Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:38, аттестационная работа

Описание работы

Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление, поскольку язык – это основное средство приобщение к человеческой культуре и основа национального самосознания. Основной и первоначальной функцией речи является коммуникативная функция – это назначение речи быть средством общения.

Работа содержит 1 файл

- Горбатюк.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

20. Соловьева  О.И. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978. – 120с.

21. Смирнова  Е.О. Особенности общения с  дошкольниками. Учебное пособие  для студентов. – М.: Издательский  центр «Академия», 2000. – 160с.

22. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. – М.: МГППУ, 2004. – 288с.

23. Тихеева Е.К. Детский сад. М.: Просвещение, 1982. – 287с.

24.Ушакова  О. С. Программа развития речи  детей дошкольного возраста в  детском саду. – М.: Изд. РАО, 1994. – 69с.

25. Фесюкова  Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Владос, 2001. – 428с.

26.Эльконин  Д.Б. Психология и педагогика  игры дошкольника. – М.: Педагогика, 1983, 213с. 
 
 
 
 
 
 
 

Перспективное планирование

занятий по программе «Воспитательный  диалог». 

п/п

Тема  занятия Цель  занятия Задачи

занятия

1. Имя и человек. Названия и предметы. Дать детям  представление о существовании  обозначающего и обозначаемого  мира. Помочь ребенку понять, что  человек и его имя, вещь и её название не одно и то же. Учить детей  отвечать на вопросы по существу. Развивать интерес к занятиям по философии. Воспитывать культуру общения 
2. Человек. Внутренний, субъективный мир человека. Создать условия, позволяющие детям перейти от единичного представления о конкретном человеке к представлению о человеке вообще. Помочь детям осознать очень важную мысль: человек – нечто большее, чем внутренний, субъективный мир. Учить детей  внимательно слушать вопрос, не перебивать сверстников в процессе дискуссии. Развивать  логическое мышление. Воспитывать  доброжелательный тон у детей.  
3,4 Причина и следствие. Мысль и предмет. Субъективная и  объективная реальности, связи между  ними. Сформировать  у детей обобщённые представления  о причине и следствии и  о всеобщем характере, универсальности  причинно-следственных отношений; поставить  вопрос о различии, существующем между предметом и мыслью о нём; показать, что между идеей и вещью существует связь. Продолжать  учить детей высказывать свои суждения, прислушиваться к мнению собеседника. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Воспитывать уважение друг к другу. 
 
 
 
5.  Представления. Воображение. Конкретизировать  представления детей о том, что  план наших мыслей и представлений не тождественен плану объективной реальности. Воображение, мечты, фантазии, сны – это наши мысли, пространства субъективного. Вещи, предметы, вне нас существующий реальный мир – пространство объективного. Учить детей  выслушивать мнение собеседника. Формировать  основы логического мышления и навык  вежливости при общении друг с  другом.
6. Знания. Умный  человек. Человеческая глупость. Взаимное уважение. Дать детям  представление о том, что знать  всё просто невозможно; что чего-то не знать – не значит быть глупым; что умный человек – тот, кто  стремится приобретать знания, а  глупых людей вообще не существует, хотя человеческая глупость всё-таки есть. Умный человек-тот, кто стремится приобретать знания, всю жизнь.  Учить детей  внимательно выслушивать друг  друга, отвечать на вопросы  по существу.    Развивать  умение высказывать и доказывать  своё суждение.   Воспитывать  дружелюбие.
7. Настоящее. Создать детям  условия для понятия значения слова «настоящее», формировать  у детей обобщенные представления, связанные с этим словом. Учить уважать  мнение собеседника, Развивать коммуникативные  навыки детей. Воспитывать культуру общения.
8. Этика взаимоотношений  ребёнка с родителями. Родительская любовь.  

Необходимость учитывать в своём поведении  интересы близких людей. 

Создать условия  для преодоления личностного  эгоцентризма детей, осознания ими  необходимости учитывать в своём поведении интересы, мотивы, желания других людей, в первую очередь самых близких - родителей. Помочь ребенку понять, что родительская любовь – это счастье, дарованное судьбой, прекрасное высокое чувство. Учить детей, аргументировано  строить свои суждения. Развивать умение вступать в процесс общения и ориентироваться в  партнерах и в ситуации общения. Воспитывать уважение к близким людям, желание проявлять о них заботу.
9. Отношения со сверстниками. Различия между людьми. Общие интересы. Уважительное отношение к индивидуальным особенностям людей. 
Создать психолого-педагогические условия для преодоления эгоцентризма детей, воспитание уважительного отношения  не только ко взрослому, но и к сверстнику. Каждый человек, даже непохожий на тебя самого, достоин уважения. Надо научить понимать других людей, чтобы они, в свою очередь поняли и приняли тебя. Учить согласовывать  свои действия с потребностями товарищей. Развивать умение вступать в процесс  общения. Воспитывать заботу по  отношению друг к другу.
10. Правила поведения. Происхождение и назначение правил поведения. 
Сформировать  у дошкольников как можно более  общее представление о правилах поведения; показать роль и функции  правил в регламентации, упорядочивании жизни людей. Донести до детей  мысль о том, что правила появляются не случайно, что от правил, прямо и непосредственно зависит жизнь каждого человека. Учить детей  применять в общении свои индивидуальные способности. Развивать умение содержательно  выражать свои мысли. Воспитывать честность  по отношению к другим людям.  
 
 
 
 
11.
 
Дети  и собственность. Моё и Чужое. Жадность. Как не ссориться из-за игрушек.
 
Выяснить  с детьми, что такое жадность. Подвести к пониманию того, что  человек не всегда может поделиться тем, что имеет.
 
Учить критически, оценивать себя и других.

Развивать умение быть честным, не уклоняться от ответов. Воспитывать у детей понимание и правильную оценку поступков своих сверстников. 

12. Конфликт между  желаниями ребёнка и необходимостью соблюдать правила поведения. Нарушение  правил поведения. Плохой поступок. 
Содействовать становлению произвольности поведения  ребенка. Стараться сделать так, чтобы поведение ребенка из импульсивного, неосознанного, становилось разумным, культурным, опосредствованным нормам этики и морали. Сформировать обобщенные представления о плохом поступке, как о поступке, нарушающем правила. Учить аргументировать  свою позицию. Развивать основы логического  мышления, вести диалог. Воспитывать  доброжелательный тон в общении.
13. Последствия нарушения  правил поведения. Последствия плохих поступков. Ложь. Обман. Враньё. 
Конкретизировать  знания детей о том, что плохой поступок не может вызвать ничего хорошего, его отрицательные последствия  неизбежны. Ложь-один из самых плохих поступков. Какими бы соображениями  не руководствовался врущий человек, он только усугубляет свою вину. Учить детей  формировать свое мнение, взгляды, интересы. Развивать логическое мышление, умение доказывать своё мнение. Воспитывать  уважение к мнению собеседника. 
14. Признание в плохом поступке. Правда. Сказать правду – значит совершить хороший поступок. 

.. 

Сформировать  у детей представление о правде, как о хорошем поступке. Дать детям самостоятельно поразмыслить и утвердиться в мысли, что признавать свою вину необходимо, как бы ни было трудно. Учить детей, аргументировано  строить свои суждения. Развивать  эмоциональное восприятие и нравственную оценку поступка. Воспитывать в детях  ответственность, самоконтроль, самооценку.
15. Стыд. Прощение. Последствия хорошего поступка. Узнавание  сверстников. Сформировать  у детей обобщенноё представление  о стыде, как об очень важном чувстве, поговорить о функциях стыда, привести к мысли, что стыдиться не так  ух плохо. Стыд-предпосылка к раскаянию, путь к прощению и душевной гармонии. Учить согласовывать свои действия с потребностями товарищей. Развивать речь детей, умение строить простые умозаключения. Воспитывать уважительное отношение к партнерам по общению.
16. Осознание вины. Честный человек. Совесть. 
Сформировать  у детей представление о совести, как переживаниях после совершения плохого поступка. Объяснить детям: чтобы не причинить никому зла, избежать мук совести, мы должны думать, как отразятся наши поступки и помыслы на других людях, хотели бы мы сами оказаться в их положении. Учить детей вести диалог, аргументировать своё мнение. Развивать мыслительную деятельность. Воспитывать чуткость, отзывчивость, сопереживание.
 
17. Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения. Терпение. Ссора. Предупреждение ссор и конфликтов. Показать детям ненадёжность внешних критериев оценки настроения; побудить к оценке собственного опыта пребывания в плохом настроении; составить рекомендации, как можно поднять настроение себе и окружающим людям и как, будучи в плохом настроении не испортить его другим. Учить ориентироваться  в партнерах и ситуациях общения. Развивать речь детей, умение последовательно  излагать свои мысли. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
18.  Красота. Многообразие красоты. Различные проявления, формы, лики красоты. Красота индивидуальна. Красота у каждого человека своя. Помочь детям  осознать мысль о том, что красота многообразна, её проявления и формы не поддаются исчислению; что красота индивидуальна, что она делает всех счастливее и радостней, что красота бывает внешней и внутренней. Научить детей видеть единство внешнего облика и внутреннего состояния человека. Учить детей  использовать в речи мимику и жесты. Развивать речь детей. Воспитывать  в детях внимательное, чуткое отношение  друг к другу и к окружающим им людям.
19. Красота. Красота  во всём. Красота, как универсальное понятие. Общее во всём красивом. Осуществить переход  от единичных представлений о  красоте, представлений – образов  конкретных явлений, объектов, людей, - через обобщение эстетических чувств к родству между всем красивым, найти сходное во всём красивом, построить общее представление о красоте и красивом. Создать стимул для дальнейшего размышления, построить зону ближайшего развития для детских спонтанных представлений о красоте. Учить детей формировать свое мнение, взгляды, интересы. Развивать коммуникативные навыки детей. Воспитывать в детях вежливость при общении друг с другом.
20. Красота. Нравится. Не нравится. Эмоциональная и осознанная оценка окружающего. Не всё, что не нравится, некрасиво. Субъективность оценки «нравится». Способствовать  переходу от сугубо эмоциональных, эгоцентричных, рационально немотивированных оценок детьми окружающего мира к более  взвешенным, осознанным, подкрепленным  доказательствами и примерами оценочным суждениям и умозаключениям. Продолжать  учить детей доказательно строить  свои суждения. Развивать речь детей, умение эмоционально и содержательно  выражать свои мысли. Воспитывать доброжелательный тон при общении друг с другом. 
21. Красота человека. Красота телесная, внешняя. Красота душевная, внутренняя. Подвести детей  к пониманию того, что внешность в человеке не главное. Главное – духовность, его содержание, внутренний мир, забота о ближнем, самоотверженность, душевность. Учить детей  формировать свое мнение и последовательно излагать свои мысли. Развивать умение ориентироваться в ситуациях общения. Воспитывать культуру общения.
22.  Хороший  человек – плохой человек:  критерии различия. 
Помочь детям осознать тот факт, что нельзя судить о человеке только по первому впечатлению, по внешности, иначе, не избежать неприятностей, обид и разочарований; предоставить детям возможность самостоятельно прийти к выводу о том, что о человеке говорят его поступки, дела и душа. Учить детей  видеть хорошие качества через поступки своих близких и друзей. Развивать коммуникативные возможности детей через «Воспитательный диалог».Воспитывать в детях внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. 
 
23.
 
Любовь  к людям. Любовь эгоистичная и  альтруистическая. Человеческие качества, достойные любви.
 
Создание  психолого-педагогических  условий  для   рефлексии, осознания  детьми  своей  любви  к  людям. Переход  от  спонтанных,    житейских   понятий,  схватывающих,  отражающих   лишь  внешние  проявления  любви,  к  культурным,  ставящих  на  первый  план  человеческую  душу,  способность  сострадать,  сочувствовать,  приносить  пользу.
 
Учить детей  вдумчиво, осмысленно выражать свою точку  зрения. Развивать элементарные логические способности у детей: сравнивать, обобщать, выносить суждение. Воспитывать доброжелательные чувства к окружающим. 
 
 
24. Счастье. Подвести детей  к пониманию противоречий между  материальной и человеческой стороне  «счастья». Выяснить с детьми, что  человеку необходимо для счастья  и что значит быть счастливым. Учить детей  аргументировать свою позицию.  Развивать умение последовательно излагать свои суждения и ориентироваться в ситуации общения. Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками  в процессе общения.  Воспитывать уважение к близким людям, желание проявлять о них заботу.
25. Мой возраст. Дошкольники  и Школьники. Маленькие и Большие. Создание  у  дутей  позитивного  эмоционального  настроя  по  отношению  к  школе  и  ученикам,  подкрепление  положительных  ожиданий  детей,  нейтрализация,  снятие  неуверенности,  боязни,  страха. Обсудить с детьми критерии готовности, способность самооценки. Учить детей  полно излагать свои мысли, правильно  начинать и заканчивать свое высказывание. Развивать в речи детей вежливый и ровный тон. Воспитывать уважение к сверстникам.
26. Ребёнок  и  взрослый.  Права  и  обязанности  взрослых.  Взрослость  как  ответственность,  забота  о  других. В  процессе  дискуссии  прийти  к  выводу  о  том,  что  взрослость-это не  размер  рук или ног,  не  рост,  не  вес, это  -  осознанная  ответственность  за  всё  происходящее  на  земле. Обсудить  тот  факт,  что  если  проявляешь  искреннюю  заботу,  даришь  любовь,  умеешь  сочувствовать,  сопереживать,    вселяешь   веру,  помогаешь нуждающимся -  обретаешь  право  называться  взрослым. Учить детей  проявлять некоторую критичность  к своим поступкам. Развивать  понимание о связи и зависимости  людей в жизни. Воспитывать у детей понимание и правильную оценку своих поступков. 
27. Необдуманный,  импульсивный,  эгоистичный  поступок  может  разрушить  дружбу.  Дружбу  необходимо  ценить  и  беречь.  Человек,  достойный  уважения  и  дружбы. 
Создать  предпосылки  для  выявления  основополагающих  критериев  « детской  дружбы»; Помочь детям сделать обобщение ценности дружбы. Продолжать  учить детей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказательно строить  суждения. Формировать в детях    умение  ценить  и беречь  настоящую дружбу,  понимать  своих друзей. Воспитывать доброжелательные отношения с ровесниками.
28. Обида.  Справедливая  обида.  Причина  обид.  Плохие  поступки  обижают  людей.  Вина. Помочь  детям  задуматься  о  хрупкости  человеческих  отношений; задуматься над тем, что в общении с другими людьми надо взвешивать каждый шаг, думать о последствиях своих поступков; что тот, кто обижает другого, обречён на переживание вины, ему рано или поздно станет стыдно. Учить детей  воспроизводить простые умозаключения  по теме. Развивать познавательные способности, коммуникативные навыки. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное, чуткое отношение друг к другу.
29. Искупление  вины. Как получить прощение. Прощение надо заслужить. Исправление. Искреннее  раскаяние. Помочь детям  отыскать нужные критерии для того, чтобы правильно отделить фальшь от истины; подвести к пониманию искренности в стремлении загладить вину. Учить детей выражать свое мнение в проблемной ситуации. Развивать умение оценивать критически себя и других. Воспитывать самокритичность, умение выносить правильный урок из своих ошибок, меняться к лучшему.
30. Жалость. Сочувствие.  Сопереживание. Отзывчивость. Доброта. Помощь людям. 
Проанализировав поступки главных героев этой истории, прийти к пониманию того, что если за самыми разнообразными поступками стоит жалость, если они продиктованы искренним желанием помочь людям, то эти поступки правильные, хорошие, а люди их совершающие, - достойны уважения и восхищения. . Продолжать учить детей использовать обязательные формы вежливости в общении со сверстниками. Добиваться перехода нравственных навыков в привычку (научиться сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Массаж чувствами» 

    Цель: Содействие улучшению общения со сверстниками. 

    Ход: Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: страх, радость, злость и т.д.

    Можно сделать по-другому ─ ребенок, сидящий в конце цепочки загадывает какое-нибудь чувство и движениями пальцев передает его. Тот должен почувствовать его и передать следующему. Когда чувство дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает какое чувство он передавал и какое вернулось к нему. 

«Прогони  Бабу – Ягу» 

    Цель: Содействовать символическому уничтожению  страхов детей. Помочь детям в  проявлении агрессии конструктивным путем. 

    Ход:   Ребенка просят представить, что  в стул залезла Баба – Яга. Надо обязательно прогнать ее оттуда. Она  очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагают прогнать Бабу – Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу. 

    «Волшебное  животное» 

    Цель: Развивать у детей умение сотрудничать. 

    Ход:   Дети становятся в тесный круг, берутся  за руки и представляют, что все  они вместе – одно большое сильное животное. Ведущий просит детей послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково – так, как будто дышит одно большое животное. 

«Цветок дружбы» 

    Цель: Формирование  взаимопонимания, содействие доброжелательным отношениям детей в группе. 

    Ход: Ведущий предлагает детям превратиться в очень красивые цветы. Каждый ребенок  решает для себя, в какой цветок он хотел бы превратиться. Сначала  он «сажает семечко» - ребенок поднимает  ноги, садится на стульчик, опускает голову – он семечко. Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на голову водой – поливает. Семечко начинает расти – ребенок медленно встает, поднимает руки вверх. Ведущий помогает ему, придерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой. 

«Вулкан» 

    Цель: Содействовать улучшению общения  со сверстниками. 

    Ход:   Один из ребят «вулкан» - садится  на корточки в центр круга. Он спит. Затем начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимает руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно затихает – засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, - может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может что-то другое? 

    «Бросок любви» 

    Цель: Способствовать формированию у детей  умения любить окружающих. 

    Ход:   Ведущий помогает детям зарядить любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска спрашивают друг друга: «ты получил мою любовь?» - и, услышав ответ «Да» просят передать игрушку дальше по кругу. 

    «Кораблик» 

    Ход: Ведущий: Представьте себе, что мы плывем на корабле. Качает. Чтобы не упасть расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качните палубу, прижимаем правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону. 

    Стало палубу качать!

    Ногу к палубе прижать!

    Крепче ногу прижимаем,

    А другую расслабляем.

    Упражнение  выполняется поочередно для каждой ноги. Обратить внимание ребенка на напряжение и расслабление мышц ног. После напряжения ног еще раз  повторить позу покоя.

    Снова руки на колени, а теперь немного  лени…

    Напряжение  улетело

    И расслаблено все тело…

    Наши  мышцы не устали

    И еще послушней стали! 

    «Медитация  на счастье» 

    Цель: Способствовать развитию самоуважения детей.

Информация о работе Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя