Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа
Заявленная тема не столь проста, как может показаться с первого взгляда. Влияние физического воспитания на здоровье и развитие учащихся требует тщательного анализа, так как при всех благих намерениях результаты деятельности учителей по оздоровлению учащихся отнюдь не всегда нас удовлетворяют.
Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.
Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.
Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития ос-новных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности.
К духовным ценностям
физической культуры личности относятся
совокупность специальных знаний в
области всестороннего
Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.
Культурный уровень человека — это степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры — духовной, политической, физической и др. Это и степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Например, степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния его здоровья.
Одним из критериев культурного уровня человека является его способность правильно, с большей пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Насыщение свободного времени двигательной деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку, сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.
1.5. Социальные функции физической культуры студенческой молодежи
Молодежь должна
регулярно заниматься физической культурой,
спортом, туризмом. Это ставит перед
всеми важную задачу — целенаправленно
формировать у молодого поколения
здоровые интересы, настойчиво бороться
с вредными привычками и наклонностями,
последовательно прививать
Физическое и
духовное развитие учащейся молодежи
органически дополняет друг друга
и способствует повышению социальной
активности личности.
Студенческий возраст имеет особо важное
значение как период наиболее активного
овладения полным комплексом социальных
функций взрослого человека, включая гражданские,
общественно-политические, профессионально-
трудовые.
Физическая культура
— это средство не только физического,
совершенствования и
Потенциальные
возможности в области
Постоянно растущий
объем информации, усложнение учебных
программ, различные общественные поручения
делают учебный труд студенческой молодежи
все более интенсивным и
Недостаток движений
способствует детренированности организма.
Малоподвижный образ жизни является одной
из главных причин тяжелых хронических
заболеваний внутренних органов. При этом
ухудшается умственная работоспособность,
происходят отрицательные изменения в
центральной нервной системе, снижаются
функции внимания, мышления, памяти, ослабляется
эмоциональная устойчивость.
Физическому воспитанию
принадлежит большая роль в совершенствовании
человеческих способностей, физической
природы. Именно движения как проявления
физической активности послужили первоосновой
образования и развития систем адаптивного
поведения живого на земле, формирования
его морфологии и функций. В процессе
физического воспитания осуществляется
морфологическое и
Пример этого — деятельность человека
в условиях невесомости и перегрузок при
космических полетах.
В процессе обучения
у молодежи следует постоянно
вырабатывать навыки здорового образа
жизни. Необходимо помнить, что систематические
занятия физической культурой и
спортом сохраняют молодость, здоровье,
долголетие, которому сопутствует творческий
трудовой подъем. Соблюдение гигиенических
норм, создание в студенческих коллективах
хорошего психологического климата, стимулирование
занятий массовой физической культурой,
правильная организация рабочего времени
— необходимые условия здорового образа
жизни.
Огромное значение имеет сознательное
отношение к занятиям физическими упражнениями.
Применительно к учащейся молодежи образ жизни социологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функций.
Многофункциональный
характер физической культуры ставит
ее в число областей общественно
полезной деятельности, в которых
формируются и проявляются
Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые трудовые профессии.
Физическая культура
способствует проявлению лучших свойств
личности студента. При этом на высоком
эмоциональном уровне реализуется
одна из важнейших общественных потребностей
— общение с людьми.
Преимущества спорта как социального
явления заключаются в его привлекательности
для молодежи, его «язык» доступен и понятен
каждому, человеку, его польза для здоровья
несомненна.
По силе воздействия на человека физическая культура выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности она является важным средством обогащения культуры.
Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.
В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатываются сознательное и активное отношение к общественной работе, определенные умения и навыки к этой важной форме деятельности, основывающейся на принципах демократии и гласности. Физическая культура развивает общественную активность студентов.
Участие молодежи в сложной общественной деятельности, важнейшими компонентами которой являются производительная и внепроизводительная сферы, труд и свободное время, постоянно и динамично изменяет комплекс биологических, психофизиологических, социальных функций и состояний человека. В этих условиях возрастает роль целенаправленной физической подготовки, которая в большинстве случаев бывает важным действенным, а иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям.
ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций.
Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных
сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и
ноги; гибкость стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться
в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся
условиям. Воспитательная функция физической культуры направлена на
укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили:
«в здоровом теле — здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение
полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятие
физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными
целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля,
твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности
послужат интересам общества: борьбе с разгильдяйством,
распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством, будут
способствовать активному труду и здоровому отдыху.
Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией
и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными
видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и
духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений
мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные
чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только
пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб
здоровью. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в
современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного
действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это
делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую
гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или
лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в
движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными
привычками, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения
у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную
функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными
занятиями.
Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурное
сознание: понимание сущности физической культуры, ее жизненной
необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового,
нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя
знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует
выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой
деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости
бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий;
эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела
и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения явлениях
физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве
Информация о работе Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе