Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

  Требования  к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены для бинарной оценки (да \ нет). 
 
 

В итоге получила следующие результаты:

Фамилия, имя 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Артишевская Вероника     +  
Вяткина Саша       +
Глубоковских  Саша     +  
Димитриев Костя       +
Егоров  Данил       +
Ипполитов Саша   +    
Карьков Дима     +  
Логиновских Влада  +      
Менчинская  Настя   +    
 
Милькова  Юля   +    
Михалёв Игорь     +  
Немов Ваня     +  
Новгородов  Дима +      
Панова  Катя   +    
Папин Андрей   +    
Разгильдяев Алёша +      
Соловьев  Кирилл   +    
Струина Влада +      
Турсуматов  Давид     +  
Удинцев Роман     +  
Фёдоров Алёша   +    
Чащин Вова   +    
Юдина Алёна +      
Юдин  Виталий     +  
Ярлина  Олеся   +    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

    Из  диаграммы можно увидеть, что  большинство (43%) детей при оценке в решении проблем оказались на втором уровне. Они достаточно хорошо:

    - описывают желаемую и реальную ситуацию,

    - формулируют цель и задачи деятельности по решению проблемы,

    - планируют свою деятельность,

    - формулируют детальное представление об ожидаемом результате деятельности,

    - оценивают результат и процесс деятельности.

   

    Рассматривая  данную диаграмму, необходимо обратить внимание на оптимальный процент (40%, почти половина) учащихся находятся  на втором уровне развития умения работы с информацией.

    Четвертый уровень имеют самый маленький процент учащихся (13%). Они показали, что могут:

    - осознавать недостаток информации в процессе реализации деятельности,

    - применять предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

    - демонстрировать понимание полученной информации,

    - демонстрировать понимание выводов по определенному вопросу.

 
 

    Из  данной диаграммы видно, что большинство  детей (39%) имеют средний (2 уровень) развития в коммуникации.

    По  сравнению с предыдущими диаграммами  в этой мы видим заметное увеличение процента детей, которые занимают первый уровень развития. Коммуникативная сфера более развита, так как даже в повседневном наблюдении за ними видно их активность при общении.

    Дети, занявшие самый высокий уровень  развития коммуникативной компетентности. Они:

    - используют риторические и логические приемы,

    - определяют средства письменной коммуникации, адекватные цели,

    - работают с вопросами на дискредитацию,

    - успешно справляются с кризисами взаимодействия совместно с членами группы.

      Из анализа всех трех диаграмм видно, что большинство детей (учитывая их возраст и индивидуальные особенности) находятся на оптимальном уровне развития и сформированности ключевых компетенций. Но у всех диагностируемых детей виден потенциал к дальнейшему развитию компетенций.

    Но  все-таки определились дети, которым  необходима педагогическая помощь учителя. Дети, которые оказались по результатам  диагностики на низком уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Коррекция результатов, полученных  при диагностике

    После анализа результатов мною были определена группа ребят, которым необходимо повышать уровень сформированности ключевых компетенций.

    Это учащиеся, которые по результатам  диагностики оказались на третьем  и четвертом уровнях. 

    С ними была проведена следующая работа:

    1. Вместе мы определили тему нашего проекта («Мой режим дня»).

    2. Спланировали свою деятельность, определили источники информации. Ребята постарались сформулировать  задачи, стоящие перед ними, кто-то  поставил самостоятельно, кто-то  прибег к моей помощи.

    3.Учащиеся самостоятельно работали с информацией, выполняли исследование. Производили оформление проекта. Я же со своей стороны наблюдала за их деятельностью, консультировала и где нужно корректировала их деятельность.

    4.Участвовали  в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Я наблюдала за этим процессом, направляла его (если было необходимо).

    5.Коллективная  защита проекта. Подготовка доклада  и участие в коллективной оценке  результатов проекта. 

Фамилия и имя 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Ипполитов Саша     +  
Димитриев Костя   +    
Менчинская  Настя   +    
Милькова  Юля     +  
Новгородов  Дима     +  
Глубоковских  Саша   +    
Михалёв Игорь   +    
Артишевская Вероника     +  
Юдина Алёна     +  
Юдин  Виталий   +    
 

    По  результатам диагностики получились следующие результаты:

    - наблюдается  положительная динамика в формировании  ключевых компетенций;

    - произошли  заметные изменения в показателях  работы с информацией: в обработке  информации делали выводы и  приводили хотя бы по одному  аргументу;

    - проявили  максимальную самостоятельность в оформлении результатов проекта;

    - в  процессе защиты проекта задавали  существенные вопросы и  отвечали  на вопросы одноклассников;

    - ученики  разъясняли свою идею, предлагая  ее, или аргументировали свое  отношение к идеям других ребят. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе 2 

    Являясь активным методом обучения Компетентностный подход способствует повышению качества и эффективности образовательного процесса и обучения в целом.

    По  результатам диагностики получились следующие результаты:

    - наблюдается  положительная динамика в формировании  ключевых компетенций;

    - произошли  заметные изменения в показателях  работы с информацией: в обработке  информации делали выводы и  приводили хотя бы по одному  аргументу;

    - проявили  максимальную самостоятельность в оформлении результатов проекта;

    - в  процессе защиты проекта задавали  существенные вопросы и  отвечали  на вопросы одноклассников;

    - ученики  разъясняли свою идею, предлагая  ее, или аргументировали свое  отношение к идеям других ребят. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

        Знакомство с методом проектов  показало, что современному школьнику  для того, чтобы чувствовать себя  комфортно в постоянно меняющихся  условиях жизни, необходимо иметь  ряд важных личностных качеств,  или иными словами компетенции: 

    - готовность к постоянной работе над собой для  овладения культурой познавательной деятельности;

    - проявлений интереса к познанию  окружающего мира, природных, социокультурных  особенностей региона;

    - проявления чувства долга при  взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;

    - умения концентрировать волю  и терпение при преодолении  трудностей, возникающих в учебной  деятельности и о взаимоотношениях  с разными людьми;

    - сознательное и безопасное использование  основных технических средств  в быту;

    - проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний;

    - ответственное отношение к ближайшей  среде жизнедеятельности, умения  сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица).

        Для  приобретения данных качеств  от части может помочь метод проектов.

        Являясь методом компетентностно-ориентированного образования, он способствует повышению качества и эффективности образовательного процесса и в частности, внеучебной деятельности.

        Мне как будущему учителю начальных классов и нынешнему практиканту очень привлекателен данный метод. В своей практике я планирую его использование.

    Литература

  1. Богуславский М, Фишер М. Реформы Российского образования: Блеф или реальность? /Мир образования, 1996, - N 4, - с.21-23.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968
  3. Бросок в перед или второе пришествие метода проектов// Директор школы. – 1999 г. – № 2. – стр. 3.
  4. Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности отношения  шестилетних детей к заданиям взрослого // Вопр. психол. 1988. № 4. С. 56 – 63.
  5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1981 г.
  6. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М., 1995. - 103с.
  7. Давыдов В. В. .Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  9. Заир-Бек Е. С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. - СПб., 1995.
  10. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  11. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
  12. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991.
  13. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования/ Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. – Самара:Профи, 2001.
  14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. – №4 (175), февраль. – 2002. – с. 1-14.
  15. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. -2004. -№5. -с. 3-12.
  16. Матис Т. А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1982.
  17. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
  18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Палат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Палат. – М.: «Академия», 1999 г.
  19. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995
  20. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб., Воронеж, 1995.- 232 с.
  21. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это?//Методист. – 2004 г. – № 1. – стр. 45.
  22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. – М.: Академия, 1998
  23. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996. - 512 с.
  24. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1980.
  25. Полуянов Ю. А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
  26. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440с.
  27. Региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2006
  28. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  29. Савельева О. В. Психологические критерии качества знаний младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1989.
  30. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 25 – 36.
  31. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.- метод. пособие. М., 1991.
  32. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат – М., 1999 г.
  33. Современный философский словарь/Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. - 608 с.
  34. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М., 1985.
  35. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М., 1998 г.
  36. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985.
  37. Цукерман Г. А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 41 – 49
  38. Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопр. психол. 1989. № 2. С. 39 – 46.
  39. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 37 – 44.
  40. Цукерман Г. А., Еремина Е. М. Эффективность коллективно-распределенных форм обучения // Новые исследования в психологии. 1979. № 2(21). С. 42 – 46.
  41. Чечель И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы. – 1998 г. – № 4. – стр. 3.
  42. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе.//Директор школы. – 1999. – № 3.
  43. Эллис А., Фоутс Д. Педагогические инновации.– М., 1993 г.
  44. Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
  45. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. — М.: Изд-во “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. — 416 с.
  46. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников // Избр. психол. труды. М., 1989
  47. Яковлева Н. Проектирование как педагогический феномен.//Педагогика. – 2002. – № 6. – стр. 8-14.

Информация о работе Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников