Самооценка младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

дипл на печать.docx

— 120.51 Кб (Скачать)

     Для детей с завышенной самооценкой часто  характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать  аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что  лучшая защита - это  нападение. Любят  критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.

     У людей с завышенной самооценкой возникают  трудности общения. Человек, считающий  себя намного умнее  других и тем более  намеренно это  подчеркивающий, неминуемо  вызывает раздражение  окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное  отношение к окружающим.

     Завышенная, как правило, - это  чувство, возникающее  в ответ на несправедливое к себе отношение  окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

     Самооценка  может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это  приводит к неуверенности  в себе, робости  отсутствию дерзаний, невозможности реализовать  свои способности. Такие  люди не ставят перед  собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных  задач, слишком критичны к себе.

     Слишком высокая или слишком  низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно  происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой  выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты  возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного  обращения с ними, слишком резких и  необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и  зазнайства. Низкая критичность к  себе мешает им даже заметить, как они  оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

     При заниженной самооценке конфликты могут  возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень  требовательны к  себе и еще более  требовательны к  другим, не прощают  ни одного промаха  или ошибки, склонны  постоянно подчеркивать недостатки других.

     Представления о себе, как о  менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном  присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

     Таким образом, виды самооценки определяют особенности  поведения деятельности человека и его  общения с другими  людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I.4 Возрастные особенности младших школьников

     I.4.1 Особенности учебной деятельности

     Учебная деятельность ребенка развивается  так же постепенно, через опыт вхождения  в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).

       Учебная деятельность представляет  собой деятельность, направленную  на самого учащегося.Ребенок учится  не только знаниям,но и тому, как усвоение этих знаний.

       Учебная деятельность,как и всякая  деятельность,имеет свой предмет  - это человек. В случае обсуждения  учебная деятельность младшего  школьника-ребенок. Учась способам  письма, счета,чтения и т.д., ребенок  ориентирует себя на самоизменение-он  овладевает необходимыми,присущими  окружающей его культуре способами  служебных и умственных действий. Рефлексируя,он сравнивает себя  прежнего и себя нынешнего.  Собственное изменение прослеживается  и выявляется на уровне достижений.

       Самое существенное в учебной  деятельности - это рефлексия на  самого себя,отслеживание новых  достижений и происшедших изменений.

     “Не умел-умею”, “Не мог- могу”, “Был- стал”,-ключевые оценки результата углубленной рефлексии  своих достижений и изменений. Очень  важно, чтобы ребенок стал для  самого себя одновременно предметом  изменения и субъектом, который  осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

       С приходом ребенка в школу  изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически  ребенок остается еще в дошкольном  детстве. Основными видами деятельности  для ребенка продолжают оставаться  игра, рисование, конструирование.  Учебной деятельности еще предстоит  развиться.

       Произвольное управление действиями,которое  необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на  первых порах, когда ребенку  ясны близкие цели и когда  он знает, что время его усилий  ограничено малым числом заданий.  Длительное напряжение произвольного  внимания к учебным действиям  затрудняет и утомляет ребенка.

       Если с приходом в школу  сразу поставить ребенка в  условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к  тому, что он и в самом деле  быстро включится в учебную  деятельность (в этом случае готовность  к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется  перед непосильными учебными  задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к  школе и к ученью,а возможно, “уйдет в болезни”. На практике  оба эти варианта являются  типичными: число детей, готовых  к ученью,и число детей, для  которых обучение в заданных  условиях оказывается непосильным,  достаточно велико.

       Попытки приспособить детей к  учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия  элементы сюжетных или дидактических  игр,себя не оправдывают.Такое  “обучение” привлекательно для  детей, но оно не содействует  переходу к собственно учебной  деятельности, не формирует у  них ответственного отношения  к выполнению учебных заданий,  не развивает произвольных видов  управления действиями.

       В условиях учебной деятельности  ребенка следует подводить к  пониманию того, что это совсем  иная деятельность, чем игра, и  она предъявляет к нему настоящие,  серьезные требования, чтобы он  научился реально изменять самого  себя, а не символически, ”понарошку”.

       Дети должны научиться различать  игровые и учебные задания,  понимать, что учебное задание  в отличие от игры обязательно,  его необходимо выполнять независимо  от того, хочет ребенок это  сделать или не хочет.Игра сама  по себе не должна устраняться  из сферы активной жизни ребенка.  Неправильно указывать ребенку  на то,что он уже стал большим  и заниматься игрушками “как  маленький” теперь уже должно быть стыдно.

       Игра-не только сугубо детская  деятельность.Это и занятие, служащее  для развлечения,для заполнения  досуга людей всех возрастов.

       Обычно ребенок постепенно начинает  понимать значение игры в условиях  его нового места в системе  социальных отношений людей, при  этом неизменно и страстно  любить играть. 

     I.4.2. Развитие познавательных процессов.

     а) Развитие мышления

       Особенность здоровой психики  ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно  направлена на познание окружающего  мира и построение своей картины  этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные  связи и зависимости. Он сам,  например, может дознаться, какие  предметы тонут, а какие будут  плавать. Чем активнее в умственном  отношении ребенок,тем больше  он задает вопросов и тем  разнообразнее эти вопросы. Ребенок  может интересоваться всем на  свете: какой глубины океан?  Как там дышат животные? Сколько  тысяч километров земной шар?

       Ребенок стремится к знаниям,  а само усвоение знаний происходит  через многочисленное “зачем?”  “как?” “почему?”. Он вынужден  оперировать знаниями, представлять  ситуации и пытаться найти  возможный путь для ответа  на вопрос. При возникновении  некоторых задач ребенок пытается  решить их, реально примеряясь  и пробуя, но он же может  решать задачи в уме. Он представляет  себе реальную ситуацию  и как  бы действует в ней в своем  воображении. Такое мышление, в  котором решение задачи происходит  в результате внутренних действий  с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

       Конечно, младший школьник может  мыслить логически, но следует  помнить, что этот вопрос сензитивен  к обучению, опирающемуся на наглядность.

       Мышление ребенка в начале  обучения в школе отличается  эгоцентризмом, особой умственной  позицией, обусловленной отсутствием  знаний, необходимых для правильного  решения определенных проблемных  ситуаций. Так, ребенок сам не  открывает в своем личном опыте  знания о сохранении таких  свойств предметов, как длина,  объем, вес и другие.

       Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий  приводит к тому, что в мышлении  ребенка господствует логика  восприятия. Ребенку, например, трудно  оценивать одно и то же количество  воды, песка, пластилина и т.д.  как равное (то же самое), когда  на его глазах происходит изменение  их конфигурации в соответствии  с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

     б) Развитие внимания.

       Познавательная активность ребенка,  направленная на обследование  окружающего мира, организует его  внимание на исследуемых объектах  довольно долго, пока не иссякнет  интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок  занят важной для него игрой,  то он, не отвлекаясь, может играть  два, а то и три часа. Так  же долго он может быть сосредоточен  и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении  значимых для него поделок). Однако  такие результаты сосредоточения  внимания - следствие интереса к  тому, чем занят ребенок. Он  же будет томиться, отвлекаться  и чувствовать себя совершенно  несчастным, если надо быть внимательным  в той деятельности, которая ему  безразлична или совсем не  нравится.

       Взрослый может организовать  внимание ребенка при помощи  словесных указаний. Ему напоминают  о необходимости выполнять заданное  действие, указывая при этом способы  действия (“Дети,откроем альбомы.  Возьмем красный карандаш и  в верхнем левом углу - вот здесь  - нарисуем кружок...”и т.д.).

       Младший школьник в известной  степени может и сам планировать  свою деятельность. При этом он  словесно проговаривает то, что  он должен и в какой последовательности  будет исполнять ту или иную  работу. Планирование, безусловно, организует  внимание ребенка.

       И все-таки, хотя дети в начальных  классах могут произвольно регулировать  свое поведение, непроизвольное  внимание преобладает. Детям трудно  сосредоточиться на однообразной  и малопривлекательной для них  деятельности или на деятельности  интересной,но требующей умственного  напряжения. Отключение внимания  спасает от переутомления. Эта  особенность внимания является  одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

       Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать  внимание на интеллектуальных  задачах, но это требует колоссальных  усилий воли и организации  высокой мотивации.

     в) Развитие воображения.

       В младшем школьном возрасте  ребенок в своем воображении  уже может создавать разнообразнейшие  ситуации. Формируясь в игровых  замещениях одних предметов другими,  воображение переходит в другие  виды деятельности.

Информация о работе Самооценка младшего школьника