Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа
Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104
Что касается характера контактов, то проекты разделяются на внутренние и международные.
Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано во второй части книги, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.
По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.
В последнем типе очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран). Роль педагога в этом случае особенно велика.
И, наконец, по признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.
Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные) являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя, их отслеживать можно и на уроках.
Разумеется,
в практике чаще всего приходится
иметь дело со смешанными типами проектов,
в которых имеются признаки и исследовательских
проектов и творческих, например, одновременно
практико-ориентированные и исследовательские.
Каждый тип проекта имеет тот или иной
вид координации, сроки исполнения, этажность,
количество участников. Поэтому, разрабатывая
тот или иной проект, надо иметь в виду
признаки и характерные особенности каждого
из них. (18, с.62)
1.4.3.
Основные требования
к использованию
метода проектов
Таким образом, проект - это “5 П” - проблема - планирование (проектирование) - поиск - продукт - презентация.
Шестое П - портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.). В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
В
наполнении проектной папки
принимают участие все участники групп
(32, с.43).
1.4.4.
Этапы выполнения проекта
При работе над проектом очень важна определенная последовательность. Первым шагом должно стать включение ребенка в данную систему деятельности. Это может быть рассказ учителя, посещение мероприятий, где защищают свои проекты старшеклассники. Дети должны понять, что именно требуется от их авторства – это поиск проблемы; создание качественно нового продукта, получение результата. Это проверка себя на самоорганизованность, самодисциплину; на уровень творчества и неординарного мышления; на умение строить отношения с другими людьми, убеждать, отстаивать свои решение, позиционировать.
Дальнейшая работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предлагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Пока дети не прикоснулись к самой проектной деятельности, всё, что говорит учитель, для них – это узнаваемая, но абстрактная информация, которая никак не желает преобразовываться в знания. Но все же на данном этапе структуру надо раскрыть, чтобы у учащихся была опора для планирования своей деятельности. Установочная информация на эту тему должна опираться на зрительный алгоритм.
Следующая стадия – это выбор проблемы. Пожалуй, это самый сложный и важный момент, так как нельзя рекомендовать детям проблему в готовом виде. Учитель может направлять мысль ребенка в нужном направлении самостоятельного поиска, подсказать источники информации. Важно учить «спотыкаться», «цепляться» за проблему, вопрос. Подтолкнуть мысль к пробуждению, особенно в поиске проблем для социальных, экологических, игровых проектов, возможно при проведении деловой игры, диспута, дискуссии, обсуждении глобальных тем современности в форме «круглого стола», «мозгового штурма». При организации сбора идей часто используется во многом традиционный «ящик предложений». «Мышление – новое сотворение мира», как сказал А. Камю. Основная задача на этом этапе – создать условия для того, чтобы начавшийся процесс генерировал. Необходимо постараться создать будоражащее мысль эмоционально-информационное поле. Следует не упустить, что проблема всегда должна базироваться на противоречии.
Далее стоит уточнить именно предмет исследования, который, как правило, отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка.
Очень важен момент осмысления значимости, объема и уровня нерешенности задач, который можно определить как сбор информации. Он включает в себя исследование состояния вопроса: анализ предметной литературы, изучение законодательной и нормативно-правовой базы, социологические опросы, анализ материалов СМИ, проведение встреч, интервьюирование компетентных лиц. Все это готовит разум разработчика к следующим этапам работы над проектом: разработка гипотезы, определение задач, создание собственного варианта решения проблемы, конструирование модели, формирование программы и т. д.
В момент определения цели проекта школьнику обязательно нужна консультация, собеседование с научным руководителем, чтобы более реально построить свою работу. Детский максимализм, слабое знание своих правовых возможностей приводит их то к гигантомании, то к хаосу целей. Дети еще не совсем ориентируются в различиях между целью и задачей, путают их.
Далее следует этап разработки гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или иногда опровергать. Формулируя гипотезу, учащийся строит предположение, каким образом он будет достигать поставленную цель. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения по типу «Если…,то…».
Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи. К разработке проекта учащийся должен приступить, когда уже хорошо знаком с приемами работы с дополнительной литературой, овладел техникой конспектирования, написания реферата, приемами исследования. Но даже если это не совсем отработано, то при достаточном внимании со стороны руководителя или консультанта, он может отработать указанные навыки в ходе работы над проектом.
Сбор и анализ информации. Учителю, который выполняет роль научного руководителя, на этом этапе следует обратить внимание ребенка на культуру научного поиска. Он может попасть в ловушку такого состояния, когда глубокие мысли других кажутся до того простыми, что ему они представляются своими собственными. Начинающий исследователь должен уяснить, что ценность его работы не в заимствовании чужих идей, а в том, что он познакомился и оценил их, привлек в свой труд или оппонировал им. И. Ньютон говорил, что «он видел дальше, потому что стоял на плечах гигантах». Использования опыта предшественников не постыдно, это огромная, ценная работа. Постыдно брать чужое. Здесь пригодится культура написания и оформления реферата. Следует отвергать работу, если в её обосновании, на её страницах нет сносок на литературу, не указаны имена исследователей изучаемой проблемы.
Разработка собственного варианта решения проблемы. Здесь происходит систематизация полученного материала, на основе которого предлагается обоснование, модель, вариант, программа решения исследуемой проблемы. План решения реализации дальнейших действий, решений. Важно, чтобы автор внес предложения, как для заинтересованных лиц, так и определил свое собственное участие.
Завершение работы – составление портфолио (папка документов). Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий три блока: сам полный комплект проекта, приложение (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки, фотодокументы, видеоклип и т. п.) и тезисы. Не лишне написать аннотацию для быстрого знакомства с работой всех интересующихся.
С этим набором можно выходить на защиту. К ней надо готовиться, так как она всегда регламентирована по времени. Необходимо продумать возможные варианты вопросов аудитории. Дети часто воспринимают вопросы как провал, раздражаются, нервничают. Необходимо научить их благодарить за вопросы, радоваться возможности дополнительного времени на более глубокое раскрытие существа проекта. Ведь именно отсутствие вопросов говорит о том, что проект не пробудил интереса. И это уже близко к провалу.
Нужный момент после защиты – «разбор полётов», то есть рефлексия. Её следует провести дважды, сразу после окончания мероприятии, так как это остро эмоциональный момент, проект не заинтересовал присутствующих на защите, то море отрицательных суждений будет отравлять душу ребенка вплоть до следующей встречи. Не надо поддерживать критический настрой о несправедливости жюри. Надо настаивать, что выполнена задача первой пробы сил, задача участия, приобретение опыта и т. д. А когда страсти улягутся, подробно разобрать достоинства и слабые стороны работы и продолжить ее далее.
Последовательность выполнения проекта
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы | Уточняют информацию, обсуждают задания. | Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает. |
2. Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. | Формулируют задачи. Уточняют информацию (источник). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает. |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. | Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование. | Наблюдает, консультирует. |
4. Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект. | Наблюдает, советует (по просьбе) |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснения полученных результатов. Коллективная защита проекта, оценка. | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |