Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:27, практическая работа
П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества.
ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Доктор биологических наук, профессор И.М.Козлов
Санкт-Петербургская
государственная академия физической
культуры им. П.Ф.Лесгафта
Ключевые слова: противоречия
системы образования, законы развития
- основа технологии обучения, интеграция
двигательной и познавательной деятельности
детей - механизм разрешения противоречий
между биологической и
П.Ф.Лесгафт свою творческую
деятельность посвятил физическому воспитанию
детей. Жизненность его идей в области
физического образования во многом обусловлена
гармоническим сочетанием педагогического
творчества с глубокими естественнонаучными
знаниями. Эти позиции остаются достаточно
прочными для решения насущных задач физической
культуры в современных условиях становления
нашего общества. Предлагаемая статья
не претендует на всесторонний анализ
состояния физического воспитания; ее
целью является обсуждение некоторых
проблем, характеризующих кризисные явления,
а также поиск механизмов, способствующих
их преодолению для обеспечения телесного,
душевного и социального благополучия
детей.
Одним из кризисных
явлений существующей системы образования
является разрыв между физической культурой,
физическим воспитанием и всей остальной
системой образования. Физическая культура
еще не стала частью общей культуры.
Одной из причин существующего положения
является отсутствие взаимных связей
и механизмов взаимодействия в системе
образования. Чтобы не впасть в крайность,
следует отметить два обстоятельства.
Первое - неспецифическое влияние
средств и методов физической
тренировки на жизнедеятельность и
работоспособность организма
Однако в дошкольных
и школьных учреждениях народного
образования используется лишь первое
направление - обособленное применение
средств и методов физического
воспитания на уроках физической культуры.
Напомним сакраментальные слова
И.М.Сеченова [3]:"Все бесконечное разнообразие
внешних проявлений мозговой деятельности
сводится окончательно к одному лишь явлению
- мышечному движению". Но не заказан
и обратный маршрут - от организованной
двигательной активности к различным
формам проявления высшей нервной деятельности:
ориентировке в пространстве, распознаванию
образов, символов, определению фигур
посредством родового сходства и видового
отличия, к выявлению топологических и
комбинаторных свойств предметной среды.
В этом случае усвоение дидактической
информации и решение воспитательных
задач могут осуществляться не на фоне
подавления двигательной активности детей,
а наоборот, как ее результат. В этом случае
средства и методы физической культуры
могут быть использованы не только для
развития двигательных способностей,
но и для совершенствования познавательной
и преобразующей деятельности детей.
Предложенный на
этой основе подход был подвергнут
экспериментальной проверке [2] в
детских садах на группах детей
5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти
месяцев информация об окружающем мире
(предметы, их изображения, символы - буквы,
слова, цифры) осваивались не в результате
снижения или подавления двигательной
активности, а посредством уже
освоенных двигательных действий или
в результате их формирования. В экспериментальных
группах количество детей, знающих все
буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а
в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся
в экспериментальных группах, превзошли
своих сверстников по результатам выполнения
двигательных заданий, а также по гармоничности
физического развития.
Способ интегрального
решения дидактических и
Противоречия между
социальной и биологичекой программами
развития человека проявляются при организации
двигательной деятельности детей, когда
необходимо согласовать работу мышц тела
с мануальными движениями. Социальные
условия жизни, прежде всего труд, привели
к доминированию ручных операций в двигательной
активности человека. Сенсомоторные проекции
мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры
лица в коре головного мозга намного превышают
соответствующие площади, связанные с
крупными мышцами тела. Активное включение
в двигательную деятельность крупных
мышц тела и ног, их динамический, а не
"подсобный", статический характер
их работы необходимы для формирования
"мышечного депо" (структурных и энзимных
белков).
В возрасте от двух до
пяти лет происходит становление "схемы
тела" [1] - двигательного образа на
основе формирования сенсомоторных
комплексов. "Схема тела" или "модель
тела" - функциональный орган, обеспечивающий
как согласованную целостную
деятельность многозвенной биомеханической
системы с огромным количеством
степеней свободы, так и ориентировку
в окружающей среде. Весьма важная задача
физического воспитания детей дошкольного
возраста состоит в том, чтобы
обеспечить участие крупных мышц
тела и конечностей в формировании
"схемы тела". Это важно, во-первых,
потому, что "рефлексогенными зонами",
стимулирующими активность вегетативных
функций, рост функциональных резервов
являются прежде всего, мышцы туловища
и конечностей. К нервным центрам, регулирующим
вегетативные функции, нет прямого входа,
они не подчинены произвольным влияниям,
поэтому включение в кольцевое управление
двигательной активностью крупных мышечных
групп в период становления "схемы тела"
является важным условием обеспечения
жизнедеятельности развивающегося организма.
Во-вторых, периферические
нервные центры вегетативной нервной
системы, находящиеся за пределами
головного и спинного мозга, испытывают
непосредственное механическое влияние
при перемещении крупных
Как правило, возрастные
изменения у детей оцениваются
по показателям размеров тела, веса,
физической подготовленности, тогда
как сущностью развития, его основным
признаком является дифференцировка
морфологической и
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурфинкель В.С.,
Левик Ю.С. Сенсорные комплексы и сенсомоторная
организация / "Физиология человека".
1979, Т.5, № 3, c. 399-414.
2. Козлов И.М., Правдов
М.А. Двигательная активность и здоровье
детей: Тезисы международной конференции.-
Санкт-Петербург, 1993, T.2, c. 68-69.
3. Сеченов И.М.
Рефлексы головного мозга.
4. Сеченов И.М.
К вопросу о влиянии
Информация о работе Проблемы физического воспитания дошкольников