Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа
Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104
В данном проекте может не быть специально организованного финала. Деятельность продолжается до тех пор, пока существует интерес детей к исследованиям. Зримым результатом может стать номер стенной или напечатанной газеты, в котором будут собраны тексты, схемы, графические математические модели, результаты измерений, интервью. Тогда издание газеты станет запоминающимся финалом, а возможно, положит начало новому, «журналистскому», проекту.
Возможное оформление результатов проекта
Тема
проекта «Распорядок
дня»
Цель проекта – развивать аккуратность, обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.
.Компетенции, формированию которых способствует проект (в соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):
Содержание проекта
Цели проекта (поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.
Дети проявляют творчество в оформлении расписания. Это могут быть собственные рисунки, по часам иллюстрирующие активность в течение дня: подъем, завтрак, поход в школу, урок, отдых и т.д. То же самое в другом проекте может быть проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем - это цифровые фотографии (хронометраж дня школьника), выведенные с компьютера на бумагу и сопровождающиеся не только временем выполнения того или иного пункта распорядка дня, но и оригинальными надписями. Многие дети подбирают соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеивают их в нужном порядке, соответствующем времени того или иного дела, дополняют короткими стихами и т.д.
Результатом
проекта является понимание ребенком
важности правильной организации распорядка
дня; практическим воплощением результата
становится распорядок дня конкретного
школьника, самостоятельно составленный
и творчески оформленный им на бумаге.
Раздел 2. Проекты для учащихся второго класса
Тема
проекта «Моя семья»
Цель проекта - развивать творческие и коммуникативные способности ребенка; навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; развивать первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Компетенции, формированию которых способствует проект (в соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):
Содержание проекта
Цели проекта (поставленные перед ребенком): осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом.
Как
мы видим, проект построен на тематике
эмоционально-близкой каждому
Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.
Тема
проекта «От сказки
народной к сказке авторской»
Цель проекта - помочь учащимся научиться отличать сказки народные и сказки авторские, повысить читательскую активность.
Компетенции, формированию которых способствует проект (в соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):
Содержание проекта
Основополагающий вопрос: Почему мы любим читать сказки?
-а сможем ли мы сами написать, создать свою сказку?
-вопросы учебной темы (проблемные):
-любите ли вы сказки и почему?
-какую пользу они приносят?
-может ли сказка стать былью?
-кто пишет сказки?
-чем похожи и отличаются авторские и народные сказки?
Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?
Поиск похожих по содержанию авторских и русских народных сказок
Их анализ и сравнение. Составление сравнительных характеристик положительных и отрицательных героев сказок. Сочинить свою сказку на народный сюжет.
Оформление результатов проекта
Информационный бюллетень, листовка
Дети находят авторские сказки и их народные прототипы, сравнивают их, анализируют, делают выводы, создают на основе народных сказок свою авторскую сказку.
Как будет оцениваться деятельность учащихся?
По степени активности учащихся.
По результатам поиска сказок, степени сравнения сказок и написанию творческой работы.
Ключевые слова:
-авторские и народные сказки;
- бытовые, волшебные, анималистические сказки;
-сюжет;
-положительные и отрицательные герои;
- нейтральные герои;
-герои-помощники;
-
прототипы сказок.
Раздел 3. Проекты для учащихся третьего класса
Тема проекта «Моё домашнее животное»
Цель проекта - изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.
Компетенции, формированию которых способствует проект (в соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):
Содержание проекта
В качестве объекта исследований выбрано домашнее животное. На примере животного могут быть рассмотрены взаимосвязи животных с окружающей средой.
Каждый ученик выбирает объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений могут оказаться кошка, собака, хомяк, рыбки.
На этой основе учитель комплектует три группы.
Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.
(“Прежде
чем действовать, поразмышляй!”
Учитель консультирует, координирует и корректирует.
1. Каждая группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.
2. Презентация
- выступления с докладами от
групп (1-2 человека от группы
представляет работу (инсценировку,
газету, альбом, кодекс правил поведения
с домашними животными на
3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.