Самооценка младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

дипл на печать.docx

— 120.51 Кб (Скачать)

       В условиях учебной деятельности  к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

       Сочиняя всевозможные истории,  рифмуя “стихи”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные  им сюжеты, строфы стихотворений,  графические образы, порой вовсе  не замечая этого. Однако нередко  ребенок специально комбинирует  известные сюжеты, создает новые  образы, гиперболизируя отдельные  стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно  развиты речь и воображение,  если он получает удовольствие  от рефлексии на значения и  смысл слов, словесных комплексов  и образы воображения может  придумать и рассказать занимательный  сюжет, может импровизировать,  наслаждаясь своей импровизацией  сам и включая в нее других  людей. 

       В воображении ребенок создает  опасные, страшные ситуации. Главное  - преодоление, обретение друга,  выход к свету, например, радость.  Переживание негативного напряжения  в процессе создания и развертывания  воображаемых ситуаций, управление  сюжетом, прерывание образов и  возвращение к ним тренируют  воображение ребенка как произвольную  творческую деятельность.

       Кроме того, воображение может  выступать как деятельность, которая  приносит терапевтический эффект.

       Ребенок, испытывал трудности  в реальной жизни, воспринимая  свою личную ситуацию как безысходную,  может уйти в воображаемый  мир. Так, когда нет отца  и это приносит невыразимую  боль, в воображении можно приобрести  самого замечательного, самого необыкновенного,  великодушного, сильного, мужественного  отца.

       Воображение, каким бы фантастическим  оно ни было в своей сюжетной  линии, опирается на нормативы  реального социального пространства. Пережив в своем воображении  добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить  для себя мотивацию будущих  поступков.

       Воображение в жизни ребенка  играет большую роль, чем в  жизни взрослого, проявляясь гораздо  чаще, и чаще допускает нарушение  жизненной реальности.

       Неустанная работа воображения  - важнейший путь познания и  освоения ребенком окружающего  мира, способ выйти за пределы  личного практического опыта,  важнейшая психологическая предпосылка  развития способности к творчеству  и способ освоения нормативности  социального пространства, последнее  принуждает работать воображение  непосредственно на резерв личностных  качеств.

      

     I.4.3. Влияние учения на развитие личности.

       На умственное развитие оказывает  принципиальное влияние деятельность  учения. При этом определяющее  значение имеет усвоение и  развитие речи в системе обучения.

       К программному развитию речи  относятся следующие виды обучения  и развития ребенка:

       во-первых, усвоение литературного  языка, подчиненного норме    во-вторых, овладение чтением и  письмом. И чтение, и письмо - речевые  навыки, опирающиеся на систему  языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии.

       В третьих, соответствие речи  учащихся определенному уровню  требований, ниже которого не  должен находиться ребенок, так  как он занимает положение  ученика.

       Ребенок в младшем школьном  возрасте шаг за шагом овладевает  умением полно и адекватно  воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий  он научается входить в речевые  ситуации и ориентироваться в  ее контексте: улавливать, о чем  идет речь, следить за развертыванием  контекста речи, задавать адекватные  вопросы и строить диалог. Он  начинает сам с интересом расширять  свой лексический запас, активизировать  употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические  формы и конструкции. Все это  - желательные и возможные достижения  в речевом и умственном развитии  ребенка.

       На базе овладения языком появляются  новые социальные отношения, которые  не только обогащают и изменяют  мышление ребенка, но и формируют  его личность. 

     I.4.4. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

       С момента, когда ребенок пошел  в школу, его эмоциональное  развитие в большей степени,  чем раньше, зависит от посторонних  людей и от того опыта, который  он приобретает вне дома.

       Страхи ребенка отражают его  восприятие окружающего мира, рамки  которого теперь для него значительно  расширяются. Большей частью страхи  связаны с событиями в школе,  семье и группе сверстников.  Необъяснимые и вымышленные страхи  прежних лет постепенно уступают  место более осознанным заботам,  каких немало в повседневной  жизни. Предметом страхов могут  быть и предстоящие уроки, и  уколы, и какие-то природные  явления, и отношения между  сверстниками.

       Время от времени у детей  в этом возрасте появляется  типичное для многих школьников  нежелание идти в школу, а  то и страх перед нею. Когда  происходит такое,у ребенка нетрудно  обнаружить широко распространенные  внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота и  головокружение. Все это не симуляция,  поэтому отнестись к появившимся  симптомам следует вполне серьезно. Обычно такие дети учатся нормально,  а их страхи в большей мере  обусловлены опасениями за родителей  (чаще всего - за мать), боязнью  оставить их наедине с горем, бедой и т.д., но вовсе не вероятностью получить плохую оценку. Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно - страх перед школой.

       Противоречивые и неуверенные  в себе родители могут создать  у ребенка впечатление, что они боятся расставания и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.

       Ребенка, у которого появился  страх перед занятиями, важно  как можно быстрее вернуть  в школу. Иногда излишнее внимание  к жалобам на физическое недомогание  может вызвать усиление указанных  симптомов. Возможно порою лучше  “не заметить” плохое настроение  ребенка и проигнорировать его  жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность  в посещении школы в любом  случае предпочтительнее, чем жалость или стенания. 

     I.4.5. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми.

       В первые школьные годы дети  постепенно отдаляются от родителей,  хотя все еще испытывают потребность  в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура  семьи и взаимоотношения между  родителями оказывают важнейшее  влияние на школьников, однако  расширение контактов с внешней  социальной средой приводит к  тому, что все более сильное  влияние на них оказывают другие  взрослые.

       Очень важной для ребенка младшего  школьного возраста является  педагог (его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М.Юсупов в книге “Психология взаимопонимания”: “В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними”.[33]

       Различные формы обращения взрослых  с ребенком и характер тех  оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие  у него тех или других самооценок. В одних случаях у него развивается  убеждение, что он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей. 

     I.4.6. Дружба школьников.

       Отношения между школьниками  постоянно меняются. Если в возрасте  от 3-х до 6-ти лет дети строят  свои отношения в основном  под надзором родителей, то  от 6-ти до 12-ти лет школьники  большую часть времени проводят  без родительского присмотра.  У младших школьников дружеские  отношения формируются, как правило,  между детьми одного и того  же пола. По мере ослабления  связи с родителями ребенок  все более начинает ощущать  потребность в поддержке со  стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе  эмоциональную безопасность.

       Именно группа сверстников становится  для ребенка тем своеобразным  фильтром, через который он пропускает  ценностные установки родителей,  решая, какие из них отбросить,  а на какие ориентироваться  в дальнейшем. 

       В школьные годы группы сверстников  формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического  статуса семей, к которым принадлежат  дети.

       Играя, ребенок овладевает важными  социальными навыками. Роли и  правила “детского общества”  позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства  сотрудничества и соперничества.  А такие понятия, как справедливость  и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность. предательство, начинают обретать реальный личностный смысл. 
 
 

     I.5 Проблема самооценки в младшем школьном возрасте.

     I.5.1 Самооценка младшего школьника.

     Проблема  возникновения и  развития самооценки является одной из центральных проблем  становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый  компонент развития самосознания, т.е. осознание  человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов  и целей своего поведения, своего отношения  к окружающим, к  другим людям и  самому себе.

     В исследованиях получены факты, свидетельствующие  о том, что в  младшем школьном возрасте интенсивно развивается самопознание, складывается целостный  образ самого себя (А.И. Липкина, 1974 [12], Т.Ю. Андрущенко[22], И.И. Чеснокова[23], Р. Берне[24], А.В.Захарова[14], И.В. Боязитова[25], Е.Ю. Худобина[26]). Начало обучения ребенка в школе, погружение в процесс постоянного социально-ориентированного оценивания, вынуждает его искать способы соответствия этим оценкам, вырабатывать W собственные средства и критерии самооценивания. Такая ситуация способствует интенсивному становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания, включает формирование таких качеств самооценки как осознанность, рефлексивность.

     Материалы исследований позволяют  сделать вывод  о наличии содержательных и функциональных связей самооценки со многими составляющими  психического развития (А.И. Липкина[12], И.И. Чеснокова[23], Т.Ю. Андрущенко[22], М.Э. Боцманова[27] и др.). Характер связей показывает, что не только каждый из них вносит вклад в ее формирование, но и сама самооценка выступает для ряда новообразований в личностном развитии как конституирующее начало.

     Самооценка  в отечественной  психологии изучалась  в связи с проблемой  развития и формирования самосознания. Эти  исследования сконцентрированы вокруг двух групп  вопросов. С одной  стороны, в общетеоретическом  и методологическом аспектах проанализирован  вопрос о становлении  самосознания в контексте  более общей проблемы развития личности. По данному вопросу  можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г. Ананьев [4], А.Н. Леонтьев [16], С.С. Рубинштейн [15], М.Н. Скаткин [17].

     В другой группе исследований рассматриваются  более специальные  вопросы, прежде всего  связанные с особенностями  самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной [11], Е.И. Савонько [9], Е.А. Серебряковой [10], В.А. Горбачевой [6].

Информация о работе Самооценка младшего школьника