Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа
Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104
Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим.
Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.
По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.
Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.
3. Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование)
Учащиеся зачитывают сочинения о своих собаках и кошках, о том, как они заботятся о них, какие забавные случаи происходили с их четвероногими друзьями и отвечают на поставленный вопрос.
Заключение.
Рекомендации,
составленные детьми, работавшими по
проекту, показали, что главная цель
– воспитание бережного отношения
к живым существам, сопереживания
им, понимания необходимости
Очевидно,
что экологический проект играет
большую роль в воспитании, образовании
младшего школьника, развивает исследовательские
умения, умение искать путь решения
поставленной задачи, развивает творческие
способности, повышает мотивацию к обучению,
способствует формированию новых взаимоотношений
сотрудничества между учителем и учениками.
Методические
рекомендации по организации
проектной деятельности
Проектные дни могут проходить один раз в четверть в форме групповой работы учащихся, причём группы могут быть непостоянны: либо это весь класс, либо создаются разновозрастные группы из учащихся разных классов (обычно 9 групп по 11-12 человек). Тогда заранее в каждом классе вывешивается список тем будущих проектов, школьники сами определяют для себя предмет исследования и записывают свою фамилию в соответствующей графе. В тот день, когда планируется проведение работы над проектами, все уроки отменяются и каждая группа занимается только своим проектом. За каждой группой закрепляется преподаватель, который работает вместе с детьми.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице.
|
Распорядок дня
8.30 – 12.00 работа в группах (с перерывом на прогулку в 10.00)
12.00 – 13.00 подведение итогов работы группы, оформление выставки проектов (муз. зал)
14.00 – 15.00 презентация проектов (музыкальный зал)
15.00 – 15.30 анализ
работы группы
Методический
паспорт проекта
Автор проекта | |
Фамилия, имя, отчество автора (авторов) | |
Регион, в котором находится ОУ | |
Город, в котором находится ОУ | |
Наименование ОУ | |
Тема (название) проекта |
Возраст участников проекта |
☐ младшие школьники
☐
среднее звено |
Цели проекта |
Цель
педагогов: Цель, которая ставится перед детьми: |
Задачи проекта |
|
Компетенции, которые формирует проект в соответствии с ГОС (НРК) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования Свердловской области (2006) |
☐ готовность
к постоянной работе над собой для
овладения культурой учебной и трудовой
деятельности;
☐ проявлений интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона; проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками; ☐ проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками; ☐ умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми; ☐ сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту; ☐ проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний; ☐ ответственное
отношение к ближайшей среде жизнедеятельности,
умение сотрудничать с малыми общностями
(класс, двор, улица). |
Содержательные области, в рамках которых осуществляется проект (в соответствии с ГОС (НРК) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования Свердловской области (2006) образования в период детства Свердловской области (2006)) |
☐ Русский язык ☐
Литература ☐
Информационные технологии ☐
Граждановедение ☐Материальные
технологии ☐Иностранный
язык ☐Математика ☐Краеведение ☐Химия |
Время работы над проектом |
Тип проекта |
|
Краткая аннотация проекта |
Первый этап. Второй этап Третий этап Четвертый
этап |
Возможное оформление результатов проекта |
☐ Презентация «Музеи для детей» ☐ Рекламный буклет «Музеи для детей» ☐ Книга ☐ Газета ☐ журнал ☐ Фотоальбом «Как мы побывали в музеях» ☐ Кроссворд ☐ Стихи ☐ Рассказы ☐ Сказки ☐ Решение задачи, проблемы из жизни ☐ Правила ☐ Рисунки «Музей глазами детей и родителей» ☐ Поделка ☐ Игра, игрушка ☐ Видеоклип «Музей глазами детей и родителей» ☐ Памятка «Как вести себя в музее» |
Презентация результатов |
|
|
Список рекомендуемой литературы
2.2.
Результаты частичной
апробации сборника
проектов в работе с
младшими школьниками
Цель:
выявить возможности
Диагностика уровня сформированности ключевых компетенций.
Для диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся я провела учебный проект «Книги разные нужны, книги разные важны!», в ходе которого, наблюдая и взаимодействуя с детьми, я оценивала их, используя «Требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся (для оценки проектной деятельности)», разработанные департаментом образования и науки администрации Самарской области.
Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.
Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).