Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9
Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
Основные требования к использованию метода проектов…………34
Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35
Выводы из главы 1………………………………………………………………….42
Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44
2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44
2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90
Выводы из главы 2……………………………………………………………...…102
Заключение………………………………………………………………...…103
Библиография………………………………………………………………...104

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

Содержание

    Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы......................………………..……..9

    1. Сущность компетентностного подхода в современном образовании..…....9
    2. Метод проектов как технология компетентностно ориентированного образования.....………………………………………..…………………...…17
    3. Психологические основы применения метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников…………..22
    4. Педагогические условия использования метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников ..………...27
      1. Выбор темы проекта…………………………………..…….…..……27
      2. Типы проектов и их специфика……………………..…………..…...28
      3. Основные требования к использованию метода проектов…………34
      4. Этапы выполнения проекта…………..………………………….…...35

Выводы  из главы 1………………………………………………………………….42

Глава 2. Проектирование содержания деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников …………………………………………………………….……….….44

2.1. Сборник проектов для использования в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….……….….………....44

2.2.Результаты частичной апробации сборника проектов в работе с младшими школьниками…………………………………………………………………..…....90

Выводы  из главы 2……………………………………………………………...…102

    Заключение………………………………………………………………...…103

    Библиография………………………………………………………………...104

    Приложение 1……………….………………………………..………………108

    Приложение 2………………………………………………………………...110 

    Введение 

    Одними  из ведущих методологических подходов в современном начальном образовании являются личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

    Компетентностный  подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая определяет, что содержание образования и система контроля и оценки в образовательном учреждении предполагают не усвоение и проверку предметных знаний как таковых, а способность применять их в практических условиях (27, с.7).

    Реализация  компетентностного подхода в  образовательном процессе начальной школы предполагает обеспечение педагогических условий для формирования и развития компетенций обучающихся.

    Компетенция -  способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных  ситуациях в рамках определенных  полномочий (27, с.8).

    Структура компетенции включает в себя:

1) умение  как основу компетенции;

2)базовые знания, обеспечивающие усвоение умения;

3)отношение к применению умения в деятельности.

    В соответствии с Региональным (национально-региональным) компонентом  государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, у младших школьников должны формироваться следующие компетенции:

- готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

-проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;

- проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;

- умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;

-сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту;

- проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний;

- ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица).

    Однако, наблюдения из практики показывают, что не все выпускники начальной школы обладают высокой степенью развития данных компетенций.

    Отсюда - противоречие: с одной стороны, Государственным образовательным стандартом (его региональным компонентом) регламентируется требование формирования у младших школьников определенных компетенций, а с другой стороны, у части выпускников начальной школы компетенции, определенные госстандартом, не сформированы на достаточном уровне.

    Возникает проблемакакие педагогические условия необходимо обеспечить для формирования компетенций у младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта?

    Изучив  психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что формирование компетенций в образовательном  процессе обеспечивается применением методов и технологий компетентностно ориентированного образования. К таким методам и технологиям исследователи относят исследовательские методы, решение проблемных ситуаций, моделирование, имитационные технологии, технология Портфолио, метод проектов.

    Нас заинтересовал метод проектов и  возможности его использования  в образовательном процессе начальной  школы.

    Это обусловило выбор темы исследования – «Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников».

    Объектом нашего исследования стал образовательный процесс в начальной школе (в частности, процесс внеучебной деятельности).

    Предмет исследования – педагогические условия использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников.

    Цель исследования – изучить теоретические основы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы в части использования метода проектов как одной из технологий компетентностно-ориентированного образования, разработать содержание деятельности учителя по использованию метода проектов в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников и частично апробировать его на практике.

    В соответствии с поставленной целью, был определены задачи исследования:

  1. На основании изучения психолого-педагогической литературы выявить сущность метода проектов.
  2. Выявить педагогические условия использования метода проектов в образовательном процессе начальной школы.
  3. Предложить ряд проектов для реализации их в процессе внеучебной деятельности младших школьников (составить сборник).
  4. Апробировать один из предложенных проектов на практике и представить результаты.

    Гипотеза исследования: использование метода проектов в процессе внеучебной деятельности младших школьников будет способствовать реализации компетентностного подхода и формированию компетенций у детей при условии:

    1) Соответствия содержания и видов проектов возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников (внимание должно быть акцентировано на стимулировании самодеятельности детей, переходе их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, от позиции, характеризующейся пассивностью, созерцательностью к позиции, выражающейся в активном, созидательном, творческом взаимодействии с окружающим миром, то есть к позиции субъекта).

    2) Соблюдения технологической цепочки  проектной деятельности (технологии шести «П»: проблема - планирование (проектирование) - поиск - продукт – презентация - портфолио)

    3) Подготовки самого учителя к  педагогическому сопровождению  проектной деятельности младших  школьников (разработка методического  инструментария для организации  проектной деятельности учащихся  в соответствии с требованиями  к использованию метода проектов).

    Анализ  литературы показал, что метод проектов был предложен американским философом и педагогом Джоном Дьюи, продолжил идеи Дьюи его ученик В.Х.Килпатрик. Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В современной педагогике исследованием проблемы применения метода проектов в образовательном процессе занимаются доктор педагогических наук Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомова, Е.В.Петухова и др.

    Методологической основой исследования является компетентностный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, В. А. Кальняя, А. М. Новиков, М. В. Пожарская, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской и др.); и, в частности положение С.Е.Полат о том, что «проектная деятельность – среда, в которой компетенции формируются и могут быть оценены» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000, с.21).

    В работе используются теоретические  методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы) и практические методы (педагогическое наблюдение, диагностика, статистический анализ данных).

    Исследование  проводилось на базе Пионерской средней школы Ирбитского района, в исследовании принимало участие 22 учащихся 3 класса.

    Этапы исследования:

  • 2006-2007 учебный год – поиск литературы по исследуемой проблеме, ее анализ, разработка теоретической части исследуемой проблемы;
  • 2007-2008 учебный год – разработка содержания проектов для использования в образовательном процессе начальной школы;
  • 2008-2009 учебный год – частичное апробирование на практике разработанных проектов, фиксирование результатов, формулирование выводов, оформление исследования.

    Структура работы: введение, теоретическая и практическая части, заключение, список литературы.

    Практическая  ценность работы состоит в том, что предложенные варианты проектов, направленных на формирование различных компетенций младших школьников, можно с успехом использовать в практической деятельности учителей начальных классов. 
 

    На  защиту выносятся  следующие положения:

  1. Метод проектов является эффективным методом формирования компетенций обучающихся и таким образом обеспечивает реализацию компетентностного подхода.
  2. Основными педагогическими условиями применения метода проектов в образовательном процессе начальной школы являются:

    1) Соответствие содержания и видов проектов возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников (внимание должно быть акцентировано на стимулировании самодеятельности детей, переходе их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, от позиции, характеризующейся пассивностью, созерцательностью к позиции, выражающейся в активном, созидательном, творческом взаимодействии с окружающим миром, то есть к позиции субъекта).

    2) Соблюдение технологической цепочки  проектной деятельности (технология шести «П»: проблема - планирование (проектирование) - поиск - продукт – презентация - портфолио)

Информация о работе Реализация компетентностного подхода в процессе организации внеучебной деятельности младших школьников