Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:38, аттестационная работа
Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление, поскольку язык – это основное средство приобщение к человеческой культуре и основа национального самосознания. Основной и первоначальной функцией речи является коммуникативная функция – это назначение речи быть средством общения.
Анализ − мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части.
Беседа-метод психологического исследование, основанный на вопросах и ответах.
Высказывание-это речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, больше, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь- это единое смысловое структурное целое, включающее связные между собой и тематические отрезки.
Воображение − психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалa восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.
Деятельность − активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.
Деловое общение - целенаправленное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности по непосредственному или опосредственному созданию продукта этой деятельности и продвижению его по рынку товаров и услуг.
Диагностика – это сбор фактов и явлений с их последующим анализом для составления представления о состоянии педпроцесса и позволяет наметить пути его оптимизации.
Диалог – сложный, многофункциональный, социоально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.
Диалогическая речь – разговор двух или нескольких лиц.
Доверительное общение – общение, основанное на высокой степени доверия к тому, с кем происходит общение.
Запоминание − процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению − один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.
Классификация − мыслительная операция, состоящая в разделении объектов на группы по определенным признакам.
Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основным составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелируется со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность; умение делать; коммуникацию» гладкой.
Коммуникативный навык – это осознанные коммуникативные действия детей старшего дошкольного возраста и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
В этом определении обращают на себя внимание два момента:
1) Коммуникативные навыки – это осознанные коммуникативные действия детей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное усвоение коммуникативными навыками, бесспорно, является доступным детям старшего дошкольного возраста;
2) Коммуникативные навыки – это способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.
Формирование коммуникативных навыков включает в себя:
-овладение
языком (формирование языковой
-умение
принимать язык для целей
Креативность – уровень творческой одаренности, способность к творчеству как несводимая к интеллекту функция целостной личности, ее психологических особенностей.
Наблюдение − систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов.
Наглядно-действенное мышление − вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.
Наглядно-образное мышление − вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.
Непроизвольная память − вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели.
Новая внутренняя позиция дошкольника − возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью.
Обобщение − мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам.
Образная память − память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.
Общение − взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей. Информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу, процесс взаимодействия людей друг друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б.Ф. Парыгин, В.Н. Бодаев, А.А.Леонтьев)
Ощущение − психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Педагогическое общение – общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающиеся задачи; психологическое пространство, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях. Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией.
Припоминание − сознательный поиск информации в памяти.
Психологическая готовность к школьному обучению − комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).
Развитие общение – смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собой определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых, Лисиной М.И, формами общения.
Рассуждение – объяснение какого-либо факта, доказательство
чего - либо. Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связи и отношения реального мира.
Распределение внимания − способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.
Речь - процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения.
Речевая деятельность – использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.
Самооценка − оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.
Самосознание − осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Словесное мышление − вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия.
Способность умозаключений (способность к умозаключению) − способность, позволяющая решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Способность умозаключений позволяет улавливать связь между различными элементами ситуаций и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям наугад.
Суждение − логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами.
Творческое воображение − вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.
Умозаключение − логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или суждений.
Устойчивость внимания - длительное удержание внимания на объекте или деятельности.
Фантазия − синоним воображения или его продукт.
Эмоции − психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются. В отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Список литературы
1. Арушанова А.Г. и др. Истоки диалога. – М.: Мозаика – синтез, 2003. – 216с. 2. Антология философской мысли.106 философов. М., 1996
3. Безгина О.Ю Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика – синтез, 4004. – 40 с.
4. Белобрыкина
О.А. Речь и общение.
5. Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная
6, Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1977.
7. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. – 96с.
8. Виноградова Н.Ф. Формирование связной речи. – М.: Просвещение, 1975. – 215с.
9. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004. -128с.
10. Деркунская
В.А. Воспитываем, обучаем,
11. Жинкин Н.И. Механизм речи. – М.: Педагогика, 1988. – 300с.
12. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. – 256с.
13.Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996. – 278с.
14. Короткова
Э.П. Обучение детей
15.Максимова А.А. Учим общаться детей 6 – 7 лет. Методическое пособие, М.: ТЦ Сфера, 2005. – 78с.
16.Марголис
А.А., Ковалев С.Д, Телегин М.В,
Кондратьев Е.А.
17. Марголис А.А. Мышление. Бюллетень Российского центра «Философия для детей» №1, №2, №3. Международный образовательный и психологический колледж, 1996. -567с.
18. Петровский А.М., Виноградов Л.М. Учим общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993. – 191с.
19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. – М.: Педагогика, 1969. – 410с.
Информация о работе Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя