Учащимся VIII—IX
классов представляется возможность
овладения приемами борьбы.
Основы знаний
по всем видам физкультурной деятельности,
получаемые подростками
на уроках, представляют
собой теоретические сведения и
установки, необходимые
для овладения
практическими умениями и навыками.
В X—XI классах развиваются все
основные виды
физкультурной деятельности: гимнастика,
легкая атлетика,
спортивные игры,
лыжная, кроссовая или конькобежная
подготовка, плавание, а где
имеются необходимые
условия, и борьба. Содержание занятий
для девушек и юношей
обретает свою
специфику как по видам, так и по характеру
занятий. С учетом
требований наставления
по физической подготовке Вооруженных
Сил страны в
программу для
юношей вводятся виды деятельности военно-прикладного
характера,
а также выполнение
строевых команд.
Физическая подготовка
старшеклассников увязывается с
их занятиями
производительным
трудом. В зависимости от характера профессии
(строительных,
механизаторских,
конвейерных, станочных, монтажных, слесарных)
юноши и
девушки выполняют
специфические упражнения.
Таким образом,
на уроках происходит постепенное нарастание
сложности как
самих видов
физкультурно-спортивной деятельности,
так и упражнений внутри
каждого вида. В
комплексной программе для каждого
класса разработаны
требования к
учащимся, учебные нормативы по усвоению
навыков, развитию
двигательных
качеств. Педагогам рекомендуется
строго учитывать физические и
моральные возможности
каждого школьника, осуществлять продуманный,
дифференцированный
подход в процессе физического развития
детей, формирования
у них умений
и навыков самостоятельных занятий
физкультурой в домашних
условиях.
Третья
часть комплексной
программы посвящена
внеклассным формам
занятий
физической
культурой и спортом. Для начальных
классов предлагается создание
групп общей
физической подготовки, кружков физической
культуры по гимнастике,
плаванию, настольному
теннису, конькам, бадминтону. В V—VI классах
занятия
групп общефизической
подготовки становятся более разнообразными,
физкультурные
кружки уступают
место спортивным секциям по гимнастике,
легкой атлетике и
игровым видам
спорта: баскетболу, футболу, хоккею. Подростки
VII—VIII классов
могут продолжать
посещение группы общей физической
подготовки; в секциях
осваивать технику
по отдельным видам спорта; участвовать
в лыжных гонках,
туристских походах.
Юноши и девушки IX—XI классов также занимаются
в группах
общей подготовки,
совершенствуют свое мастерство в спортивных
секциях,
овладевают военно-прикладными
специальностями.
Четвертая часть комплексной программы
включает в себя общешкольные,
физкультурно-массовые
и спортивные мероприятия. В школах
проводятся
ежемесячные дни
здоровья и спорта. Это направлено
на достижение всеобщности
физического воспитания
детей во внеклассной работе.
К комплексной
программе тесно примыкает работа
по физическому воспитанию
детей, проводимая
общественными организациями, спортивными
обществами,
объединениями
при клубах, ДЭЗах, в дворцах, домах
пионеров и школьников, в
специализированных
спортивных школах. Для школьников организуются
летние
спортивные лагеря,
туристские походы и экспедиции. Многие
учащиеся участвуют
в военизированных
мероприятиях, связанных с ними маршбросках,
маневрах,
соревнованиях.
Значительный вклад в организацию физического
воспитания детей
вносят средства
массовой информации — радио, телевидение,
печать. В массовых
специальных и популярных
изданиях публикуются комплексы упражнений,
описание спортивных
игр, маршруты походов под руководством
опытных
спортсменов-инструкторов.
Физкультурные и спортивные занятия
детей в секциях
спортобществ, в
ДЮСШ, специализированных спортивных
школах вводят часть ребят
в большой спорт.
Важно, чтобы спортивные увлечения
школьников развивались на
фоне широких
общественных интересов, не замыкали детей
в узкий и
ограниченный
круг проблем спортивного профессионализма.
Физическое воспитание
учащихся неразрывно связано
со всеми другими видами
учебно-воспитательной
работы. В процессе занятий физкультурой
происходит
умственное воспитание,
формируется тактическое мышление, вырабатывается
способность принимать
решениям экстремальных ситуациях.
В плане трудовой
подготовки школьников
физкультура приучает к выдержке,
настойчивости, умению
довести дело до
конца, помогает проявить выносливость,
ловкость, сноровку,
быстро приобрести
умение и навык. Физкультурные занятия
формируют у детей
добрую волю,
выдержку, справедливость, честность в
борьбе, коллективизм. С их
помощью достигается
гармония человеческого тела и духа.
Школьники развивают в
себе способность
эстетического восприятия красоты
человеческого ума и тела,
проявляющиеся
в движении, борьбе, преодолении препятствий.
Физическое
воспитание —
неотъемлемая часть и основа всестороннего
развития личности.
К
критериям физической
воспитанности относятся соответствующие
возрастным
возможностям детей показатели
физического развития:
двигательные
качества, умения и навыки, выносливость,
ловкость, способность
выдерживать нагрузки
в беге, подтягивании, упражнениях.
О физической развитости
ярко свидетельствуют
закаленность организма, здоровье, владение
умениями и
навыками, необходимыми
для активного участия в спортивных
играх. Показателями
физической
воспитанности, нравственно-физической
культуры являются:
систематическая
физзарядка и тщательное соблюдение
личной гигиены; четкая
организация труда
и отдыха, полезное для тела и
духа проведение свободного
времени, последовательное
проявление нравственной принципиальности
и
нетерпимости
к злу; развитая способность эстетического
наслаждения содержанием
и формой прекрасного
в физической деятельности человека.
- .
Теоретические основы
рекреации и рекреационных
занятий
- 1.1
Понятие и сущность
рекреации и рекреационно-оздоровительных
занятий
- Научно-обоснованная
организация отдыха, направленная на восстановление
функциональных возможностей и работоспособности
человека с использованием адекватных
средств и методов, рекреация охватывает
широкий круг проблем, связанных с оздоровительным
отдыхом и предполагающих их комплексное
использование с соответствующей организацией
и планированием.
- Рекреация
может осуществляться как в специально
создаваемых учреждениях (санатории, базы
отдыха, пансионаты), так и посредством
смены видов деятельности в любительских
объединениях по интересам, участие в
досуговой деятельности в учебных заведениях,
предприятиях, в неформальном общении
и с оптимальной организацией собственной
жизнедеятельности во внерабочее время.
- В рекреации
важным средством является двигательная
активность, поэтому понятие «двигательная
рекреация» конкретизирует понятие, означая,
что в процессе восстановления, отдыха
преобладает двигательный компонент с
использованием физических упражнений.
- Н.И. Пономарев
характеризует двигательную рекреацию
как игровую деятельность в сфере досуга,
связанную с получением удовольствия
от самого процесса выполнения физических
упражнений и направленную на организацию
активного отдыха.
- Г.Ф. Шитикова
характеризует двигательную рекреацию
как двигательную деятельность, направленную
на удовлетворение общественно-полезной
потребности в активном отдыхе, содержательном
развлечении и всестороннем совершенствовании
личности.
- Содержание
и формы двигательной рекреации, в отличие
от других видов физической культуры,
легко могут быть приспособлены к возможностям
любой общественной среды, группы занимающихся,
внешним условиям, субъективным потребностям
каждой личности.
- В цивилизованных
странах двигательная рекреация развита
достаточно широко, она совмещается с
занятиями по интересам и массовым оздоровительным
спортом.
- Содержание
адаптивной двигательной рекреации направлено
на активизацию, поддержание или восстановление
физических и духовных сил, затраченных
инвалидом во время какого-либо вида деятельности
на профилактику утомления, развлечение,
интересное проведение досуга и вообще
на оздоровление, улучшение кондиции,
повышение уровня жизнестойкости через
удовольствие или с удовольствием.
- Из этого
вытекает ряд важных специфических функций
адаптивной двигательной рекреации, отражающих
ее сущность:
- · гедонистическая
функция (наслаждение, развлечение, удовольствие);
- · оздоровительно-восстановительная
(профилактика, оздоровление, восстановление
физических сил);
- · развивающая
(поддержание физических кондиций);
- · воспитательная
(самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).
- Под влиянием
занятий двигательной рекреации в сочетании
с другими сферами жизнедеятельности
ребенка с отклонениями в развитии расширяется
круг общения и социальной активности,
меняются интересы, мотивы, ценностные
ориентации на роль физической активности,
что создает предпосылки к обретению социальной,
психической, бытовой независимости, самоактуализации
и интеграции в обществе.
- Таким образом,
адаптивная двигательная рекреация осуществляет
следующие социальные функции: коммуникативную,
социализирующую, интегративную (схема
1).
- Выделение
этих функций носит условный характер,
так как их проявление воздействует на
личность ребенка с нарушениями в развитии
одновременно и комплексно, формируя характер,
поведение, отношения с людьми, природой,
обществом.
- По своему
содержанию адаптивная двигательная рекреация
имеет много общего с рекреативно-оздоровительным
занятием. Эта общность выражается в функциональных
связях, имеющих сущностное, социальное
значение. Объединяет эти два вида адаптивной
физической культуры независимый самостоятельный
выбор двигательной активности, исходящий
из внутренней, сугубо личностной потребности
самого человека и регламентируемой физическими
и психическими возможностями, характером
и глубиной нарушений функций организма.
Средства, т.е. сами упражнения, могут совпадать
в тех случаях, когда предметом двигательной
рекреации являются конкретные виды спорта,
например, занятия плаванием, бильярдом
или волейболом. Основные отличия состоят
в следующем. Обязательным атрибутом занятий,
включая и рекреативно-оздоровительные,
являются соревнования и целенаправленная
подготовка к ним, предполагающая непрерывность,
цикличность, определенное соотношение
общей и специальной подготовки, объема
и интенсивности нагрузки и т.п., которые
в результате адаптации организма должны
привести ребенка с отклонениями в развитии,
занимающегося спортом, к состоянию готовности
для участия в соревнованиях. Занятия
спортом имеют выраженный организационный
аспект: расписание, место занятий, относительно
постоянный коллектив с определенными
ролевыми функциями, правилами и требованиями.
Работа проводится под руководством тренера,
при участии врача и психолога, контролирующих
состояние детей-инвалидов.
- В адаптивной
двигательной рекреации, в отличие от
рекреативно-оздоровительных, занятия
носят преимущественно самодеятельный
характер, они могут быть организованными
и неорганизованными, систематическими
и эпизодическими, частично руководимыми
и самостоятельными. В широком диапазоне
могут варьировать используемые средства
как в одном занятии (бег «трусцой», катание
на лыжах, санках, подвижные игры на снегу),
так и во временной перспективе (сезонная
смена видов двигательной активности).
Занятия могут проводиться индивидуально
и со всей семьей, где есть ребенок-инвалид,
в группах по интересам и специально организованных
секциях учебных заведений, оздоровительных
лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных
центрах, стадионах, клубах, по месту жительства;
при наличии мест занятий, специального
инвентаря, оборудования, при частичном
обеспечении и полном отсутствии его.
Рекреативные занятия не предполагают
участия в официальных соревнованиях.
- Главное отличие
двигательной рекреации состоит в психофизическом
эффекте: получении удовольствия от движения,
который достигается нерегламентированными
занятиями.
- Формы рекреативно-оздоровительных
занятий можно классифицировать по разным
признакам: по особенностям их применения
в разных социологических группах инвалидов,
по использованию их в разных возрастных
группах, по педагогическим задачам, направленности,
видам спорта и др. Наиболее приближенной
к действительной практике является классификация
видов рекреации по месту применения:
- · в условиях
быта и семьи:
- К ним относятся
упражнения гигиенической гимнастики
в сочетании с закаливанием и водными
процедурами, подвижные игры, коррекционные
и развивающие упражнения в условиях «домашнего
стадиона», существующие в традициях семьи,
индивидуальные программы комплексов
упражнений самокоррекции, саморазвития,
самореабилитации по видео- и аудиотрансляции
и др.
- · в условиях
учебной и трудовой деятельности:
- В процессе
учебной и трудовой деятельности двигательная
рекреация носит всегда организованный
характер и представлена так называемыми
«мелкими», т.е. непродолжительными формами
физических упражнений. Их назначение:
профилактика, отдых, активизация функционального
состояния, разгрузка, восстановление,
переключение на другой вид деятельности.
К рекреативным формам относятся: вводная
производственная гимнастика, утренняя
зарядка (в интернатах, детских домах и
пр.), физкультурные паузы, физкультминутки,
профилактическая гимнастика, игры на
переменах (в школах), в перерывах, после
работы - подвижные игры, спортивные игры
по упрощенным правилам, плавание, релаксационная
пластика, упражнения на тренажерах и
др.
- · в условиях
досуга и активного отдыха:
- Самый многообразный
арсенал физических упражнений представлен
в формах двигательной рекреации в условиях
досуга и активного отдыха инвалидов.
К основным средствам относятся разнообразные
подвижные и спортивные игры (бадминтон,
настольный теннис, мини-футбол, дартс,
бильярд, баскетбол, в том числе в колясках,
городки, лапта, шашки и др.), плавание и
купание, катание на коньках, лыжах, санках,
на лодках, бег «трусцой», ориентирование
на местности, прогулки и туристические
походы, спортивные развлечения, танцы,
аттракционы, забавы, викторины в сочетании
с театрализованными представлениями,
а также физкультурные праздники типа
«Веселые старты», конкурсы, спартакиады
и дни здоровья, слеты, экскурсии на большие
соревнования и т.п.
- Таким образом,
если говорить об инвалидах и детях с нарушениями
в развитии, то этот вид двигательной активности
больше всего соответствует интересам
и потребностям данной категории детей
и людей, так как является наиболее доступной
и естественной формой реализации своих
физических возможностей, где главное-процесс,
а не результат. Двигательная рекреация
утоляет «эмоциональный голод», создает
условия равной личности в общении, ибо
часто объединяют детей и взрослых, здоровых
и инвалидов с различными патологическими
нарушениями, людей разного уровня образования,
социального положения, профессий и национальностей.
- А.В. Лотоненко
указывает, что двигательная рекреация,
воспитывая целеустремленность и сознательное
приобщение к культурным ценностям, формирует
сферу общения, необходимую в условиях
духовно-творческой атмосферы повседневной
жизни, где проявляется уважение к человеческой
индивидуальности и достоинству, формирование
истинных человеческих отношений. Совместная
деятельность помогает выработать нравственные
критерии отношений, самооценку личности,
развить способность к самореализации.
- В двигательной
рекреации удовлетворяется потребность
в сопереживании, сопричастности к определенной
группе, обществу и реализуемая посредством
общения.
- Выбор вида
двигательной активности определяется
внутренними мотивами. Ценностные ориентации
могут быть разными, но, как правило, направленными
на возможность самореализации своей
индивидуальности, физических и психических
способностей, намерений, интересов, на
перспективу завести новые знакомства,
получить определенный статус, самоутвердиться.
Иногда это уход от одиночества, способ
психологической защиты, что особенно
важно для личности и общества в целом,
так как рекреативные занятия дают возможность
компенсировать неудовлетворенные индивидуальные
потребности в общении, сфере профессионального
труда, проявить творчество, укрепить
здоровье.
- Обобщая изложенное,
можно сделать следующее заключение:
- · адаптивная
двигательная рекреация является эффективным
способом преодоления замкнутого пространства
ребенка с нарушениями в развитии, создает
условия психической защищенности, возможности
интеграции с другими людьми, природой;
- · это биологически
оправданная, саморегулируемая двигательная
активность, инициирующая физиологические
процессы, поддерживающая общую работоспособность,
укрепляющая здоровье и защитные свойства
организма от неблагоприятных воздействий;
- · это интересное
развлечение, добровольная форма двигательной
активности, связанная с преодолением
трудностей, проявлением эмоций, характера,
физических, психических, интеллектуальных
способностей, возможностью саморазвития
личности и приобщения ее к систематическим
занятиям физическими упражнениями, т.е.
к активному формированию здорового образа
жизни.
- Перечисленные
достоинства дают основание с полным правом
считать, что в процессе рекреационно-оздоровительной
деятельности комплексно реализуются
следующие педагогические и социальные
функции, складывающиеся естественным
образом за счет использования физических
упражнений и путем формирования множественных
внешних связей: гедонистическая, оздоровительно-восстановительная,
развивающая, ценностно-ориентационная,
творческая, самовоспитания, коммуникативная,
интегративная, социализирующая и др.
- Перечисленные
функции двигательной рекреации носят
объективный характер и имеют отражение
в реальной практике.
- Это дает
основание считать, что адаптивная двигательная
рекреация с ее многообразными функциями
представляет собой вид общей культуры
человека, является потребностью общественного
развития и выступает как социальная ценность.
- Развивающее
значение подвижных
игр и задачи уроков
физической культуры
В общей системе
всестороннего развития человека воспитание
ребенка занимает важное место. Начиная
с дошкольного возраста закладываются
основы здоровья, физического развития,
формируются двигательные навыки, создается
фундамент для воспитания физических
качеств. Учащиеся младших классов, преемственно
развиваясь с большим удовольствием занимаются
физической культурой. Особенный интерес
вызывают у них различного вида игры: начиная
от народных игр, заканчивая спортивными
- баскетбол, футбол, хоккей, настольный
теннис, бадминтон и т. д
Различного вида
игры и упражнения способствуют совершенствованию
деятельности основных физиологических
систем организма (нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной), улучшению физического развития,
физической подготовленности детей, воспитанию
положительных морально-волевых качеств.
Очень ценно, что занятия играми способствуют
воспитанию у учащихся младших классов
положительных черт характера, создают
благоприятные условия для воспитания
дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Они проводятся летом и зимой на открытом
воздухе, что является эффективным средством
закаливания организма ребенка.
Подвижные игры
– одно из самых любимых и полезных
занятий детей. В их основе лежат
физические упражнения, движения, в
ходе выполнения которых участники
преодолевают ряд препятствий, стремятся
достигнуть определенной, заранее поставленной
цели. Благодаря большому разнообразию
содержания игровой деятельности, они
всесторонне влияют на организм и
личность, в то же время способствуя
решению важнейших специальных задач
физического воспитания, например, развитию
скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность
всегда связана с решением определенных
задач, выполнением определенных обязанностей,
преодолением разного рода трудностей
и препятствий. Преодоление препятствий
укрепляет силу воли, воспитывает
выдержку, решительность, настойчивость
в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие
аспекты усиливаются спецификой
русских народных игр.
Именно поэтому
грамотное использование русских
народных игр на уроках физической
культуры не только полезно для детей,
но и чрезвычайно актуально, поскольку
правильное “включение” элементов
игр в процесс физического
воспитания активно способствует гармоничному
развитию и физической подготовленности
учащихся. Целью моей работы является
активное использование русских народных
игр в процессе физического воспитания
обучающихся младших классов. С учетом
воспитательно-развивающего значения
народных игр преследуется решение совокупности
задач физического воспитания: