низкая      Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца;      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Никита      Средняя      Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние  на мать.      Заинтересован в соц.контактах.      Считает себя уникальным
     Олег      Низкая      Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя.      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Максим      Высокая      Допускает давление матери и отца      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Юра       средняя      Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед.      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Вика       средняя      Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей      Заинтересован в соц.контактах.      Считает себя уникальным
     Коля       средняя      Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
     Маша       средняя      Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата.      Заинтересован в соц.контактах.      Признает  сходство с другими
 

     Анализируя  полученные результаты, можно сделать  следующий вывод: у 2 учащихся высокий  уровень самооценки, у 9-средний и  у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12%, средний – 50%, а низкий у 38% учащихся. Так же можно сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а вот 39% считают себя уникальными. 
 

     В учебной деятельности учителю следует  обратить внимание на группу детей  с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем  самооценки.

     Учащиеся  с высоким уровнем самооценки :

  1. Вероника 
  2. Максим 
 

     Учащиеся  с низким уровнем самооценки:

  1. Женя
  2. Настя
  3. Андрей
  4. Саша
  5. Ваня
  6. Аня
  7. Олег

     Были  разработаны рекомендации учителю  по работе с детьми с высоким уровнем  самооценки:

     При организации внеклассных мероприятий  включать учащихся в групповую работу;

     Учить слушать других;

     Воспитывать чувство сопереживания;

     Оценивая  работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

     Аргументировать оценки. 

     Рекомендации  учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

     Не  предъявлять к ребенку завышенных требований;

     Не  использовать слова, унижающий достоинство  человека, т.е. оценивать результат  деятельности, а не личность;

     Вовлекать учащихся в коллективную работу;

     При организации внеклассных мероприятий  назначать учащихся на ответственные  должности;

     Предлагать  в учебной деятельности задания  творческого характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод.

     Основными факторами влияющими  на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей  и их отношение  к учебной деятельности.

     Учебная деятельность является одним из важнейших  факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому  учитель начальных  классов должен знать  психологические  особенности младших  школьников и учитывать  индивидуальные особенности  самооценки в учебном  процессе.

     Изучая  научную литературу мы выяснили, что  самооценка является неотъемлемой частью  «Я- концепции». Самооценка –это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция».Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности. Основными факторами влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе. 

     Заключение 

     Анализируя  психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной  характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит  из следующих компонентов:

     Когнитивный;

     Оценочный;

     Поведенческий; 

     Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди  других людей, своих качеств и  возможностей.

     Основными факторами , влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей и их отношение  к учебной деятельности.

     В опытно- практической работе проведено  диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №875 с использованием следующих методик:

     1.Методика, направленная на выявление количественного  уровня самооценки.

     2.Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

     3.Методика, направленная на определение  эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

     Результаты  показали, что из 18 учащихся данного  класса: у 2 учащихся высокий уровень  самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.

     Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного  возраста.

     Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать  индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография.

     1.       Психологический словарь, М., Просвещение, 1997

     2. Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.

     3. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.

     4. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.

     5. Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961

     6. Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18

     7. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.

     8. Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.

     9. Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970.

     10. Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955.

     11. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.

     12. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976.

     13. Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968.

     14. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.

     15. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.

     16. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.

     17. Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971.

     18. Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.

     19. Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997

     20. Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970.

     21. Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М., 1958.

     22.  Андрющенко Т.Ю. «Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте», М., 1978

     23. Чеснокова И. И. «Особенности развития самосознания в онтогенезе», М., 1978

     24. Р. Берне «Концепция самосознания», 1986

     25. Боязитова И.В. «Взаимосвязь самооценки  и волевой регуляции», М., 1998

     26. Худобина Е.В., ««Психология внутреннего диалога»», М., 1998

     27. Боцманова М.Э., «Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения       

     » 1982

     28. Выготский Л.С., "Смысл психологического кризиса", рукопись, 1926

     29. Рубинштейн С.Л. «Экспериментальные  методы патопсихологии», М., 1970

     30. Бахур В. Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного "я".- Вопросы психологии, 1980, № 5.

     31. Алексеев Н. Г. «Рефлексия» // Seminarium Hortus Humanitatis. Альманах № 10. Рига, 2007

     32. Юсупов «Психология взаимопонимания»,  Татарское книжное издательство, 1991

Информация о работе Самооценка младшего школьника