Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа
Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104
Приложение
1
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма проявления активности социального субъекта; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей (20, с.47).
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая определяет, что содержание образования и система контроля и оценки в образовательном учреждении предполагают не усвоение и проверку предметных знаний как таковых, а способность применять их в практических условиях (Региональным (национально-региональным) компонентом государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, с.7).
КОМПЕТЕНЦИЯ - способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий (Региональным (национально-региональным) компонентом государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, с.8).
УМЕНИЕ – способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности, направленной на решение определенного класса задач.
ЗНАНИЕ
– форма существования и систематизации
результатов познавательной деятельности
человека; проверенный практикой и
удостоверенный логикой результат процесса
познания действительности.
ОТНОШЕНИЕ – оценочная категория, связанная с мнением и поведением человека к кому-либо (чему-либо) во взаимодействии с кем-либо (чем-либо)
Исследователи
компетентности отмечают: "Если вы не
представляете, с какими ситуациями
могут столкнуться ваши ученики,
воспитанники в будущем, учите их
тому, что они могут применить
в любых ситуациях".
ВНЕКЛАССНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – целенаправленная, организованная
на добровольных началах, на основе познавательных
интересов учащихся занятия с ними, выходящие
за рамки уроков, а иногда – и за рамки
программы, с целью углубления знаний,
умений, укрепления навыков, развития
способностей и общественной активности
детей.