Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа
Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104
- Изучать
и внедрять в практику
- Учиться анализировать и оценивать чужую работу.
- Научиться
быть более активными.
2.Междисциплинарные навыки:
- «Выходить» за пределы одного предмета.
-Интегрировать
знания, получаемые из различных
источников. Научиться воспринимать
факты, точки зрения и
3.Навыки работы в группах:
- Учиться работать в группах.
Учиться
возглавлять команду и
-Участвовать
в процессе принятия решений.
Приобретать навыки
- Развивать
чувство такта и
Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.
4.Работа с самосознанием:
- Изучать свои сильные и слабые стороны.
Получать
чувство удовлетворения от
- Давать
реальную оценку своим
5.Навыки общения:
- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).
Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.
- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.
Учиться
писать понятный и грамотный
отчёт о проделанной работе.
Содержание
сборника
Раздел 1. Проекты для первоклассников
Тема
проекта «Мы исследуем
школу»
Цель проекта - помочь первоклассникам адаптироваться к школе, освоить ее пространство, познакомиться с разными людьми, убедиться в их благожелательном к себе отношении.
Компетенции, формированию которых способствует проект (в соответствии с требованиями Регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области):
Содержание проекта
Постановка цели перед детьми: «Прежде, чем начнется ваша школьная жизнь, надо как можно больше узнать о школе». Возможна игровая интрига: все превращаются в разведчиков или в следопытов. В связи с этим заключается договор о соблюдении некоторых правил и условностей, обсуждаются правила игры. Деятельность по исследованию школы вполне возможно перемежать с другими формами занятий. Имеет смысл включать в проект организационные и полезные дела. Так, исследуя школьную библиотеку, можно получить учебники для класса или принять участие в реставрации некоторых книг.
В начале проектной деятельности дети в беседе с педагогом выдвигают предположения, как устроена школа, какие в ней есть помещения, что в них делают. Здесь должны проявиться знания, почерпнутые из разговоров родителей, старших братьев и сестер, личный опыт, если ребенок уже бывал в школе, предположения, сформулированные на основе «здравого смысла», и совершенно фантастические идеи. Все высказанные соображения фиксируются педагогом на больших листах бумаги или на доске. К этим записям дети будут возвращаться по мере знакомства со школой, сверяя свои открытия с предположениями, дополняя их.
Дальнейшая работа предполагает чередование практической деятельности в школьном пространстве, обсуждения детских версий и прогнозов, углубления в предметный материал, потребность в котором обнаруживается по ходу проекта.
Можно выделить несколько блоков работ, причем в каждом конкретные задания могут видоизменяться, дополняться в зависимости от особенностей класса и конкретной ситуации.
Блок 1. Ориентируемся в пространстве школы
Этот
блок работ направлен на развитие
пространственного мышления через
зрительное и кинестетическое восприятие;
на развитие коммуникативных умений
(на выработку общей стратегии
поиска, умения договариваться и удерживать
условия договора); на формирование конструктивного
отношения к ошибкам. Конструктивное отношение
к ошибкам предполагает выяснение того,
насколько предположение разошлось с
реальностью и как это можно исправить,
а не поиск виноватых в допущенных ошибках.
Школа изнутри
Первый этап
Дети работают в группах по 4—5 человек; каждая группа выполняет свое задание. Задача — записывать и зарисовывать информацию в процессе путешествия по школе.
Задания командам:
— обследовать 1-й этаж;
— обследовать 2-й этаж;
— обследовать 3-й этаж;
— выяснить, сколько в школе окон, ступенек, дверей.
Задание выполняется в течение 15 минут. Условие — двигаться шагом (бегать по школе нельзя) и без шума, в классы не заглядывать.
Второй этап
После
выполнения заданий все группы собираются
в классе.
Все собранные сведения (названия кабинетов,
результаты подсчетов) выписываются на
доску. Выделяются непонятные слова. Детям
предлагают дать толкование непонятных
слов. Обсуждается, как можно уточнить
их смысл.
Члены групп рассказывают, как им работалось вместе, смогли ли они действовать сообща, распределить работу, никого не потерять, выполнить все поставленные условия. Здесь принципиально продемонстрировать детям важность не только полученного результата, но и того, что происходило с ними в процессе работы, как это повлияло на результат и на их состояние.
Третий этап
Затем дети индивидуально или в парах изображают фломастерами весь пройденный маршрут или его фрагменты.
Школа снаружи
Первый этап
На прогулке дети обходят школьное здание, пытаются найти окна своего класса и других знакомых помещений. Вернувшись в класс, желающие изображают школьное здание, каким они его увидели. Затем каждому ребенку в конверте выдается секретное задание для родителей: изобразить здание школы.
Второй этап
На
следующий день на доске развешиваются
работы родителей. Учитель предлагает
детям разделить все
Отгадываем «пространственные загадки»
«Пространственные загадки» можно загадывать детям внутри других видов работ, по мере того, как они выполняют свои задания и должны ждать, пока с работой справятся другие.
Пространственные
задания выполняются
Когда дети освоятся с выполнением заданий
подобного типа, можно предложить им самим
придумывать загадки и давать друг другу
задания.
Блок 2. Считаем и измеряем
Числа в школе
Этап первый
Дети
работают тремя командами. Каждая получает
лист, на котором написаны подряд номера
школьных кабинетов.
Числа записаны в несколько строк (по количеству
этажей в школе). Задание каждой команде:
путешествуя по школе, обвести кружком
числа, соответствующие номерам существующих
кабинетов, и вычеркнуть те, которые не
обнаружены. Кабинеты каждого этажа обводить
заданным цветом. Условие: выносить лист
с заданием из класса нельзя. То есть в
школьных коридорах нужно действовать
без опоры на инструкцию. Это тормозит
спонтанный порыв детей бежать по школе,
заставляет команду придумывать способ
выполнения задания. Педагог помогает
советами, принимает работу, указывает
на ошибки и предлагает их исправить.
Этап второй
После окончательного возвращения команд все три листа сверяются. Дальше возможно развитие «математической» линии: можно обсудить, на сколько обычно отличаются номера соседних кабинетов, почему номера кабинетов первого этажа — числа до 20, второго — до 30 и т.д. Желающие могут подсчитать по получившимся записям количество кабинетов на этаже и в школе. Это одна из ситуаций, когда дети могут почувствовать, что числовые закономерности скрываются повсюду в окружающем мире. Причем менее «продвинутые» в математике дети остановятся на наблюдении принципа построения натурального ряда (каждое следующее число больше на 1), а другие продвинутся дальше. Любители счетных операций тоже смогут реализовать свой интерес.
Измеряем школьное пространство
Измерять можно разными мерками (шагами, прыжками, портфелями и т.д.) и сравнивать результаты между собой. Если дети знакомы с общепризнанными единицами измерения, их можно «вооружить» рулетками, линейками и сантиметровыми лентами. Мерить можно все, что угодно, — в классе и за его пределами. Обсуждается наличие разных параметров у плоских и объемных объектов.
Блок 3. Кто работает в школе
Выясняя, что где в школе находится, дети сталкиваются с разными взрослыми. В их задачу входит узнать, как кого зовут, чем этот человек занимается. Если дети чувствуют себя достаточно свободно и раскрепощенно, можно предложить им воспользоваться формой интервью и специальной техникой в виде диктофона. Темы интервьюирования могут быть самыми разными. Все взрослые в школе должны быть предупреждены о появлении исследователей. Каждый ребенок, берущий интервью, имеет соответствующую визитку. Можно сделать детям «командировочные удостоверения», с которыми они отправятся на уроки в другие классы. В зависимости от возможностей и интересов командированного, он может получить задание найти в каком-нибудь кабинете определенные предметы или попытаться понять и сообщить, чем в этом классе занимаются, о чем шла речь. Понятно, что игра с командировками возможна только при предварительном договоре со школьными учителями.
Блок 4. Итоговые сочинения
Общим
итогом исследовательской работы могут
стать тексты, сочиненные детьми. Фиксирует
их взрослый — от руки или с помощью
диктофона.
Это могут быть короткие инструкции о
том, к кому и куда надо обращаться, если
ты нашел чужую вещь или потерял свою;
как записаться в спортивную секцию или
в какой-нибудь кружок, как отыскать кабинет
врача и т.п.
Особый интерес представляет сочинение
историй, в которых главными героями выступают
школьные вещи. Перед этим можно почитать
детям сказки Андерсена, в которых повествование
ведется от имени вещей.