Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа
Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104
(41, с.3)
Вывод. Таким образом, анализ литературы показал, что основными педагогическим условиями использования метода проектов в образовательном процессе начальной школы являются:
1) Соответствие содержания и видов проектов возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников (внимание должно быть акцентировано на стимулировании самодеятельности детей, переходе их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, от позиции, характеризующейся пассивностью, созерцательностью к позиции, выражающейся в активном, созидательном, творческом взаимодействии с окружающим миром, то есть к позиции субъекта).
2) Соблюдение технологической цепочки проектной деятельности (технология шести «П»: проблема - планирование (проектирование) - поиск - продукт – презентация - портфолио)
3) Подготовка самого учителя к педагогическому сопровождению проектной деятельности младших школьников (разработка методического инструментария для организации проектной деятельности учащихся в соответствии с требованиями к использованию метода проектов).
Выводы
из главы 1
В первой главе мы изучили теоретические основы использования метода проектов в образовательном процессе начальной школы.
В современной педагогической науке под словосочетанием «метод проектов» понимается и определенный комплекс идей, и достаточно четкая педагогическая технология, и конкретная практика работы педагогов.
Метод
проектов обеспечивает решение задач
компетентностно
Компетентностный подход обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности в соответствии с государственным заказом. Суть компетентностного подхода нам видится:
1.
В осознанном создании
2.Во
введении методов и технологий
компетентностно
3. В обеспечении социального партнерства образовательного учреждения.
4.В
привлечении общественной
6.
В совершенствовании структуры
управления образовательным
Целенаправленно используя метод проектов в образовательном процессе начальной школы, можно обеспечить появление у младших школьников такого новообразования, как умение учиться.
Основными педагогическим условиями использования метода проектов в образовательном процессе начальной школы являются:
1) Соответствие содержания и видов проектов возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников (внимание должно быть акцентировано на стимулировании самодеятельности детей, переходе их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, от позиции, характеризующейся пассивностью, созерцательностью к позиции, выражающейся в активном, созидательном, творческом взаимодействии с окружающим миром, то есть к позиции субъекта).
2)
Соблюдение технологической
3)
Подготовка самого учителя к педагогическому
сопровождению проектной деятельности
младших школьников (разработка методического
инструментария для организации проектной
деятельности учащихся в соответствии
с требованиями к использованию метода
проектов).
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников
2.1.
Сборник проектов для
использования в образовательном
процессе начальной
школы
В практической части нашего исследования нами был разработан и апробирован сборник учебных и творческих проектов, которые будут интересны младшим школьникам и будут способствовать формированию компетенций.
Структура сборника:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание сборника.
3. Список литературы.
В пояснительной записке раскрыта актуальность данного сборника для учителей начальных классов, деятельность которых направлена на формирование компетенций у младших школьников.
Систематизация проектов осуществлена в данном сборнике по возрасту учащихся.
Опираясь на выводы, сделанные нами в результате теоретического исследования, мы поставили себе цель предложить в сборнике такие проекты, которые бы максимально соответствовали следующим условиям:
1) Соответствие содержания и видов проектов возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников (реализация данных проектов стимулирует самостоятельность детей в постановке целей, задач своей деятельности, ее планировании, представлении результатов, то есть обеспечивает развитие позиции субъекта познавательной или творческой деятельности).
2)
Соблюдение технологической
3)
Разработанный методический инструментарий
для организации проектной деятельности
учащихся в соответствии с требованиями
к использованию метода проектов (методический
паспорт проекта)
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Ирбитское
педагогическое училище
Сборник
проектов для учащихся
начальной школы
Ирбит
2009
Содержание
сборника
Пояснительная
записка……………………………………………………...
Раздел 1. Проекты
для первоклассников………………………………………
Раздел 2. Проекты
для учащихся второго класса…………………………..…….59
Раздел 3. Проекты
для учащихся третьего класса……………..…………………63
Методические
рекомендации по организации проектной
деятельности……….75
Список литературы
………………………………………………………………...88
Пояснительная
записка
Цель сборника – оказать помощь учителю начальных классов в реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
Сборник предлагает варианты организации деятельности учащихся в технологии метода проектов как одного из методов компетентностно - ориентированного образования.
Использование метода проектов поможет осуществить решение ряда проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
Необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Ведь метод проектов - не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
детьми
проявляется учебная инициатива
и самостоятельность, происходит их
становление как личностей, способных
активно действовать в
Проекты охватывают огромное количество задач.
Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:
1.Индивидуальные навыки:
- Определять задачи, которыми стоит заниматься.
Формировать независимые
- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.
- Приобретать навыки самоорганизации.
- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.
-Делать
то, что имеет практическое
- Развивать
способность справляться с
- Собирать и анализировать новую информацию.