Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
По
итогам данной методики можно сделать
вывод, что у 16 человек завышенная
самооценка, что составляет 89%, у 2 человек
– средняя (11%). Учащихся с низкой
самооценкой не выявлено.
II.2.2 Определение эмоционального уровня самооценки по методике А.В. Захаровой.
Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).
На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные
результаты представлены в следующей
таблице:
ТАБЛИЦА№2
Выявление
эмоционального уровня
самооценки
Ф.И. | Уровень самооценки | Отношение с близкими людьми | Социальная заинтересованность | Индивидуализация |
Стас | Средняя | Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Вероника | Высокая | Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Женя | Низкая | Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Артем | Средняя | Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Андрей | Низкая | Допускает давление бабуш., матери, отца,брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Настя | Низкая | Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Паша | Средняя | Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Саша | Низкая | Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Оля | Средняя | Допускает давление брата, матери, отца, баб. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Ваня | Низкая | Допускает давление брата, матери, отца, друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Аня | Низкая | Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Никита | Средняя | Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Олег | Низкая | Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Максим | Высокая | Допускает давление матери и отца | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Юра | средняя | Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Вика | средняя | Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Коля | средняя | Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Маша | средняя | Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Анализируя
полученные результаты, можно сделать
следующий вывод: у 2 учащихся высокий
уровень самооценки, у 9-средний и
у 7- низкий. То есть согласно данной методике
высокий уровень самооценки лишь
у 12%, средний – 50%, а низкий у 38% учащихся.
Так же можно сказать что 61% учащихся
во 2 «Б» классе признает свое сходство
с другими, а вот 39% считают себя
уникальными.
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
Учащиеся с высоким уровнем самооценки :
Учащиеся с низким уровнем самооценки:
Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
При
организации внеклассных
Учить слушать других;
Воспитывать чувство сопереживания;
Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
Аргументировать
оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
Не
предъявлять к ребенку
Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
Вовлекать учащихся в коллективную работу;
При
организации внеклассных
Предлагать
в учебной деятельности задания
творческого характера.
Вывод.
Основными факторами влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Изучая
научную литературу
мы выяснили, что
самооценка является
неотъемлемой частью
«Я- концепции». Самооценка
–это знание человеком
самого себя и отношение
к себе в их единстве.
Центральной характеристикой
любой личности является
«Я- концепция».Самооценка
определяется как сложное
динамическое личностное
образование, личностный
параметр умственной
деятельности. Формирование
самооценки происходит
на нескольких уровнях.
Основными средствами
и приемами самооценки
являются: самонаблюдение,
самоанализ, самоотчет,
самоконтроль, сравнение.
Самой главной особенностью
самооценки младшего
школьника является
ее высокий уровень.
Данная особенность-
это возрастная норма
для данного периода
развития личности.
Основными факторами
влияющими на формирование
самооценки детей младшего
школьного возраста,
являются оценочные
воздействия учителя,
родителей и их отношение
к учебной деятельности.
Учебная деятельность
является одним из важнейших
факторов, оказывающим
влияние на формирование
самооценки младшего
школьника, поэтому
учитель начальных классов
должен знать психологические
особенности младших
школьников и учитывать
индивидуальные особенности
самооценки в учебном
процессе.
Заключение
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами , влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №875 с использованием следующих методик:
1.Методика,
направленная на выявление
2.Исследование
самооценки по методике Дембо-
3.Методика,
направленная на определение
эмоционального уровня
Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Так
как учебная деятельность является
важным фактором, влияющим на формирование
самооценки, то учитель должен знать
индивидуальные особенности самооценки
и учитывать их в учебном процессе.
Библиография.
1. Психологический словарь, М., Просвещение, 1997
2. Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
3. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
4. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
5. Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961
6. Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18
7. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.
8. Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.
9. Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970.
10. Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955.
11. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
12. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976.
13. Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968.
14. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.
15. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.
16. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.
17. Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971.
18. Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
19. Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997
20. Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970.
21. Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М., 1958.
22. Андрющенко Т.Ю. «Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте», М., 1978
23. Чеснокова И. И. «Особенности развития самосознания в онтогенезе», М., 1978
24.
Р. Берне «Концепция
26. Худобина Е.В., ««Психология внутреннего диалога»», М., 1998
27. Боцманова М.Э., «Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения |
» 1982
28. Выготский Л.С., "Смысл психологического кризиса", рукопись, 1926
29.
Рубинштейн С.Л. «
30. Бахур В. Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного "я".- Вопросы психологии, 1980, № 5.
31. Алексеев Н. Г. «Рефлексия» // Seminarium Hortus Humanitatis. Альманах № 10. Рига, 2007
32.
Юсупов «Психология