Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа
Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104
Содержание
Введение………………………………………………
Глава
1. Теоретические основы реализации компетентностного
подхода в образовательном процессе начальной
школы......................………
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава
2. Проектирование содержания деятельности
учителя по использованию метода проектов
в процессе организации внеучебной деятельности
младших школьников …………………………………………………………….……….….
2.1. Сборник проектов
для использования в образовательном
процессе начальной школы…………………………………………….……….….…
2.2.Результаты
частичной апробации сборника проектов
в работе с младшими школьниками…………………………………………………
Выводы
из главы 2……………………………………………………………...…
Заключение…………………………………………
Библиография……………………………………
Приложение
1……………….………………………………..………………
Приложение
2………………………………………………………………...
Введение
Одними из ведущих методологических подходов в современном начальном образовании являются личностно-ориентированный и компетентностный подходы.
Компетентностный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая определяет, что содержание образования и система контроля и оценки в образовательном учреждении предполагают не усвоение и проверку предметных знаний как таковых, а способность применять их в практических условиях (27, с.7).
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы предполагает обеспечение педагогических условий для формирования и развития компетенций обучающихся.
Компетенция - способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий (27, с.8).
Структура компетенции включает в себя:
1) умение как основу компетенции;
2)базовые знания, обеспечивающие усвоение умения;
3)отношение к применению умения в деятельности.
В соответствии с Региональным (национально-региональным) компонентом государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, у младших школьников должны формироваться следующие компетенции:
- готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
-проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;
- проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
- умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;
-сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту;
- проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний;
- ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица).
Однако, наблюдения из практики показывают, что не все выпускники начальной школы обладают высокой степенью развития данных компетенций.
Отсюда - противоречие: с одной стороны, Государственным образовательным стандартом (его региональным компонентом) регламентируется требование формирования у младших школьников определенных компетенций, а с другой стороны, у части выпускников начальной школы компетенции, определенные госстандартом, не сформированы на достаточном уровне.
Возникает проблема – какие педагогические условия необходимо обеспечить для формирования компетенций у младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта?
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что формирование компетенций в образовательном процессе обеспечивается применением методов и технологий компетентностно ориентированного образования. К таким методам и технологиям исследователи относят исследовательские методы, решение проблемных ситуаций, моделирование, имитационные технологии, технология Портфолио, метод проектов.
Нас заинтересовал метод проектов и возможности его использования в образовательном процессе начальной школы.
Это обусловило выбор темы исследования – «Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников».
Объектом нашего исследования стал образовательный процесс в начальной школе (в частности, процесс внеучебной деятельности).
Предмет
исследования – педагогические условия
использования метода проектов как одной
из технологий компетентностно-
Цель
исследования – изучить теоретические
основы реализации компетентностного
подхода в образовательном процессе начальной
школы в части использования метода проектов
как одной из технологий компетентностно-
В соответствии с поставленной целью, был определены задачи исследования:
Гипотеза исследования: использование метода проектов в процессе внеучебной деятельности младших школьников будет способствовать реализации компетентностного подхода и формированию компетенций у детей при условии:
1) Соответствия содержания и видов проектов возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников (внимание должно быть акцентировано на стимулировании самодеятельности детей, переходе их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, от позиции, характеризующейся пассивностью, созерцательностью к позиции, выражающейся в активном, созидательном, творческом взаимодействии с окружающим миром, то есть к позиции субъекта).
2)
Соблюдения технологической
3)
Подготовки самого учителя к
педагогическому сопровождению
проектной деятельности
Анализ литературы показал, что метод проектов был предложен американским философом и педагогом Джоном Дьюи, продолжил идеи Дьюи его ученик В.Х.Килпатрик. Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В современной педагогике исследованием проблемы применения метода проектов в образовательном процессе занимаются доктор педагогических наук Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомова, Е.В.Петухова и др.
Методологической основой исследования является компетентностный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, В. А. Кальняя, А. М. Новиков, М. В. Пожарская, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской и др.); и, в частности положение С.Е.Полат о том, что «проектная деятельность – среда, в которой компетенции формируются и могут быть оценены» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000, с.21).
В работе используются теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы) и практические методы (педагогическое наблюдение, диагностика, статистический анализ данных).
Исследование проводилось на базе Пионерской средней школы Ирбитского района, в исследовании принимало участие 22 учащихся 3 класса.
Этапы исследования:
Структура работы: введение, теоретическая и практическая части, заключение, список литературы.
Практическая
ценность работы состоит в том,
что предложенные варианты проектов, направленных
на формирование различных компетенций
младших школьников, можно с успехом использовать
в практической деятельности учителей
начальных классов.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Соответствие содержания и видов проектов возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников (внимание должно быть акцентировано на стимулировании самодеятельности детей, переходе их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, от позиции, характеризующейся пассивностью, созерцательностью к позиции, выражающейся в активном, созидательном, творческом взаимодействии с окружающим миром, то есть к позиции субъекта).
2)
Соблюдение технологической