Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

    В данном проекте может не быть специально организованного финала. Деятельность продолжается до тех пор, пока существует интерес детей к исследованиям. Зримым результатом может стать  номер стенной или напечатанной газеты, в котором будут собраны тексты, схемы, графические математические модели, результаты измерений, интервью. Тогда издание газеты станет запоминающимся финалом, а возможно, положит начало новому, «журналистскому», проекту.

    Возможное оформление результатов проекта

  • Сочинение-фантазия «Школа-мечта»
  • Путеводитель по школе
 

    Тема  проекта «Распорядок дня» 

    Цель  проекта – развивать аккуратность, обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.

    .Компетенции, формированию которых способствует проект (в соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):

  • готовность к постоянной работе над собой для  овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
  • проявлений интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;
  • проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
  • умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;
  • ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица).

Содержание  проекта

    Цели  проекта (поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

    Дети  проявляют творчество в оформлении расписания. Это могут быть собственные рисунки, по часам иллюстрирующие активность в течение дня: подъем, завтрак, поход в школу, урок, отдых и т.д. То же самое в другом проекте может быть проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем - это цифровые фотографии (хронометраж дня школьника), выведенные с компьютера на бумагу и сопровождающиеся не только временем выполнения того или иного пункта распорядка дня, но и оригинальными надписями. Многие дети подбирают соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеивают их в нужном порядке, соответствующем времени того или иного дела, дополняют короткими стихами и т.д.

    Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; практическим воплощением результата становится распорядок дня конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный им на бумаге. 
 

    Раздел  2. Проекты для учащихся второго класса

    Тема  проекта «Моя семья» 

    Цель  проекта - развивать творческие и коммуникативные способности ребенка; навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; развивать первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.

    Компетенции, формированию которых  способствует проект (в  соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):

  • готовность к постоянной работе над собой для  овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
  • проявлений интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;
  • проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
  • умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;
  • ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица).

Содержание  проекта

    Цели  проекта (поставленные перед ребенком): осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом.

    Как мы видим, проект построен на тематике эмоционально-близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Индивидуальные проекты получаются очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представляет в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Поскольку альбом формируется с помощью родителей, он с их помощью может быть представлен в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делает самостоятельно.

    Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

    Тема  проекта «От сказки народной к сказке авторской» 

    Цель  проекта - помочь учащимся научиться отличать сказки народные и сказки авторские, повысить читательскую активность.

    Компетенции, формированию которых  способствует проект (в  соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):

  • готовность к постоянной работе над собой для  овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
  • проявлений интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;
  • проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
  • умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;
  • ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица).

Содержание  проекта

Основополагающий  вопрос: Почему мы любим читать сказки?

-а сможем ли мы сами написать, создать свою сказку?

-вопросы учебной темы (проблемные):

-любите  ли  вы  сказки  и  почему?

-какую  пользу  они  приносят?

-может  ли  сказка  стать  былью?

-кто  пишет  сказки?

-чем  похожи  и  отличаются авторские и народные  сказки?

    Какие самостоятельные  исследования учащихся возможны в Вашем  учебном проекте?

    Поиск  похожих   по  содержанию   авторских  и  русских  народных  сказок

    Их  анализ  и  сравнение. Составление сравнительных характеристик положительных и отрицательных героев сказок. Сочинить  свою  сказку  на  народный  сюжет.

    Оформление  результатов проекта

    Информационный  бюллетень, листовка

    Дети  находят  авторские сказки и их народные прототипы, сравнивают их, анализируют, делают выводы, создают на основе народных сказок свою авторскую  сказку.

    Как будет оцениваться  деятельность учащихся?

    По  степени активности учащихся.

    По  результатам поиска сказок, степени  сравнения сказок и написанию  творческой работы.

    Ключевые  слова:

    -авторские  и народные сказки;

    - бытовые, волшебные, анималистические сказки;

      -сюжет;

    -положительные и отрицательные герои;

    - нейтральные герои;

    -герои-помощники;

    - прототипы сказок. 

      Раздел 3. Проекты для учащихся третьего класса

    Тема  проекта «Моё домашнее животное»

    Цель  проекта - изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.

    Компетенции, формированию которых  способствует проект (в  соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):

  • готовность к постоянной работе над собой для  овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
  • проявлений интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;
  • проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
  • умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;
  • ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица).

    Содержание  проекта

    В качестве объекта исследований выбрано домашнее животное. На примере животного могут быть рассмотрены взаимосвязи животных с окружающей средой.

    Каждый  ученик выбирает объект наблюдений. В  результате среди объектов наблюдений могут оказаться кошка, собака, хомяк, рыбки.

    1. Выделяются подтемы в проекте:
  • Золотая рыбка в нашем классе;
  • Золотистый хомячок:
  • о Жучках и Мурках.

На этой основе учитель комплектует три  группы.

  1. Подготовка материала.
  2. Учитель готовит задания для групп, вопросы, на которые надо получить ответы.
  3. Учитель формирует творческие группы, заранее распределяет роли.
  4. Обсуждение конкретных выходов по проекту.
  • газета;
  • альбом;
  • инсценировка;
  • плакат “Кодекс правил поведения с домашними животными”
  1. Разработка проекта.

    Группы  осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.

      1. Самостоятельно планируют работу.

      (“Прежде  чем действовать, поразмышляй!”).

    1. Этап замысла.
    2. Этап осуществления замысла.
    3. Подготовка работы к презентации.

    Учитель консультирует, координирует и корректирует.

  1. Презентация.

    1. Каждая  группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.

    2. Презентация  - выступления с докладами от  групп (1-2 человека от группы  представляет работу (инсценировку, газету, альбом, кодекс правил поведения  с домашними животными на плакате)).

    3. Обмен  мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.

  1. Рефлексия деятельности.

Информация о работе Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников