Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ
Единственное
число имен существительных может
употребляться в значении множественного:
при обобщенно-выделительном
Множественное число в значении единственного употребляется: при переносе значения вещества на действие (Некогда нам рассиживаться с чаями да вареньями); при гиперболе (В сто сорок солнц закат пылал) при употреблении некоторых отвлеченных существительных в конкретном значении, особенно в научно-технической литературе (низкие температуры, шумы в сердце); при употреблении вещественных существительных для обозначения различных сортов или видов вещества (глины, спирта, масла, сала); при обозначении большого количества веществ (кругом снега); при обозначении фамилиями людей определенного типа (Молчалины блаженствуют на свете).
К вариантам форм имен прилагательных относятся полная и краткая формы качественных прилагательных, варианты форм кратких прилагательных, варианты форм притяжательных прилагательных, синонимика прилагательных и косвенных падежей существительных. Такие формы учащиеся не изучают в начальной школе, но все равно с ними сталкиваются. Синонимика краткой и полной форм прилагательных выступает в тех случаях, когда эти формы выступают в одной и той же синтаксической роли. Основное семантико-стилистическое различие между этими формами заключается в характере признака, обозначаемого прилагательным: если признак является постоянным свойством предмета, используется полная форма прилагательного (ночь темная, мать добрая), если признак обозначает временное, непостоянное свойство или значение, употребляется краткая форма (Мальчик сегодня нездоров). В настоящее время более употребительна в кратких прилагательных форма –ен, которая закрепилась во всех книжных функциональных стилях (например, величественен, воинственен, существенен).
К вариантам форм степеней сравнения имен прилагательных относятся -ее, -ей (смелее-смелей, скорее-скорей).
Притяжательные прилагательные на –ов(-ев), -ин( -ын) употребляются только в разговорном и художественном стилях, например: Петиного костюма, бабушкиного дома.
Конечно, учащиеся начальных классов не изучают краткую форму имен прилагательных, не изучают степени сравнения, но на практическом уровне это знакомство происходит, поэтому можем сказать о таких грамматических явлениях, не требуя обязательного запоминания. В данном случае учитель работает на перспективу.
В русском языке возможно употреблении одной глагольной формы вместо другой, что позволяет широко пользоваться синонимическими заменами при употреблении глагольных форм времени, вида и наклонения.
Так, формы настоящего времени несовершенного вида могут употребляться в значении прошедшего времени, что придает высказыванию непринужденно-разговорный характер. Например: Был он такой высокий, гибкий, веселый. Сидит в лодке и так звонко кричит он нам в окна…
Формы настоящего времени употребляются также в значении будущего, когда пишущий или говорящий будущие действия представляет себе или уже совершившимися, или такими, которые обязательно произойдут, например: … отец вошел к нам наверх, во время классов, и объявил, что нынче в ночь мы едем с ним в деревню (Л.Т.).
Формы будущего времени совершенного вида могут употребятся в значении настоящего, когда необходимо выразить действие, повторяющееся в настоящем или совпадающее с моментом речи, например: Всегда бывает немного жутко, когда ночью лошадь увяжется за тобой.
Таким
образом, использование
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков
Как было выше сказано, изучение морфологии играет огромную роль в развитии речи учащихся. Чтобы выработать у учащихся умения разграничивать морфологические явления, необходимо разработать методические приёмы работы с морфологическими единицами, которые будут способствовать развитию речи учащихся. В начальной школе русский язык изучается в основном практическим путем, поэтому усвоение морфологии происходит на основе выполнения разнообразных упражнений.
Упражнения, проводимые на уроках русского языка в начальной школе связанные с изучением морфологии, можно разделить на упражнения по анализу языкового материала, по изменению готового текста и по конструированию. Безусловно, такая классификация является условной, поскольку анализ нельзя исключить из других групп, направленных на изменение форм слов и словосочетаний или конструирование.
Упражнения в видоизменении текста (замена морфемы, формы слова, слова, части речи, словосочетания, предложения) используются очень часто на уроках русского языка. Естественно, что на уроках морфологии, изучающей грамматические формы слова, систематически проводится тренировка учащихся в изменении и образовании слов. К упражнениям данной группы относят следующие:
1) Списывание предложений, с заданием вставить нужные по смыслу слова, обозначающие предметы, признаки, действия (Например: Наступила …., ……весна. Зазвенели и ……. ручьи по ……тропинкам. И т.д.;
2)
К данному слову устно
3)Подбор к данному слову синонимов (например, храбрость - смелость, отвага, мужество, героизм), а также антонимов (например, жара-холод, светлый-темный и т.д.);
4)Дописывание предложений, добавляя названия действий. Например: В классе ученики читают (рассказывают, пишут, рисуют, поют);
5)
Изменение текста рассказа так,
6)
Запись к данным
Проявление практической направленности упражнений этой группы находит в том, что: 1)используются слова, при образовании форм которых школьники нередко допускают ошибки; 2) чисто «морфологические» задания сочетаются с заданиями по лексике, стилистике (например, предлагается не только заменить глаголы в прошедшем времени глаголами в настоящем или будущим временем, но и выяснить, как такая замена связана с изменением смысла); 3)отбирается языковой материал, способствующий обогащения грамматического строя речи детей.
Среди упражнений в конструировании наиболее распространенными являются следующие:
1)
Конструирование предложений
2)
Конструирование слов по
3) Расширение текста с помощью прилагательных;
4) Сужение текста;
5)
Составление предложений по
6)
Устный пересказ, а затем написание
изложений, небольших
Упражнения этой группы предназначены для того, чтобы научить детей сознательно пользоваться в собственной речи изучаемыми морфологическими средствами.
К упражнениям по анализу языкового материала можно отнести следующие:
1) Представлены предложения: У меня есть сестра. У Саши нет сестры. Я люблю свою сестру. Найти общее в данных предложениях (слово сестра). Как называется изменяемая часть? (окончание). Для чего служат окончания? (для связи слов в предложении);
2) На улице идет белый, пушистый, игривый снег. Какими словами мы характеризуем снег? (белый, пушистый, игривый) Какой частью речи они являются? (прилагательными) Для чего нужны прилагательные? (для описания предмета);
3)
Среди данных слов выберите
существительные первого
Вообще, анализ языкового материала проводится при выполнении практически всех видов упражнений, так как нельзя, например, определить окончание существительного, не определив склонения данного существительного и падежа, что и является анализом языкового материала.
Намеченные три группы упражнений иногда рассматриваются как их классификация, произведенная с учетом такого важного признака, как характер умственной деятельности учащихся: упражняясь в анализе языкового материала, ученики производят аналитическую работу; видоизменяя или конструируя свой текст, ученики производят синтетическую работу. Отсюда и характеристика одних упражнений как аналитических, других – как синтетических. Это не единственная классификация морфологических упражнений, связанных с развитием речи, но данный подход к группировке морфологических упражнений был одним из первых.
Большое значение для развития речи учащихся имеет создание высказываний. Традиционными видами письменных высказываний, предназначенных для развития связной речи учащихся, являются изложения и сочинения, которые вместе с тем представляют богатые возможности для осуществления различных воспитательных и образовательных целей.
Изложения и сочинения, как и другие виды работ, различаются: по цели - обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работы - классные и домашние; по форме словесного выражения мысли - устные и письменные. Кроме того, каждый из указанных видов работ имеет свою специфику.
Изложение (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное изложение - пересказ).
Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т. д.
По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) изложения. Задача подробного изложения - воспроизвести как можно более подробно, полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения - передать это содержание кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть различной. По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные изложения, а также изложения с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение). В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста (например, описание наступления ночи, если это описание "рассыпано" и соответствующий материал надо выбирать).