Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развивать потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
Арттерапия - (терапия искусством) это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Цели арттерапии:
1.
Проработать мысли и чувства,
которые ребенок привык
2. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах, чем быстрей ребенок поймет, что с ним происходит, тем продуктивнее будет работа.
3.
Развивать художественные
Также можно выделить некоторые виды арттерапии:
· Изотерапия (воздействие средствами выразительного искусства).
· Музыкотерапия (воздействие через воспитание музыкой).
· Кинезиотерапия (коррекционная ритмика, лечение танцами).
· Вокалотерапия (лечение пением).
· Библиотерапия (лечение чтением).
Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значениипонимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей.
В широком смысле
Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявить себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.
Таким
образом, в работе с неуверенными
детьми может быть использовано все
многообразие средств коррекционно-
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
II.1. Диагностика самооценки младших школьников
Данное
исследование проводилось в школе
№ 875 Юго-Западного
Задачи диагностической работы:
II.1. 1 Методика Дембо – Рубинштейн
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Материал: карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности [прилож. №1]
Процедура
проведения: Исследование проводится
в аудитории. Экспериментатор выдает материал
испытуемым и просит отобрать 5 качеств,
которые, по мнению испытуемого, характеризуют
идеальную личность. Испытуемый выбирает
из предложенного перечня качеств указанное
количество слов и составляет из них два
ряда. Первый ряд представляет собой набор
качеств личности идеала испытуемого,
является самым важным для идеала. Далее
записываются качества идеала по мере
убывания их значимости для испытуемого.
Во втором ряду испытуемый записывает
то качество, которое, по его мнению, развито
у него самого в наибольшей степени. Затем
так же, как и в первом ряду, испытуемый
записывает качества собственной личности
по мере убывания степени их развития
у себя.
Обработка результатов:
После заполнения двух рядов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b, где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.
При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.
Исследование
самооценки по методике Дембо - Рубинштейн
(26,с.67)
Данная
методика основана на непосредственном
оценивании школьниками ряда личных
качеств, таких как здоровье, способности,
характер, авторитет у сверстников,
умение многое делать своими руками, внешность,
уверенность в себе. Испытуемым предлагается
на вертикальных линиях отметить определенными
знаками уровень развития у них
этих качеств и уровень притязаний,
т.е. уровень развития этих же качеств,
который бы удовлетворял их.
Инструкция:
Любой человек оценивает свои
способности, возможности, характер, ум
и т.д. Уровень развития каждого
качества человеческой личности можно
условно изобразить вертикальной линией,
нижняя точка которой будет
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
II.1.2 Методика А.В. Захаровой направлена на определение эмоционального уровня самооценки [14]
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор
предъявляет испытуемому
Ход опыта:
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик ( точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5.
Индивидуализация. Позволяет выявить
осознание своего сходства (при указании
на левый круг) или своей уникальности
(правый круг).
II.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста.
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:
Анализы результатов представлены в таблицах
II.2. 1 Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :
При
каком уровне развития этих качеств,
сторон они были бы удовлетворены
собой или почувствовали
Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны в данный момент (-).
Исследование
проводилось в спокойной
При
обработке учитывались
Полученные
результаты представлены в следующей
таблице:
ТАБЛИЦА№1
Методика Дембо - Рубинштейна
Ф.И. | II | III | IV | V | VI | VII | Общ. показ. | Кол. показ. | Уров. самооц. |
Стас | 85 | 72 | 99 | 100 | 100 | 100 | 556 | 92 | Выс. |
Вероника | 76 | 94 | 85 | 98 | 100 | 96 | 549 | 92 | Выс. |
Женя | 73 | 78 | 72 | 80 | 77 | 77 | 457 | 76 | Выс. |
Артем | 58 | 59 | 68 | 77 | 86 | 92 | 440 | 73 | Выс. |
Андрей | 95 | 75 | 99 | 98 | 87 | 99 | 553 | 92 | Выс. |
Настя | 58 | 48 | 89 | 19 | 92 | 15 | 321 | 54 | Ср. |
Паша | 78 | 78 | 98 | 88 | 83 | 100 | 525 | 88 | Выс. |
Саша | 76 | 66 | 79 | 80 | 72 | 79 | 452 | 75 | Выс. |
Оля | 75 | 83 | 78 | 98 | 96 | 82 | 512 | 85 | Выс. |
Ваня | 88 | 90 | 89 | 91 | 93 | 93 | 544 | 91 | Выс. |
Аня | 97 | 98 | 96 | 93 | 100 | 96 | 580 | 97 | Выс. |
Никита | 90 | 67 | 94 | 84 | 99 | 99 | 533 | 87 | Выс. |
Олег | 48 | 44 | 39 | 57 | 69 | 70 | 327 | 55 | Ср. |
Максим | 93 | 98 | 84 | 98 | 86 | 96 | 555 | 93 | Выс. |
Юра | 50 | 50 | 98 | 95 | 85 | 100 | 478 | 80 | Выс. |
Вика | 53 | 57 | 79 | 90 | 85 | 78 | 442 | 74 | Выс. |
Коля | 92 | 44 | 100 | 59 | 40 | 92 | 427 | 71 | Выс. |
Маша | 90 | 71 | 93 | 100 | 100 | 98 | 552 | 92 | Выс. |