Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:38, аттестационная работа

Описание работы

Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление, поскольку язык – это основное средство приобщение к человеческой культуре и основа национального самосознания. Основной и первоначальной функцией речи является коммуникативная функция – это назначение речи быть средством общения.

Работа содержит 1 файл

- Горбатюк.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Анализ − мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части.

Беседа-метод психологического исследование, основанный на вопросах и ответах.

Высказывание-это речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, больше, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь- это единое смысловое структурное целое, включающее связные между собой и тематические отрезки.

Воображение − психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалa восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.

Деятельность − активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Деловое общение - целенаправленное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности по непосредственному или опосредственному созданию продукта этой деятельности и продвижению его по рынку товаров и услуг.

Диагностика – это сбор фактов и явлений с их последующим анализом для составления представления о состоянии педпроцесса и позволяет наметить пути его оптимизации.

Диалог  – сложный, многофункциональный, социоально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.

Диалогическая речь – разговор двух или нескольких лиц.

Доверительное общение – общение, основанное на высокой степени доверия к тому, с кем происходит общение.

Запоминание − процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации.

Интеллектуальная  готовность к школьному  обучению − один из  компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.

Классификация − мыслительная операция, состоящая в разделении объектов на группы по определенным признакам.

Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основным составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелируется со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность; умение делать; коммуникацию» гладкой.

Коммуникативный навык – это осознанные коммуникативные действия  детей старшего дошкольного возраста и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1) Коммуникативные навыки – это осознанные коммуникативные действия детей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное усвоение коммуникативными навыками, бесспорно, является доступным детям старшего дошкольного возраста;

2) Коммуникативные  навыки – это способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

Формирование  коммуникативных  навыков включает в себя:

-овладение  языком (формирование языковой способности,  связи «знак – значение», семантики и синтаксиса);

-умение  принимать язык для целей общения  в разнообразных коммуникативных  ситуациях. Умение строить развернутый  текст и устанавливать интерактивное  взаимодействие.

Креативность  – уровень творческой одаренности, способность к творчеству как несводимая к интеллекту функция целостной личности, ее психологических особенностей.

Наблюдение  − систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов.

Наглядно-действенное  мышление − вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.

Наглядно-образное мышление − вид мышления, осуществляемый  во внутреннем плане с опорой на представления и образы.

Непроизвольная  память − вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели.

Новая внутренняя позиция  дошкольника − возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью.

Обобщение − мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам.

Образная  память − память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.

Общение − взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и  достижения общего материального или духовного результата.

Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей. Информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу, процесс взаимодействия людей друг друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б.Ф. Парыгин, В.Н. Бодаев, А.А.Леонтьев)

Ощущение − психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Педагогическое  общение – общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные  и личностно-развивающиеся задачи; психологическое пространство, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие.

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях. Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией.

Припоминание − сознательный поиск информации в памяти.

Психологическая готовность к школьному  обучению − комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).

Развитие  общение – смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собой определенный генетический уровень коммуникативной деятельности  и называемых, Лисиной М.И, формами общения.

Рассуждение – объяснение какого-либо факта, доказательство

чего - либо. Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связи и отношения реального мира.

Распределение внимания − способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.

Речь - процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения.

Речевая деятельность – использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.

Самооценка − оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.

Самосознание − осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Словесное мышление − вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия.

Способность умозаключений (способность  к умозаключению) − способность, позволяющая решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Способность умозаключений позволяет улавливать связь между различными элементами ситуаций и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям наугад.

Суждение − логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или  их признаками, свойствами.

Творческое  воображение − вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.

Умозаключение − логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или суждений.

Устойчивость  внимания - длительное удержание внимания на объекте или деятельности.

Фантазия  − синоним воображения или его продукт.

Эмоции  − психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются. В отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

1. Арушанова  А.Г. и др. Истоки диалога. –  М.: Мозаика – синтез, 2003. – 216с. 2. Антология философской мысли.106 философов. М., 1996

3. Безгина  О.Ю Речевой этикет старших  дошкольников. Методическое пособие  для воспитателей. – М.: Мозаика  – синтез, 4004. – 40 с.

4. Белобрыкина  О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия развития, 1998. – 204 с.

5. Богоявленская  Д.Б. Интеллектуальная активность  как психологический аспект изучения  творчества // Исследование проблем  психологии творчества. – М.: Педагогика, 1983.

6, Бондаренко  А.К. Словесные игры в детском  саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1977.

7. Бычкова  С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. – 96с.

8. Виноградова  Н.Ф. Формирование связной речи. – М.: Просвещение, 1975. – 215с.

9. Гризик  Т. Познаю мир. – М.: Издательский  дом «Воспитание дошкольника». –  2004. -128с.

10. Деркунская  В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем  дошкольников в игре. – М.: Педагогическое  общество России, 2006. – 128с.

11. Жинкин  Н.И. Механизм речи. – М.: Педагогика, 1988. – 300с.

12. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. – 256с.

13.Зеньковский  В.В. Психология детства. М., 1996. – 278с.

14. Короткова  Э.П. Обучение детей дошкольного  возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982. – 128с.

15.Максимова  А.А. Учим общаться детей 6 –  7 лет. Методическое пособие, М.: ТЦ Сфера, 2005. – 78с.

16.Марголис  А.А., Ковалев С.Д, Телегин М.В,  Кондратьев Е.А. Объяснительная  записка к программе «Философия  для детей»  («Воспитательный диалог). – АНО «Развивающее образование», 2002. -47с.

17. Марголис  А.А. Мышление. Бюллетень Российского  центра «Философия для детей»  №1, №2, №3. Международный образовательный  и психологический колледж, 1996. -567с.

18. Петровский А.М., Виноградов Л.М. Учим общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993. – 191с.

19. Пиаже  Ж. Избранные психологические  труды. Пер. с франц. – М.: Педагогика, 1969. – 410с.

Информация о работе Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя