Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

    Собаку  или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим.

    Нередко хозяину становятся в тягость  его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.

    По  вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.

    Бросая  своих домашних животных или унося  от дома, а значит, и от хозяина  глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

    3. Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование)

    Учащиеся  зачитывают сочинения о своих собаках и кошках, о том, как они заботятся о них, какие забавные случаи происходили с их четвероногими друзьями и отвечают на поставленный вопрос.

    Заключение.

    Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель – воспитание бережного отношения  к живым существам, сопереживания  им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях – была достигнута.

    Очевидно, что экологический проект играет большую роль в воспитании, образовании  младшего школьника, развивает исследовательские  умения, умение искать путь решения  поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками. 
 
 
 
 
 
 

    Методические  рекомендации по организации  проектной деятельности 

    Проектные дни могут проходить один раз в четверть в форме групповой работы учащихся, причём группы могут быть непостоянны: либо это весь класс, либо создаются разновозрастные группы из учащихся разных классов (обычно 9 групп по 11-12 человек). Тогда заранее в каждом классе вывешивается список тем будущих проектов, школьники сами определяют для себя предмет исследования и записывают свою фамилию в соответствующей графе. В тот день, когда планируется проведение работы над проектами, все уроки отменяются и каждая группа занимается только своим проектом. За каждой группой закрепляется преподаватель, который работает вместе с детьми.

    Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

    Структура подготовки и проведения проектных  дней представлена в таблице.

Название  этапа Содержание  работ Время исполнения
Подготовительный  этап работы

педагогического коллектива по разработке вводных установок  на день проектов

  • определение темы исследования;
  • выделение предполагаемых направлений работ;
  • составление распорядка дня;
  • расписание консультаций преподавателей;
  • разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.
За неделю до проектного дня
Подготовительный  этап работы групп учащихся над проектом
  • предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;
  • определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”);
  • выдвижение гипотез и способов решения;
  • обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.);
  • распределение работы между участниками группового проекта;
  • начало работы по сбору информации.
За два - три  дня до начала проекта 

(в зависимости  от темы)

Основной  этап
  • продолжение работы по сбору информации;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;
  • систематизация и анализ полученных данных;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов.
В день выполнения проекта.
Заключительный  этап
  • презентация проекта;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график и т.п.);
  • рефлексия.
В день проекта  или на следующий день (в зависимости от темы).
 

 

Распорядок  дня

8.30 – 12.00 работа  в группах (с перерывом на  прогулку в 10.00)

12.00 – 13.00 подведение  итогов работы группы, оформление  выставки проектов (муз. зал)

14.00 – 15.00 презентация  проектов (музыкальный зал)

15.00 – 15.30 анализ  работы группы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методический  паспорт проекта 
 

Автор проекта
Фамилия, имя, отчество автора (авторов)  
 
 
 
 
 
Регион, в котором находится ОУ  
 
Город, в котором находится ОУ  
 
Наименование  ОУ  
 
 
 
 
 
Тема (название) проекта
 
Возраст участников проекта
младшие школьники

среднее звено 
 
 
 
 
 

Цели  проекта
Цель  педагогов:  

Цель, которая ставится перед детьми:

Задачи  проекта
 
 
 
 
 
 
Компетенции, которые формирует  проект в соответствии с ГОС (НРК) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования Свердловской области (2006)
готовность к постоянной работе над собой для  овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

проявлений интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона; проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;

  проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;

умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;

сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту;

проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний;

ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица). 
 
 
 
 

Содержательные  области, в рамках которых осуществляется проект (в соответствии с ГОС (НРК) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования Свердловской области (2006) образования в период детства Свердловской области (2006))
Русский язык 

Литература 

Информационные технологии 

Граждановедение 

Материальные технологии 

Иностранный язык 

Математика 

Краеведение 

Химия  
 

Время работы над проектом
 
Тип проекта
  • По доминирующей в проекте деятельности –
 
  • По предметно-содержательной области –
 
  • По  характеру координации –
 
  • По  характеру контактов  –
 
  • По  количеству участников проекта –
 
  • По  продолжительности  проекта – 
 
 
Краткая аннотация проекта
 
Первый  этап.

Второй  этап

Третий этап

Четвертый этап 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возможное оформление результатов  проекта
    Веб - сайт

    Презентация «Музеи для детей»

    Рекламный буклет «Музеи для детей»

    Книга

    Газета

    журнал

    Фотоальбом «Как мы побывали в музеях»

    Кроссворд

    Стихи

    Рассказы

    Сказки

    Решение задачи, проблемы из жизни

    Правила

    Рисунки «Музей глазами детей и родителей»

    Поделка

    Игра, игрушка

    Видеоклип «Музей глазами детей и родителей»

    Памятка «Как вести себя в музее»

Презентация результатов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Программно-техническое  обеспечение, необходимое  для реализации проекта
Техническое оснащение
Веб-камера CD-проигрыватель Видеокамера
Компьютер(ы) Принтер Видеомагнитофон
Цифровая камера Сканер Проекционная система
DVD-проигрыватель Телевизор Фотоаппарат
Доступ к Интернету Видео-, конференц-оборудование
Программное обеспечение
Программа для составления буклета Программа для составления презентаций
Программы электронной почты Программы работы с мультимедиа
Мультимедийные энциклопедии Программы разработки веб-сайтов
Текстовые процессоры
Материалы на печатной основе  
Другие  принадлежности  
 
Интернет - ресурсы Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе 
 
Другое Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  рекомендуемой литературы

  1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие. Мн., “Асар”, 1996
  2. Пахомова Н.Ю. Метод проектов // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996 г. №1, 2
  3. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.// Учитель. 2000 г. №1,4.
  5. Пономарева О.Н., Кононова Е.В. Охрана животных. // Начальная школа 1999 №8
  6. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа 1998 №6
  7. Чижевский А.Е. “Экология у нас дома. Малый экологический практикум” // Начальная школа 1998 №6.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты частичной  апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками 
 

    Цель: выявить возможности использования  метода проектов в образовательном процессе.

Диагностика уровня сформированности ключевых компетенций.

Для диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся я провела учебный проект «Книги разные нужны, книги разные важны!», в ходе которого, наблюдая и взаимодействуя с детьми, я оценивала их, используя «Требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся (для оценки проектной деятельности)», разработанные департаментом образования и науки администрации Самарской области.

  Требования  сгруппированы в соответствии с  перечнем ключевых компетентностей  в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.

  Уровни  сформированности ключевых компетентностей  выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).

Информация о работе Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников