Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Заявленная тема не столь проста, как может показаться с первого взгляда. Влияние физического воспитания на здоровье и развитие учащихся требует тщательного анализа, так как при всех благих намерениях результаты деятельности учителей по оздоровлению учащихся отнюдь не всегда нас удовлетворяют.

Работа содержит 1 файл

курсовая..docx

— 73.13 Кб (Скачать)

Учащимся VIII—IX классов представляется возможность овладения приемами борьбы.

Основы знаний по всем видам физкультурной деятельности, получаемые подростками

на уроках, представляют собой теоретические сведения и  установки, необходимые

для овладения  практическими умениями и навыками. В X—XI классах развиваются все

основные виды физкультурной деятельности: гимнастика, легкая атлетика,

спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, плавание, а где

имеются необходимые  условия, и борьба. Содержание занятий  для девушек и юношей

обретает свою специфику как по видам, так и по характеру занятий. С учетом

требований наставления  по физической подготовке Вооруженных  Сил страны в

программу для  юношей вводятся виды деятельности военно-прикладного  характера,

а также выполнение строевых команд.

Физическая подготовка старшеклассников увязывается с  их занятиями

производительным  трудом. В зависимости от характера профессии (строительных,

механизаторских, конвейерных, станочных, монтажных, слесарных) юноши и

девушки выполняют  специфические упражнения.

Таким образом, на уроках происходит постепенное нарастание сложности как

самих видов  физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений внутри

каждого вида. В  комплексной программе для каждого  класса разработаны

требования к  учащимся, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию

двигательных  качеств. Педагогам рекомендуется  строго учитывать физические и

моральные возможности  каждого школьника, осуществлять продуманный,

дифференцированный  подход в процессе физического развития детей, формирования

у них умений и навыков самостоятельных занятий физкультурой в домашних

условиях. 

Третья  часть комплексной  программы посвящена  внеклассным формам занятий

физической  культурой и спортом. Для начальных классов предлагается создание

групп общей  физической подготовки, кружков физической культуры по гимнастике,

плаванию, настольному теннису, конькам, бадминтону. В V—VI классах занятия

групп общефизической подготовки становятся более разнообразными, физкультурные

кружки уступают место спортивным секциям по гимнастике, легкой атлетике и

игровым видам  спорта: баскетболу, футболу, хоккею. Подростки VII—VIII классов

могут продолжать посещение группы общей физической подготовки; в секциях

осваивать технику  по отдельным видам спорта; участвовать в лыжных гонках,

туристских походах. Юноши и девушки IX—XI классов также занимаются в группах

общей подготовки, совершенствуют свое мастерство в спортивных секциях,

овладевают военно-прикладными специальностями.

     Четвертая часть комплексной программы включает в себя общешкольные,

физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школах проводятся

ежемесячные дни  здоровья и спорта. Это направлено на достижение всеобщности

физического воспитания детей во внеклассной работе.

К комплексной  программе тесно примыкает работа по физическому воспитанию

детей, проводимая общественными организациями, спортивными обществами,

объединениями при клубах, ДЭЗах, в дворцах, домах пионеров и школьников, в

специализированных  спортивных школах. Для школьников организуются летние

спортивные лагеря, туристские походы и экспедиции. Многие учащиеся участвуют

в военизированных  мероприятиях, связанных с ними маршбросках, маневрах,

соревнованиях. Значительный вклад в организацию физического воспитания детей

вносят средства массовой информации — радио, телевидение, печать. В массовых

специальных и популярных изданиях публикуются комплексы упражнений,

описание спортивных игр, маршруты походов под руководством опытных

спортсменов-инструкторов. Физкультурные и спортивные занятия  детей в секциях

спортобществ, в  ДЮСШ, специализированных спортивных школах вводят часть ребят

в большой спорт. Важно, чтобы спортивные увлечения  школьников развивались на

фоне широких  общественных интересов, не замыкали детей в узкий и

ограниченный  круг проблем спортивного профессионализма.

Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами

учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит

умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается

способность принимать  решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой

подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению

довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку,

быстро приобрести умение и навык. Физкультурные занятия формируют у детей

добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их

помощью достигается  гармония человеческого тела и духа. Школьники развивают в

себе способность  эстетического восприятия красоты  человеческого ума и тела,

проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое

воспитание —  неотъемлемая часть и основа всестороннего  развития личности.

   

 К критериям физической воспитанности относятся соответствующие

возрастным   возможностям   детей   показатели   физического развития:

двигательные  качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность

выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях. О физической развитости

ярко свидетельствуют  закаленность организма, здоровье, владение умениями и

навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх. Показателями   

физической   воспитанности,    нравственно-физической культуры  являются:

систематическая   физзарядка   и  тщательное соблюдение личной гигиены; четкая

организация труда  и отдыха,  полезное для тела и  духа проведение свободного

времени, последовательное проявление нравственной принципиальности и

нетерпимости  к злу; развитая способность эстетического  наслаждения содержанием

и формой прекрасного  в физической деятельности человека. 
 

  • . Теоретические основы  рекреации и рекреационных  занятий
  • 1.1 Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий
  • Научно-обоснованная организация отдыха, направленная на восстановление функциональных возможностей и работоспособности человека с использованием адекватных средств и методов, рекреация охватывает широкий круг проблем, связанных с оздоровительным отдыхом и предполагающих их комплексное использование с соответствующей организацией и планированием.
  • Рекреация может осуществляться как в специально создаваемых учреждениях (санатории, базы отдыха, пансионаты), так и посредством смены видов деятельности в любительских объединениях по интересам, участие в досуговой деятельности в учебных заведениях, предприятиях, в неформальном общении и с оптимальной организацией собственной жизнедеятельности во внерабочее время.
  • В рекреации важным средством является двигательная активность, поэтому понятие «двигательная рекреация» конкретизирует понятие, означая, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательный компонент с использованием физических упражнений.
  • Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха.
  • Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.
  • Содержание и формы двигательной рекреации, в отличие от других видов физической культуры, легко могут быть приспособлены к возможностям любой общественной среды, группы занимающихся, внешним условиям, субъективным потребностям каждой личности.
  • В цивилизованных странах двигательная рекреация развита достаточно широко, она совмещается с занятиями по интересам и массовым оздоровительным спортом.
  • Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
  • Из этого вытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность:
  • ·  гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие);
  • ·  оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил);
  • ·  развивающая (поддержание физических кондиций);
  • ·  воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).
  • Под влиянием занятий двигательной рекреации в сочетании с другими сферами жизнедеятельности ребенка с отклонениями в развитии расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.
  • Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (схема 1).
  • Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность ребенка с нарушениями в развитии одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.
  • По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего с рекреативно-оздоровительным занятием. Эта общность выражается в функциональных связях, имеющих сущностное, социальное значение. Объединяет эти два вида адаптивной физической культуры независимый самостоятельный выбор двигательной активности, исходящий из внутренней, сугубо личностной потребности самого человека и регламентируемой физическими и психическими возможностями, характером и глубиной нарушений функций организма. Средства, т.е. сами упражнения, могут совпадать в тех случаях, когда предметом двигательной рекреации являются конкретные виды спорта, например, занятия плаванием, бильярдом или волейболом. Основные отличия состоят в следующем. Обязательным атрибутом занятий, включая и рекреативно-оздоровительные, являются соревнования и целенаправленная подготовка к ним, предполагающая непрерывность, цикличность, определенное соотношение общей и специальной подготовки, объема и интенсивности нагрузки и т.п., которые в результате адаптации организма должны привести ребенка с отклонениями в развитии, занимающегося спортом, к состоянию готовности для участия в соревнованиях. Занятия спортом имеют выраженный организационный аспект: расписание, место занятий, относительно постоянный коллектив с определенными ролевыми функциями, правилами и требованиями. Работа проводится под руководством тренера, при участии врача и психолога, контролирующих состояние детей-инвалидов.
  • В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительных, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть ребенок-инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях учебных заведений, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.
  • Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте: получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями.
  • Формы рекреативно-оздоровительных занятий можно классифицировать по разным признакам: по особенностям их применения в разных социологических группах инвалидов, по использованию их в разных возрастных группах, по педагогическим задачам, направленности, видам спорта и др. Наиболее приближенной к действительной практике является классификация видов рекреации по месту применения:
  • ·  в условиях быта и семьи:
  • К ним относятся упражнения гигиенической гимнастики в сочетании с закаливанием и водными процедурами, подвижные игры, коррекционные и развивающие упражнения в условиях «домашнего стадиона», существующие в традициях семьи, индивидуальные программы комплексов упражнений самокоррекции, саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции и др.
  • ·  в условиях учебной и трудовой деятельности:
  • В процессе учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит всегда организованный характер и представлена так называемыми «мелкими», т.е. непродолжительными формами физических упражнений. Их назначение: профилактика, отдых, активизация функционального состояния, разгрузка, восстановление, переключение на другой вид деятельности. К рекреативным формам относятся: вводная производственная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детских домах и пр.), физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическая гимнастика, игры на переменах (в школах), в перерывах, после работы - подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др.
  • ·  в условиях досуга и активного отдыха:
  • Самый многообразный арсенал физических упражнений представлен в формах двигательной рекреации в условиях досуга и активного отдыха инвалидов. К основным средствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках, городки, лапта, шашки и др.), плавание и купание, катание на коньках, лыжах, санках, на лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристические походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театрализованными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады и дни здоровья, слеты, экскурсии на большие соревнования и т.п.
  • Таким образом, если говорить об инвалидах и детях с нарушениями в развитии, то этот вид двигательной активности больше всего соответствует интересам и потребностям данной категории детей и людей, так как является наиболее доступной и естественной формой реализации своих физических возможностей, где главное-процесс, а не результат. Двигательная рекреация утоляет «эмоциональный голод», создает условия равной личности в общении, ибо часто объединяют детей и взрослых, здоровых и инвалидов с различными патологическими нарушениями, людей разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей.
  • А.В. Лотоненко указывает, что двигательная рекреация, воспитывая целеустремленность и сознательное приобщение к культурным ценностям, формирует сферу общения, необходимую в условиях духовно-творческой атмосферы повседневной жизни, где проявляется уважение к человеческой индивидуальности и достоинству, формирование истинных человеческих отношений. Совместная деятельность помогает выработать нравственные критерии отношений, самооценку личности, развить способность к самореализации.
  • В двигательной рекреации удовлетворяется потребность в сопереживании, сопричастности к определенной группе, обществу и реализуемая посредством общения.
  • Выбор вида двигательной активности определяется внутренними мотивами. Ценностные ориентации могут быть разными, но, как правило, направленными на возможность самореализации своей индивидуальности, физических и психических способностей, намерений, интересов, на перспективу завести новые знакомства, получить определенный статус, самоутвердиться. Иногда это уход от одиночества, способ психологической защиты, что особенно важно для личности и общества в целом, так как рекреативные занятия дают возможность компенсировать неудовлетворенные индивидуальные потребности в общении, сфере профессионального труда, проявить творчество, укрепить здоровье.
  • Обобщая изложенное, можно сделать следующее заключение:
  • ·  адаптивная двигательная рекреация является эффективным способом преодоления замкнутого пространства ребенка с нарушениями в развитии, создает условия психической защищенности, возможности интеграции с другими людьми, природой;
  • ·  это биологически оправданная, саморегулируемая двигательная активность, инициирующая физиологические процессы, поддерживающая общую работоспособность, укрепляющая здоровье и защитные свойства организма от неблагоприятных воздействий;
  • ·  это интересное развлечение, добровольная форма двигательной активности, связанная с преодолением трудностей, проявлением эмоций, характера, физических, психических, интеллектуальных способностей, возможностью саморазвития личности и приобщения ее к систематическим занятиям физическими упражнениями, т.е. к активному формированию здорового образа жизни.
  • Перечисленные достоинства дают основание с полным правом считать, что в процессе рекреационно-оздоровительной деятельности комплексно реализуются следующие педагогические и социальные функции, складывающиеся естественным образом за счет использования физических упражнений и путем формирования множественных внешних связей: гедонистическая, оздоровительно-восстановительная, развивающая, ценностно-ориентационная, творческая, самовоспитания, коммуникативная, интегративная, социализирующая и др.
  • Перечисленные функции двигательной рекреации носят объективный характер и имеют отражение в реальной практике.
  • Это дает основание считать, что адаптивная двигательная рекреация с ее многообразными функциями представляет собой вид общей культуры человека, является потребностью общественного развития и выступает как социальная ценность.
  1. Развивающее значение подвижных игр и задачи уроков физической культуры

В общей системе  всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная  с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию  деятельности основных физиологических  систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат  физические упражнения, движения, в  ходе выполнения которых участники  преодолевают ряд препятствий, стремятся  достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они  всесторонне влияют на организм и  личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий  укрепляет силу воли, воспитывает  выдержку, решительность, настойчивость  в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие  аспекты усиливаются спецификой русских народных игр.

Именно поэтому  грамотное использование русских  народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку  правильное “включение” элементов  игр в процесс физического  воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Целью моей работы является активное использование русских народных игр в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

Информация о работе Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе