Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:38, аттестационная работа
Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление, поскольку язык – это основное средство приобщение к человеческой культуре и основа национального самосознания. Основной и первоначальной функцией речи является коммуникативная функция – это назначение речи быть средством общения.
20. Соловьева
О.И. Осознание речи
21. Смирнова
Е.О. Особенности общения с
дошкольниками. Учебное
22. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. – М.: МГППУ, 2004. – 288с.
23. Тихеева Е.К. Детский сад. М.: Просвещение, 1982. – 287с.
24.Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Изд. РАО, 1994. – 69с.
25. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Владос, 2001. – 428с.
26.Эльконин
Д.Б. Психология и педагогика
игры дошкольника. – М.: Педагогика,
1983, 213с.
Перспективное планирование
занятий
по программе «Воспитательный
диалог».
№
п/п |
Тема занятия | Цель занятия | Задачи
занятия |
1. | Имя и человек. Названия и предметы. | Дать детям представление о существовании обозначающего и обозначаемого мира. Помочь ребенку понять, что человек и его имя, вещь и её название не одно и то же. | Учить детей
отвечать на вопросы по существу. Развивать
интерес к занятиям по философии. Воспитывать
культуру общения |
2. | Человек. Внутренний, субъективный мир человека. | Создать условия, позволяющие детям перейти от единичного представления о конкретном человеке к представлению о человеке вообще. Помочь детям осознать очень важную мысль: человек – нечто большее, чем внутренний, субъективный мир. | Учить детей
внимательно слушать вопрос, не перебивать
сверстников в процессе дискуссии.
Развивать логическое мышление. Воспитывать
доброжелательный тон у детей. |
3,4 | Причина и следствие. Мысль и предмет. Субъективная и объективная реальности, связи между ними. | Сформировать у детей обобщённые представления о причине и следствии и о всеобщем характере, универсальности причинно-следственных отношений; поставить вопрос о различии, существующем между предметом и мыслью о нём; показать, что между идеей и вещью существует связь. | Продолжать
учить детей высказывать свои
суждения, прислушиваться к мнению
собеседника. Развивать слуховое внимание,
быстроту мышления. Воспитывать уважение
друг к другу. |
5. | Представления. Воображение. | Конкретизировать представления детей о том, что план наших мыслей и представлений не тождественен плану объективной реальности. Воображение, мечты, фантазии, сны – это наши мысли, пространства субъективного. Вещи, предметы, вне нас существующий реальный мир – пространство объективного. | Учить детей выслушивать мнение собеседника. Формировать основы логического мышления и навык вежливости при общении друг с другом. |
6. | Знания. Умный человек. Человеческая глупость. Взаимное уважение. | Дать детям представление о том, что знать всё просто невозможно; что чего-то не знать – не значит быть глупым; что умный человек – тот, кто стремится приобретать знания, а глупых людей вообще не существует, хотя человеческая глупость всё-таки есть. Умный человек-тот, кто стремится приобретать знания, всю жизнь. | Учить детей
внимательно выслушивать друг
друга, отвечать на вопросы
по существу. Развивать
умение высказывать и |
7. | Настоящее. | Создать детям условия для понятия значения слова «настоящее», формировать у детей обобщенные представления, связанные с этим словом. | Учить уважать мнение собеседника, Развивать коммуникативные навыки детей. Воспитывать культуру общения. |
8. | Этика взаимоотношений
ребёнка с родителями. Родительская
любовь. Необходимость
учитывать в своём поведении
интересы близких людей. |
Создать условия
для преодоления личностного
эгоцентризма детей, осознания ими
необходимости учитывать в |
Учить детей, аргументировано строить свои суждения. Развивать умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и в ситуации общения. Воспитывать уважение к близким людям, желание проявлять о них заботу. |
9. | Отношения со сверстниками.
Различия между людьми. Общие интересы.
Уважительное отношение к индивидуальным
особенностям людей. |
Создать психолого-педагогические
условия для преодоления |
Учить согласовывать свои действия с потребностями товарищей. Развивать умение вступать в процесс общения. Воспитывать заботу по отношению друг к другу. |
10. | Правила поведения.
Происхождение и назначение правил поведения. |
Сформировать у дошкольников как можно более общее представление о правилах поведения; показать роль и функции правил в регламентации, упорядочивании жизни людей. Донести до детей мысль о том, что правила появляются не случайно, что от правил, прямо и непосредственно зависит жизнь каждого человека. | Учить детей
применять в общении свои индивидуальные
способности. Развивать умение содержательно
выражать свои мысли. Воспитывать честность
по отношению к другим людям. |
11. |
Дети и собственность. Моё и Чужое. Жадность. Как не ссориться из-за игрушек. |
Выяснить с детьми, что такое жадность. Подвести к пониманию того, что человек не всегда может поделиться тем, что имеет. |
Учить критически, оценивать себя и других. Развивать умение
быть честным, не уклоняться от ответов.
Воспитывать у детей понимание и правильную
оценку поступков своих сверстников. |
12. | Конфликт между
желаниями ребёнка и |
Содействовать становлению произвольности поведения ребенка. Стараться сделать так, чтобы поведение ребенка из импульсивного, неосознанного, становилось разумным, культурным, опосредствованным нормам этики и морали. Сформировать обобщенные представления о плохом поступке, как о поступке, нарушающем правила. | Учить аргументировать свою позицию. Развивать основы логического мышления, вести диалог. Воспитывать доброжелательный тон в общении. |
13. | Последствия нарушения
правил поведения. Последствия плохих
поступков. Ложь. Обман. Враньё. |
Конкретизировать знания детей о том, что плохой поступок не может вызвать ничего хорошего, его отрицательные последствия неизбежны. Ложь-один из самых плохих поступков. Какими бы соображениями не руководствовался врущий человек, он только усугубляет свою вину. | Учить детей
формировать свое мнение, взгляды, интересы.
Развивать логическое мышление, умение
доказывать своё мнение. Воспитывать
уважение к мнению собеседника. |
14. | Признание в плохом
поступке. Правда. Сказать правду – значит
совершить хороший поступок. .. |
Сформировать
у детей представление о |
Учить детей, аргументировано строить свои суждения. Развивать эмоциональное восприятие и нравственную оценку поступка. Воспитывать в детях ответственность, самоконтроль, самооценку. |
15. | Стыд. Прощение. Последствия хорошего поступка. Узнавание сверстников. | Сформировать у детей обобщенноё представление о стыде, как об очень важном чувстве, поговорить о функциях стыда, привести к мысли, что стыдиться не так ух плохо. Стыд-предпосылка к раскаянию, путь к прощению и душевной гармонии. | Учить согласовывать свои действия с потребностями товарищей. Развивать речь детей, умение строить простые умозаключения. Воспитывать уважительное отношение к партнерам по общению. |
16. | Осознание вины.
Честный человек. Совесть. |
Сформировать
у детей представление о |
Учить детей вести диалог, аргументировать своё мнение. Развивать мыслительную деятельность. Воспитывать чуткость, отзывчивость, сопереживание. |
17. | Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения. Терпение. Ссора. Предупреждение ссор и конфликтов. | Показать детям ненадёжность внешних критериев оценки настроения; побудить к оценке собственного опыта пребывания в плохом настроении; составить рекомендации, как можно поднять настроение себе и окружающим людям и как, будучи в плохом настроении не испортить его другим. | Учить ориентироваться
в партнерах и ситуациях |
18. | Красота. Многообразие красоты. Различные проявления, формы, лики красоты. Красота индивидуальна. Красота у каждого человека своя. | Помочь детям осознать мысль о том, что красота многообразна, её проявления и формы не поддаются исчислению; что красота индивидуальна, что она делает всех счастливее и радостней, что красота бывает внешней и внутренней. Научить детей видеть единство внешнего облика и внутреннего состояния человека. | Учить детей использовать в речи мимику и жесты. Развивать речь детей. Воспитывать в детях внимательное, чуткое отношение друг к другу и к окружающим им людям. |
19. | Красота. Красота во всём. Красота, как универсальное понятие. Общее во всём красивом. | Осуществить переход от единичных представлений о красоте, представлений – образов конкретных явлений, объектов, людей, - через обобщение эстетических чувств к родству между всем красивым, найти сходное во всём красивом, построить общее представление о красоте и красивом. Создать стимул для дальнейшего размышления, построить зону ближайшего развития для детских спонтанных представлений о красоте. | Учить детей формировать свое мнение, взгляды, интересы. Развивать коммуникативные навыки детей. Воспитывать в детях вежливость при общении друг с другом. |
20. | Красота. Нравится. Не нравится. Эмоциональная и осознанная оценка окружающего. Не всё, что не нравится, некрасиво. Субъективность оценки «нравится». | Способствовать переходу от сугубо эмоциональных, эгоцентричных, рационально немотивированных оценок детьми окружающего мира к более взвешенным, осознанным, подкрепленным доказательствами и примерами оценочным суждениям и умозаключениям. | Продолжать
учить детей доказательно строить
свои суждения. Развивать речь детей,
умение эмоционально и содержательно
выражать свои мысли. Воспитывать доброжелательный
тон при общении друг с другом. |
21. | Красота человека. Красота телесная, внешняя. Красота душевная, внутренняя. | Подвести детей к пониманию того, что внешность в человеке не главное. Главное – духовность, его содержание, внутренний мир, забота о ближнем, самоотверженность, душевность. | Учить детей формировать свое мнение и последовательно излагать свои мысли. Развивать умение ориентироваться в ситуациях общения. Воспитывать культуру общения. |
22. | Хороший
человек – плохой человек:
критерии различия. |
Помочь детям осознать тот факт, что нельзя судить о человеке только по первому впечатлению, по внешности, иначе, не избежать неприятностей, обид и разочарований; предоставить детям возможность самостоятельно прийти к выводу о том, что о человеке говорят его поступки, дела и душа. | Учить детей
видеть хорошие качества через поступки
своих близких и друзей. Развивать коммуникативные
возможности детей через «Воспитательный
диалог».Воспитывать в детях внимательное,
чуткое, доброжелательное отношение к
окружающим. |
23. |
Любовь к людям. Любовь эгоистичная и альтруистическая. Человеческие качества, достойные любви. |
Создание психолого-педагогических условий для рефлексии, осознания детьми своей любви к людям. Переход от спонтанных, житейских понятий, схватывающих, отражающих лишь внешние проявления любви, к культурным, ставящих на первый план человеческую душу, способность сострадать, сочувствовать, приносить пользу. |
Учить детей вдумчиво, осмысленно выражать свою точку зрения. Развивать элементарные логические способности у детей: сравнивать, обобщать, выносить суждение. Воспитывать доброжелательные чувства к окружающим. |
24. | Счастье. | Подвести детей к пониманию противоречий между материальной и человеческой стороне «счастья». Выяснить с детьми, что человеку необходимо для счастья и что значит быть счастливым. | Учить детей аргументировать свою позицию. Развивать умение последовательно излагать свои суждения и ориентироваться в ситуации общения. Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками в процессе общения. Воспитывать уважение к близким людям, желание проявлять о них заботу. |
25. | Мой возраст. Дошкольники и Школьники. Маленькие и Большие. | Создание у дутей позитивного эмоционального настроя по отношению к школе и ученикам, подкрепление положительных ожиданий детей, нейтрализация, снятие неуверенности, боязни, страха. Обсудить с детьми критерии готовности, способность самооценки. | Учить детей полно излагать свои мысли, правильно начинать и заканчивать свое высказывание. Развивать в речи детей вежливый и ровный тон. Воспитывать уважение к сверстникам. |
26. | Ребёнок и взрослый. Права и обязанности взрослых. Взрослость как ответственность, забота о других. | В процессе дискуссии прийти к выводу о том, что взрослость-это не размер рук или ног, не рост, не вес, это - осознанная ответственность за всё происходящее на земле. Обсудить тот факт, что если проявляешь искреннюю заботу, даришь любовь, умеешь сочувствовать, сопереживать, вселяешь веру, помогаешь нуждающимся - обретаешь право называться взрослым. | Учить детей
проявлять некоторую |
27. | Необдуманный,
импульсивный, эгоистичный поступок
может разрушить дружбу. Дружбу
необходимо ценить и беречь.
Человек, достойный уважения
и дружбы. |
Создать предпосылки для выявления основополагающих критериев « детской дружбы»; Помочь детям сделать обобщение ценности дружбы. | Продолжать учить детей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказательно строить суждения. Формировать в детях умение ценить и беречь настоящую дружбу, понимать своих друзей. Воспитывать доброжелательные отношения с ровесниками. |
28. | Обида. Справедливая обида. Причина обид. Плохие поступки обижают людей. Вина. | Помочь детям задуматься о хрупкости человеческих отношений; задуматься над тем, что в общении с другими людьми надо взвешивать каждый шаг, думать о последствиях своих поступков; что тот, кто обижает другого, обречён на переживание вины, ему рано или поздно станет стыдно. | Учить детей воспроизводить простые умозаключения по теме. Развивать познавательные способности, коммуникативные навыки. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное, чуткое отношение друг к другу. |
29. | Искупление вины. Как получить прощение. Прощение надо заслужить. Исправление. Искреннее раскаяние. | Помочь детям отыскать нужные критерии для того, чтобы правильно отделить фальшь от истины; подвести к пониманию искренности в стремлении загладить вину. | Учить детей выражать свое мнение в проблемной ситуации. Развивать умение оценивать критически себя и других. Воспитывать самокритичность, умение выносить правильный урок из своих ошибок, меняться к лучшему. |
30. | Жалость. Сочувствие.
Сопереживание. Отзывчивость. Доброта.
Помощь людям. |
Проанализировав поступки главных героев этой истории, прийти к пониманию того, что если за самыми разнообразными поступками стоит жалость, если они продиктованы искренним желанием помочь людям, то эти поступки правильные, хорошие, а люди их совершающие, - достойны уважения и восхищения. | . Продолжать учить детей использовать обязательные формы вежливости в общении со сверстниками. Добиваться перехода нравственных навыков в привычку (научиться сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам). |
«Массаж
чувствами»
Цель:
Содействие улучшению общения со
сверстниками.
Ход: Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: страх, радость, злость и т.д.
Можно
сделать по-другому ─ ребенок,
сидящий в конце цепочки загадывает
какое-нибудь чувство и движениями пальцев
передает его. Тот должен почувствовать
его и передать следующему. Когда чувство
дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает
какое чувство он передавал и какое вернулось
к нему.
«Прогони
Бабу – Ягу»
Цель:
Содействовать символическому уничтожению
страхов детей. Помочь детям в
проявлении агрессии конструктивным путем.
Ход:
Ребенка просят представить, что
в стул залезла Баба – Яга. Надо
обязательно прогнать ее оттуда. Она
очень боится громких криков и шумов.
Ребенку предлагают прогнать Бабу – Ягу,
для этого надо покричать и постучать
по стулу.
«Волшебное
животное»
Цель:
Развивать у детей умение сотрудничать.
Ход:
Дети становятся в тесный круг, берутся
за руки и представляют, что все
они вместе – одно большое сильное
животное. Ведущий просит детей послушать
дыхание друг друга и постараться дышать
одинаково – так, как будто дышит одно
большое животное.
«Цветок
дружбы»
Цель:
Формирование взаимопонимания, содействие
доброжелательным отношениям детей в
группе.
Ход:
Ведущий предлагает детям превратиться
в очень красивые цветы. Каждый ребенок
решает для себя, в какой цветок
он хотел бы превратиться. Сначала
он «сажает семечко» - ребенок поднимает
ноги, садится на стульчик, опускает
голову – он семечко. Ведущий поглаживает
его – «закапывает ямку». Затем из пипетки
слегка капает на голову водой – поливает.
Семечко начинает расти – ребенок медленно
встает, поднимает руки вверх. Ведущий
помогает ему, придерживая его за пальцы.
Когда «цветок вырастает», дети хором
кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы
хотим дружить с тобой.
«Вулкан»
Цель:
Содействовать улучшению
Ход:
Один из ребят «вулкан» - садится
на корточки в центр круга. Он спит.
Затем начинает тихо гудеть и медленно
поднимается – просыпается. Группа помогает
ему гудеть глухими утробными звуками
– звуками земли. Затем он резко подскакивает,
поднимает руки вверх, как будто выбрасывает
все, что ему не нужно, потом опять постепенно
затихает – засыпает. После того, как ребенок
возвращается в круг, ведущий спрашивает
у него, что он выбрасывал, - может быть,
это были ненужные чувства, мысли, а может
что-то другое?
«Бросок
любви»
Цель:
Способствовать формированию у детей
умения любить окружающих.
Ход:
Ведущий помогает детям зарядить любовью
какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу,
мячик. Для этого они все вместе кладут
на него свои ладошки и мысленно заряжают
его. После этого дети по очереди бросают
друг другу этот предмет. После каждого
броска спрашивают друг друга: «ты получил
мою любовь?» - и, услышав ответ «Да» просят
передать игрушку дальше по кругу.
«Кораблик»
Ход:
Ведущий: Представьте себе, что мы
плывем на корабле. Качает. Чтобы не
упасть расставьте ноги пошире и прижмите
их к полу. Руки сцепите за спиной.
Качните палубу, прижимаем правую ногу
(правая нога напряжена, левая расслаблена,
немного согнута в колене, носком касается
пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло
в другую сторону.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратить внимание ребенка на напряжение и расслабление мышц ног. После напряжения ног еще раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени, а теперь немного лени…
Напряжение улетело
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И
еще послушней стали!
«Медитация
на счастье»
Цель: Способствовать развитию самоуважения детей.
Информация о работе Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя