Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

    3) Подготовка самого учителя к  педагогическому сопровождению  проектной деятельности младших школьников (разработка методического инструментария для организации проектной деятельности учащихся в соответствии с требованиями к использованию метода проектов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы реализации компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников

    1.1. Сущность компетентностного подхода в современном образовании 

    В приоритетном национальном проекте  “Образование” определенный акцент направлен на реализацию идей компетентностного  подхода. Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой Российской образовательной парадигмы, включением России в Болонский процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики.

    Объективно, что в современном мире, идущем по пути глобализации, способность  быстро адаптироваться к условиям международной  конкуренции становится важнейшим  фактором успешного и устойчивого  развития страны.

    В связи с объективно изменившимися  условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чем самоценность школы. Это особо важно заметить, потому что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Готовит ли сегодня школа выпускника, успешно адаптированного в обществе? Ответ мягко сказать настораживает.

    Для обеспечения качественного образования  и преодоления разрыва между  уровнем кадрового потенциала страны и потребностями общества необходимо создавать или совершенствовать механизмы управления, ориентированные  на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.

    Происходящая  в последнее время переориентация оценки результатов образования  с понятий “образованность”, “воспитанность”, “общая культура” на понятия “компетентность” и “компетенция” звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить “достижение нового современного качества дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и профессионального образования” (14, с.3).

    На  сегодняшний день, как известно, идея компетентностного подхода  и список ключевых компетенций находятся  на стадии обсуждения и разработки. Рассмотрим лишь некоторые суждения.

    По  заключению заместителя директора по вопросам английского языка и образования Британского совета Елены Ленской, в России существует несколько тенденций в обсуждении темы “компетентностный подход”. Первая: такого понятия нет, поскольку ничего нового оно не описывает. Вторая: такое понятие есть, и научно-педагогическая общественность его неоднократно обсуждала, однако что нового несет компетентностный подход? Третья: называть компетентностным подходом все подряд.

    Рассмотрим некоторые точки зрения.

    Е. Я. Коган считает: “Это принципиально  новый подход, он требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся. Поэтому сделать его единым системным подходом в условиях отдельно взятого региона не представляется возможным. Этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы” (13, с.51).

    Компетентностный  подход в определении целей и  содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более, чуждым для российской школы. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности, и более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователей.

    “Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда”, – отмечает Д. А. Иванов (11, с. 3).

    “Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной  информации, а способность человека действовать в различных ситуациях” (11, с. 13).

    По  мнению О. Е. Лебедева “Компетентностный  подход – это совокупность общих  принципов определения целей  образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов” (15, с. 3).

    Исследователи считают, что компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный  опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций (Е. Я. Коган, В. В. Лаптев, О. Е. Лебедев, Е. А. Ленская, А. А. Пинский, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин и др.).

    В процессе исследования нами выделены приоритетные отличия компетентностного подхода от традиционного когнитивного (знаниево-ориентированного) подхода (таблица 1).

    Таблица 1

    Отличия компетентностного и когнитивного подходов в образовании

Ключевые  характеристики     Компетентностный  подход     Традиционный  “знаниевый” подход
    Цель  системы образования - создание условий  для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

- обновление  структуры и содержания образования;

- формирование  системы непрерывного образования

- формирование  гармонично развитой, общественно  активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
    Задачи  системы образования - обеспечение  качества образовательных услуг;  

- совершенствование  технологий образования;

- повышение эффективности  управления в сфере образования;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования

- обеспечение  высокого уровня знаний;  

- совершенствование  структуры образования;

- подготовка  молодежи к общественно полезному,  производительному труду;

- воспитание  активной жизненной позиции

    Цели школьного образования - научить учиться  (определять цели, пользоваться источниками  информации, оформлять наблюдения  и выводы, находить оптимальные  способы решения, взаимодействовать  и др.);

- научить объяснять  явления действительности, их причины,  взаимосвязь и др;

- научить ориентироваться  в ключевых проблемах современности  (экологических, политических, национальных  и др);

- научить анализировать  ситуации и принимать оптимальные  решения;

- научить решать  проблемы профессионального выбора;

- и другие

- сформировать основные знания, умения, навыки;

- совершенствовать  идейно-политическое воспитание;

- формировать  у учащихся сознательную дисциплину;

- повышать ответственность  учащихся за качество учебы;

- содействовать  нравственному и правовому воспитанию;

- организация  общественно полезного, производительного  труда 

и другие.

    Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся - за счет  получения личного опыта самостоятельного  решения проблем - за счет  приобретения основ знаний по предметам
    Содержание  образования Представляет  собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем:

-обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов;

- освоение  разных видов деятельности;

- развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта

- увеличение  объема изучаемого материала; 

- издание  новых учебников и учебных  пособий;

- введение  новых предметов в учебные планы;

    Главные пути изменения содержания интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, дифференцированное образование, интерактивные формы обучения) экстенсивный  путь (предусматривает дробное предметное деление, увеличение программ)
    Ориентиры - развитие умений  эффективно пользоваться знаниями;

- вариативность  сроков обучения;

- индивидуальная  траектория обучения

- накопление  знаний;

- регламентированность  сроков обучения;

- фронтальная  форма обучения

    Ожидаемые результаты - формирование ключевых компетентностей;

- личностный  рост обучающихся, педагогических  и руководящих работников;

- обеспечение  качественного образования;

- формирование  каровой элиты

- формирование  знаний, умений, навыков

    В отечественной психолого-педагогической науке, ориентированной преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, компетентностный подход, не противопоставлен традиционному, а делает его гуманистически направленным.

    Следует заметить, что в период глобальной реформации современного российского общества, можно с уверенностью сказать, что в образовательных учреждениях планомерно создаются условия для введения продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи комптентностного подхода.

Вывод. Таким образом, исследование данного вопроса позволило нам определить, что именно компетентностный подход обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности в соответствии с государственным заказом. Суть компетентностного подхода нам видится:

1. В осознанном создании имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать обучающимися и педагогами разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.), что содействует формированию ключевых компетентностей, а также приобретению социального опыта.

2.Во введении методов и технологий компетентностно ориентированного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей.

3. В обеспечении социального партнерства образовательного учреждения.

4.В привлечении общественной экспертизы для оценки качества работы образовательного учреждения.

6. В совершенствовании структуры управления образовательным учреждением с учетом провозглашенных приоритетных направлениях в образовательной политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Метод проектов как технология компетентностно - ориентированного образования 

     Само  понятие «проект» заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску: «брошенный вперед». Анализируя историю его появления, ведущий раздела «Этимологический словарь» в журнале «Лицейское и гимназическое образование» А. Михайловский указывает, что корни этого понятия можно найти в еще более ранней эпохе, древнегреческой культуре, где оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». «Взаимопринадлежность их – отмечает А. Михайловский, – очевидна: помеха на пути идущего человека имеет вызывающий характер, заставляет остановиться, задуматься и принять какие-либо меры. Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы «провоцирует», пробуждает скрытые силы» (3, с. 4).

     По  определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта (3, с. 4).

     Существует  несколько определений понятия «метод проектов», вот некоторые из них.

     Метод проектов - это пример педагогических технологий, средства же их проведения могут быть различными, в том числе  и, с использованием новых информационных технологий (18, с.27).

     Метод проектов - это комплексный метод, позволяющий строить  процесс разработки исходя из интересов экспертов, дающий возможность экспертам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей научно-практической деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления (19, с.34).

     Метод проектов — это такая технология, по которой студент или малая  учебная группа выполняет весь запроектированный  цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. В первую очередь, такие проекты выступают в роли интегрирующего фактора, помогая реализовывать межпредметные связи. (21, с. 45).

     Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе  — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

     Метод проектов понимается в американской школе очень широко. Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся. Важно одно: чтобы создался интерес и увлечение у детей, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале. Тогда сама цельность и непосредственность занятий даже у детей младших групп стимулирует настойчивость и энергию всей школьной группы.

Информация о работе Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников