Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа
Заявленная тема не столь проста, как может показаться с первого взгляда. Влияние физического воспитания на здоровье и развитие учащихся требует тщательного анализа, так как при всех благих намерениях результаты деятельности учителей по оздоровлению учащихся отнюдь не всегда нас удовлетворяют.
и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные
физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят
развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать
техническое мастерство; ориентироваться во времени, пространстве и игровой
ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Все
это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в
организованной физической деятельности, в нравственно-эстетическом
переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ
жизни.
Физкультурное сознание имеет свои специфические функции. Просветительная
заключается в том, чтобы содействовать всеобщему движению, достижению подлинной
массовости спорта, донесению до индивидуального сознания каждого человека
мысли о необходимости стать участником спортивно-массовой работы, борьбы за
здоровье. С просветительной тесно связана стимулирующая функция
физкультурного сознания. Применение разнообразных стимулов побуждает школьников
к непосредственной деятельности, помогает проявить выдержку, настойчивость,
упорство, одерживать победы над собой в борьбе за свое здоровье.
Необходимость в контролирующей и тормозящей функции физкультурного
сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными достижениями
побуждает молодого человека игнорировать свои основные дела, обязанности и
нравственно-правовые нормы. Контроль и торможение недостойного поведения
достигаются не только и не столько запретами, сколько внушением ребятам мысли о
благородстве и рыцарстве подлинного спортсмена, несовместимого с
безнравственностью.
СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и
планомерно осуществляемая
система физкультурной и
детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий
физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично
развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и
нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии
тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым,
эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе
физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к
основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление
здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких
нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных
упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье;
стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите
Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины,
физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение
двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие
двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также
эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе
гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных
ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению
трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди
школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения
табака.
Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных
противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом,
удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения,
попадает в современной школе и семье в условия ограниченной
физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и
психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в
организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-
сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого
противоречия являются различные заболевания, нервные срывы,
инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание
трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и
семейной жизни.
Еще одно субъективно
создаваемое и обостряемое
нормальной целью физического воспитания как Средства достижения здоровья,
удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной
стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать
физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлетворения
своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а порой и
принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет
выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных соревнований.
На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершившихся
стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе
уродливое сознание своей исключительности и вседозволенности, попадают в
плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности.
Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения
детей в систему
всеобщего физического
механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами
физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система
отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное
общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы,
укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость
организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается
уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются
закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и
самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как
результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности,
воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против
индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку,
сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение
удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта
товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном
использовании свободного времени.
Деятельность, отношения
и общение в физкультурно-
педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для ребенка
является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть
полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям
благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими
стимулами сочетается естественное стремлен детей к деятельности,
подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно
значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям
физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива
сил и бодрости,
переживание физического
в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого
тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями
и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе.
Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и
утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную
деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть
популярным в кругу товарищей.
Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной
программой для учащихся I—XI классов общеобразовательной школы. Она
устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный
режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с
их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и
эстетическим воспитанием.
Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные
мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех
классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся:
гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков,
физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. В
школах и группах продленного дня для учащихся 1—VIII классов
организуются ежедневные физкультурные занятия, чередующиеся с самоподготовкой,
занятиями искусством, самодеятельностью. Ежедневные
физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют организованному отдыху
детей, решению проблемы дисциплины в школе.
Вторая часть программы — собственно уроки физической культуры.
Учащиеся I—IV классов на этих уроках усваивают физкультурные знания, занимаются
гимнастикой, подвижными играми, а также лыжной, кроссовой или конькобежной
подготовкой. В IV классе появляются элементы легкой атлетики и плавания.
Занятия в V—IX классах претерпевают серьезные изменения, обусловленные
переходом детей в подростковый возраст, необходимостью учета их физических,
психических возможностей и особенностей. Сокращается количество часов на
гимнастику, значительно увеличивается — на занятия легкой атлетикой. Подвижные
игры уступают место спортивным: волейболу, баскетболу, футболу, ручному мячу.
Сохраняют свое место лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка и плавание.
Информация о работе Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе