Проблемы физического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:27, практическая работа

Описание работы

П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества.

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 18.93 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Доктор биологических  наук, профессор И.М.Козлов

Санкт-Петербургская  государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта 

Ключевые слова: противоречия системы образования, законы развития - основа технологии обучения, интеграция двигательной и познавательной деятельности детей - механизм разрешения противоречий между биологической и социальной программами развития человека. 

П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества. Предлагаемая статья не претендует на всесторонний анализ состояния физического воспитания; ее целью является обсуждение некоторых проблем, характеризующих кризисные явления, а также поиск механизмов, способствующих их преодолению для обеспечения телесного, душевного и социального благополучия детей. 

Одним из кризисных  явлений существующей системы образования  является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной  системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения  является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе  образования. Чтобы не впасть в крайность, следует отметить два обстоятельства. Первое - неспецифическое влияние  средств и методов физической тренировки на жизнедеятельность и  работоспособность организма человека (косвенное влияние) и второе - значение профессионально-прикладной физической подготовки в качестве механизма, оказывающего прямое влияние на специальную работоспособность  и нашедшего широкое применение в вооруженных силах и системе  профтехобразования. 

Однако в дошкольных и школьных учреждениях народного  образования используется лишь первое направление - обособленное применение средств и методов физического  воспитания на уроках физической культуры. Напомним сакраментальные слова  И.М.Сеченова [3]:"Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". Но не заказан и обратный маршрут - от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей. 

Предложенный на этой основе подход был подвергнут экспериментальной проверке [2] в  детских садах на группах детей 5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти месяцев информация об окружающем мире (предметы, их изображения, символы - буквы, слова, цифры) осваивались не в результате снижения или подавления двигательной активности, а посредством уже  освоенных двигательных действий или  в результате их формирования. В экспериментальных группах количество детей, знающих все буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся в экспериментальных группах, превзошли своих сверстников по результатам выполнения двигательных заданий, а также по гармоничности физического развития. 

Способ интегрального  решения дидактических и воспитательных задач для совершенствования  двигательной и познавательной деятельности детей не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его  применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском  саду - воспитатель, выступая в единственном числе, казалось бы, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходи-мостью интегрального применения знаний. Однако, как правило, работников для дошкольных учреждений готовят в средних специальных учебных заведениях, тогда как в некоторых странах, например в Японии, все воспитатели имеют университетское образование. Глубокие теоретические знания и умение перевести их на язык практики являются основным условием формирования механизма, который позволит преодолеть противоречия между необходимостью усвоения новых знаний и ухудшением состояния здоровья детей. 

Противоречия между  социальной и биологичекой программами развития человека проявляются при организации двигательной деятельности детей, когда необходимо согласовать работу мышц тела с мануальными движениями. Социальные условия жизни, прежде всего труд, привели к доминированию ручных операций в двигательной активности человека. Сенсомоторные проекции мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры лица в коре головного мозга намного превышают соответствующие площади, связанные с крупными мышцами тела. Активное включение в двигательную деятельность крупных мышц тела и ног, их динамический, а не "подсобный", статический характер их работы необходимы для формирования "мышечного депо" (структурных и энзимных белков). 

В возрасте от двух до пяти лет происходит становление "схемы  тела" [1] - двигательного образа на основе формирования сенсомоторных  комплексов. "Схема тела" или "модель тела" - функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную  деятельность многозвенной биомеханической  системы с огромным количеством  степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного  возраста состоит в том, чтобы  обеспечить участие крупных мышц тела и конечностей в формировании "схемы тела". Это важно, во-первых, потому, что "рефлексогенными зонами", стимулирующими активность вегетативных функций, рост функциональных резервов являются прежде всего, мышцы туловища и конечностей. К нервным центрам, регулирующим вегетативные функции, нет прямого входа, они не подчинены произвольным влияниям, поэтому включение в кольцевое управление двигательной активностью крупных мышечных групп в период становления "схемы тела" является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма. 

Во-вторых, периферические нервные центры вегетативной нервной  системы, находящиеся за пределами  головного и спинного мозга, испытывают непосредственное механическое влияние  при перемещении крупных звеньев  тела, на чем основываются некоторые  восточные системы физического  воспитания для управления физическим состоянием человека. Биомеханически обоснованная и методически разработанная школа базовых движений в какой-то степени может снять противоречие между биологической необходимостью и требованиями социальной среды. 

Как правило, возрастные изменения у детей оцениваются  по показателям размеров тела, веса, физической подготовленности, тогда  как сущностью развития, его основным признаком является дифференцировка  морфологической и функциональной структуры организма и личности. Поэтому наряду с развитием двигательных качеств приоритетным направлением в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии, физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответсвии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности. Это положение основывается на результатах [4], полученных на основе исследования работоспособности, повышение которой может быть достигнуто не только в результате применения физических упражнений, но и применением сенсорной стимуляции без участия собственных рецепторов двигательного аппарата. 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Гурфинкель В.С., Левик Ю.С. Сенсорные комплексы и сенсомоторная организация / "Физиология человека". 1979, Т.5, № 3, c. 399-414. 

2. Козлов И.М., Правдов М.А. Двигательная активность и здоровье детей: Тезисы международной конференции.- Санкт-Петербург, 1993, T.2, c. 68-69. 

3. Сеченов И.М.  Рефлексы головного мозга. Избранные  произведения - Изд. АН СССР, 1952, T.1, c.7-128. 

4. Сеченов И.М.  К вопросу о влиянии раздражения  чувствующих нервов на мышечную  работу человека - Изд. АН СССР, 1956, T.2, c. 845-864.

Информация о работе Проблемы физического воспитания дошкольников