Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Заявленная тема не столь проста, как может показаться с первого взгляда. Влияние физического воспитания на здоровье и развитие учащихся требует тщательного анализа, так как при всех благих намерениях результаты деятельности учителей по оздоровлению учащихся отнюдь не всегда нас удовлетворяют.

Работа содержит 1 файл

курсовая..docx

— 73.13 Кб (Скачать)

и красоте человеческого  тела, непосредственные и опосредованные

физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий  у ребят

развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать

техническое мастерство; ориентироваться во времени, пространстве и игровой

ситуации; проявлять  творческий подход к решению спортивно-игровых  задач. Все

это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в

организованной  физической деятельности, в нравственно-эстетическом

переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ

жизни.

Физкультурное сознание имеет свои специфические  функции. Просветительная

заключается в  том, чтобы содействовать всеобщему движению, достижению подлинной

массовости спорта, донесению до индивидуального сознания каждого человека

мысли о необходимости  стать участником спортивно-массовой работы, борьбы за

здоровье. С просветительной тесно связана стимулирующая функция

физкультурного  сознания. Применение разнообразных  стимулов побуждает школьников

к непосредственной деятельности, помогает проявить выдержку, настойчивость,

упорство, одерживать победы над собой в борьбе за свое здоровье.

Необходимость в контролирующей и тормозящей функции физкультурного

сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными  достижениями

побуждает молодого человека игнорировать свои основные дела, обязанности и

нравственно-правовые нормы. Контроль и торможение недостойного поведения

достигаются не только и не столько запретами, сколько  внушением ребятам мысли о

благородстве  и рыцарстве подлинного спортсмена, несовместимого с

безнравственностью. 

СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и

планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности

детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий

физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично

развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и

нравственностью. Цель физического воспитания состоит  в гармоничном развитии

тела каждого  ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым,

эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе

физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к

основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление

здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких

нравственных  качеств, потребности в систематических физкультурных

упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье;

стремление к  физическому совершенствованию; готовность к труду и защите

Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины,

физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение

двигательным  навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие

двигательных  качеств. Задачей физического воспитания является также

эстетическое  развитие детей красотой человеческого  тела, особенно в процессе

гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных

ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению

трудностей в  период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди

школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения

табака.

     Физическое   воспитание   способствует  преодолению   некоторых жизненных

противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом,

удовлетворяющим естественные потребности организма за   счет движения,

попадает  в  современной   школе  и семье  в условия  ограниченной

физической  подвижности,  бездеятельности,   пассивной  созерцательности   и

психологических  перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в

организме, ожирение,  патологические  нервно-психические и сердечно-

сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к  разрешению  этого

противоречия   являются   различные   заболевания, нервные   срывы,

инфаркты,   физическая   слабость,   нравственная апатия, нежелание

трудиться, неспособность  к напряженному труду, интенсивной общественной и

семейной жизни.

Еще одно субъективно  создаваемое и обостряемое противоречие возникает между

нормальной целью  физического воспитания как Средства достижения здоровья,

удовлетворения  потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной

стороны, и стремлением  некоторых педагогов-тренеров, родителей  использовать

физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлетворения

своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а порой и

принуждают детей  заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет

выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных соревнований.

На почве внушенных  иллюзий возникает трагическая  ситуация не свершившихся

стремлений и  надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе

уродливое сознание своей исключительности и вседозволенности, попадают в

плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности.

Противоречия  и их отрицательные последствия  преодолеваются за счет включения

детей в систему  всеобщего физического воспитания, использования всех

механизмов и  стимулов физического совершенствования. Основными механизмами

физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система

отношений в  процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное

общение. Благодаря  физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы,

укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость

организма заболеваниям,  оттачиваются  физические  способности,  повышается

уровень морально-психологической   устойчивости.   В   ней   проявляются

закрепляются  такие черты характера, как выдержка,  упорство самопреодоление и

самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как

результата хорошо организованной физкультурно-спортивной   деятельности,

воспитывает   нравственные качества: коллективизм, иммунитет против

индивидуализма  и эгоизма,   самоотверженность   и    взаимовыручку,

сдержанность  скромность в победе, достоинство  в поражении. Общение

удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта

товарищей, формирует  общественное мнение, объединяет детей  в полезном

использовании свободного времени.

Деятельность, отношения  и общение в физкультурно-спортивной работе с детьми

педагогически стимулируются. Главным стимулом   деятельности  для   ребенка

является   стремление   развить физические силы, сохранить здоровье, быть

полезным и  активным членом демократического общества, оказывать помощь людям

благодаря приобретенным  физкультурно-спортивным умениям и  навыкам.  С этими

стимулами  сочетается естественное стремлен детей к деятельности,

подвижности,   активности,   которое  лучше всего реализуется в общественно

значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям

физкультурой  имеет значение и то, что их результатом  бывает ощущение прилива

сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают

в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого

тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями

и собственными слабостями рождает у школьников стремление  к труду и борьбе.

Горечь поражения  побуждает к новым и новым  попыткам добиться   успеха   и

утвердиться   в  собственном   и  общественном мнении. Физкультурно-спортивную

деятельность  ребят стимулирует  и  здоровое   честолюбие,  желание  быть

популярным   в кругу товарищей.

     Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной

программой для  учащихся I—XI классов общеобразовательной  школы. Она

устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный

режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с

их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и

эстетическим  воспитанием.

     Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные

мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех

классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся:

гимнастика до учебных занятий, физкультурные  минутки во время уроков,

физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных  переменах.   В

школах  и   группах   продленного дня для учащихся 1—VIII классов

организуются  ежедневные физкультурные занятия, чередующиеся с самоподготовкой,

занятиями искусством, самодеятельностью. Ежедневные

физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют организованному отдыху

детей, решению проблемы дисциплины в школе.

     Вторая часть программы — собственно уроки физической культуры.

Учащиеся I—IV классов  на этих уроках усваивают физкультурные  знания, занимаются

гимнастикой, подвижными играми, а также лыжной, кроссовой  или конькобежной

подготовкой. В IV классе появляются элементы легкой атлетики и плавания.

Занятия в V—IX классах  претерпевают серьезные изменения, обусловленные

переходом детей  в подростковый возраст, необходимостью учета их физических,

психических возможностей и особенностей. Сокращается количество часов на

гимнастику, значительно  увеличивается — на занятия легкой атлетикой. Подвижные

игры уступают место спортивным: волейболу, баскетболу, футболу, ручному мячу.

Сохраняют свое место лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка и плавание.

Информация о работе Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе