Самооценка младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

дипл на печать.docx

— 120.51 Кб (Скачать)

     Соотнесение собственной оценки своей учебной  деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать  точку зрения других, возникновение этого  двухстороннего подхода  существенная веха на пути формирования у  учащихся критической  самооценки достигнутых  результатов учебной  деятельности. Важна  не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной  деятельности, но и  учет того, что усматривает  и ценит в этом результате сам учащийся. [13]

     Организуя учебно-воспитательную работы, учитель обычно соотносит достигаемые  детьми результаты c их умственными способностями и отношением к учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности. От этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание полученного результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других моментов учебной деятельности. Поэтому необходимость сформировать у ребят-школьников контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. Необходимо довести до сознания младшего школьника то, что повторяя урок самому себе товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет, т.е. показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучать ребенка все время, и в процессе работы, и по ее окончании, сравнивать свою работу с каким-то образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников. Чем раньше поймет младший школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать ее за собой.

     На  первых порах подобная помощь бывает нужна  маленькому школьнику, но оказывая ее, взрослые должны все время  помнить, что главная  цель заключается  ж том, чтобы всему  этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять  его как можно  дольше, к чему часто  стремятся родители. В подобной ситуации ребенок не чувствует  ответственности  за плохо выполненное  задание.

     Таким образом, помочь ребенку  c первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия - вот задача, которая встает перед взрослыми. До сознания ребенка необходимо довести, что само по себе первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постоянно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.

     Результаты  психологических  исследований свидетельствуют  о том, что первоначальная оценка ребенком своих  личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую  дают этой деятельности и этим качествам  воспитатели, учителя, родители. Поэтому  эту стадию в развитии самооценки считают  «предсамооценкой».

     Процесс же формирования подлинной  самооценки включает в себя, по данным этих исследований, два этапа:

     1) самооценка подвергается  внешним действиям;

     2) в сферу самооценки  включается его  внутреннее состояние,  личностные качества.

     Материалы психических исследований показывают, что усвоение учащимися требований, которые должны удовлетворять  их учебную деятельность, осуществляются опосредованно, через оценку результатов  этой деятельности учителем.

     Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют  о том, что на процесс  формирования самооценки учащегося решающее влияние оказывает  оценка их учебной  деятельности и поведение  учителей.

     Во  многих работах [2, 3, 7, 13, 18] подчеркивается, что оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер. Однако существует проблема у опытных педагогов, умело пользующихся пятибалльной оценочной системой, оценка качества выполняемых учащимися учебных работ. Специально проведенные наблюдения показывают, что среди многих причин досадного «топтания на месте» немалую роль играет неизвестная учителю оценочная деятельность самих учащихся.

     Результаты  этих наблюдений показывают, что школьники  ведут оценку своих  знаний параллельно, но не согласованно с учителем.

     Часть оценок переносится  ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств  личности. Наиболее интенсивно развивается  у ребенка-первоклассника оценка в выполнении учебных заданий. Это естественно, поскольку ему  каждый день и применительно  к разным занятиям приходится слышать  оценки педагогов. При  этом выявляется такая  закономерность: сперва у ребенка формируются  критерии оценки и  их применение по отношению  к другим, а затем  – далеко не в  полной форме –  по отношению к  себе.

     В ходе учебно-воспитательного  процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно  положительно оценивают  свою учебную деятельность, а неудачи связывают  только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности  третьеклассники  относятся к себе уже более критично, делая предметом  оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в  учении.

     Постепенно  возрастает и самостоятельность  самооценок. Если самооценки первоклассников  почти полностью  зависят от оценок их поведения и  результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов  оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже  говорили, предметом  критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

     На  протяжении школьного  обучения, уже в  пределах начальных  классов, смысл отметки  для ребенка существенно  меняется; при этом он находится в  прямой связи с  мотивами учения, с  требованиями, которые  сам школьник к  себе предъявляет. Отношение  ребенка к оценке его достижений все  больше и больше связывается  с потребностью иметь  возможно более достоверное  представление о  самом себе.

     Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение  к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

     Система оценок, которая в  учебно-воспитательном процессе служит главным  средством воздействия  учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более  сложным, мощным и  тонким орудием, чем  это обычно предполагается.

     Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить  себе ее психологическую  основу, т.е. действовать  не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее  ждет.

     Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать  действительным знаниям  детей. Однако педагогический опыт показывает, что  в оценке знаний учащихся требуется большой  такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель  в следующий раз. Не следует захваливать  хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают  высоких результатов, но без особого  труда. Зато нужно  поощрять в той  или иной форме  малейшее продвижение  в учении хотя и  слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

     Главное, что должно определять отношение каждого  учителя к каждому  учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических  особенностей), - это  глубокая вера в растущего  человека, в его возможности. 

     I.5.4 Приемы развития самооценки младших школьников

     Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов иродителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении сдругими детьми.

     С детьми, имеющими заниженную самооценку может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.

     Конечно же, повысить самооценку учащихся за короткое время невозможно. Необходима систематическая, целенаправленная работа с ними. В  такой работе могут быть использованы следующие методы:

     1. Игротерапия.

     2. Арттерапия

     3. Психогимнастика

     Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях, общения, снимая опасность социально значимых последствий.

     Психокоррекционный  эффект игровых занятий у детей  достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует  подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет  способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных  ребенку действий с предметом.

     Существует  также директивная и недирективная игротерапия.

     Директивная (направленная) предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

     Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит, линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

     Расширение  репертуара самовыражения ребенка.

     2. Достижение эмоциональной устойчивости  и саморегуляции.

     3.Коррекция  отношений в системе «ребенок - взрослый».

     В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

     Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает  самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая  терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

     Цель игры в недирективном подходе - помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

     · игротерапевт добивается того, чтобы  ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и  раскованно,

     · игротерапевт должен в кратчайшее время  понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

     · нельзя ни торопить, ни замедлять игровой  процесс;

     · терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

     · терапевт - зеркало, в котором ребенок  видит самого себя.

     Индивидуальная  и групповая игротерапия.

     Игротерапия используется как в индивидуальной, так и групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех поведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

     В случае, когда социальная потребность  у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в  социальном общении, которая может  быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

     Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.

Информация о работе Самооценка младшего школьника