Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала  путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

     У. Конечно, это всего лишь сказка. На какие три группы делятся имена существительные в зависимости от рода?

     Д. Имена существительные можно  разделить по родам: женский, мужской  и средний род.

     (На  доске вместо знака вопроса  появляется соответствующая запись)

      род

      мужской     женский      средний

     У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

     А вот и секрет (плакат):

     Женский род запомню я

     И скажу: “Она – моя”.

     И запомню род мужской

     И опять скажу” “Он – мой”.

     Средний род: “Оно – моё!”

     Это правило – твоё!

     У. Пользуясь секретом королевы распределите имена существительные в три  столбика по родам. (Три ученика работают у доски)

М.р.

(он, мой)

Ж.р.

(она,  моя)

     Ср.р.

(оно,  моё)

вой постель окно
конь осина гнездо
малыш пурга колесо
котенок              

     У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

     (Учащиеся  читают хором вывод в учебнике  на с. 152)

     У: С каким грамматическим признаком  мы сегодня познакомились?

     Д: С родом имен существительных

     У: Какую схему можно составить  по новой теме?

     Дети  под руководством учителя составляют схему

     

     5 Закрепление.

     1.- Прочитайте слова (На доске)

     Штиль, тишь, затишье;

     гнев, ярость, бешенство;

     дорога, путь, направление;

     вид, картина, зрелище;

     облик, обличье, внешность;

     заглавие, заголовок, название

     - Что обозначают слова первой  строчки? Второй? Третьей? Пятой?  Шестой?

     - Что это за слова?

     - Какое из слов облик, обличье, внешность чаще по своему употреблению, а какое можно прочитать в книге?

     - Когда можно употребить слово гнев, а когда бешенство?

     - В какой строчке слова равнозначны?

     - Распределите слова по колонкам  в зависимости от рода, запишите  их.

     (Проверка)

     2. С. 152 упр. 405

     - Подбери к каждому прилагательному  подходящее по смыслу имя существительное.

     Ловкая  …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний  …, глубокое …, робкая …, легкий … 

     - Напиши словосочетания. Определи  род имен существительных..

     - Какие из данных имен прилагательных  можно употребить в переносном  значении?

     6. Физкультминутка

     У. Если я прочитаю словосочетание, в котором написаны слова мужского рода, приседают учащиеся первого ряда. Если я покажу и прочитаю словосочетание, в котором написаны слова женского рода, приседают учащиеся второго ряда. Ученики третьего ряда приседают, если слышат слова среднего рода. Ориентируйтесь на изученное правило.

     Учитель читает словосочетания:

     Белая береза, солнечный  зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий  дом, хорошее здоровье, куриные яйца, мягкие игрушки, белые грибы, хороший день.

     7 Индивидуальная работа  по карточкам.

     У: Сейчас вы будете работать по карточкам.

     На  карточке у вас записаны слова, которые  обозначают разные части речи. Вы должны найти только существительные и  определить их род.

     Слова для 1-ой группы: Лежит, красивая, озеро, читает, белый, красит, море, урожай, волшебный, мелкий, строгий, река, кричит, глубокий, чистый, огурец, помидор, крупный, лук, горький, посадить, лебеди, сосиски, солнце.

     Слова для 2-ой группы: морковь, бег, автобус, лошадь, вой, стон, плач, плащ, окно, рубашка, река, мышь.

     7 Итог урока.

     У. Услышим скоро мы звонок,

     Пора  заканчивать урок.

     – Что было главным на уроке?

     – Как определить род имени существительного?

     – С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.

     (Красная  сигнальная карточка – имена  существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая  – среднего рода)

     Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.

     У. Молодцы! Я довольна вашей работой  на уроке. Спасибо.

     8 Домашнее задание

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных  в родительном падеже множественном  числе»

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     Методические  рекомендации по рассредоточенной подготовке к сочинению по картине И.Левитана «Март» в 3 классе 

     Сочинениям  по картине-пейзажу обычно предшествует кропотливая подготовительная работа: экскурсия на природу, посещение  музея, ежедневные наблюдения за природой и т. д., которые осуществляются вне  урока. При подготовке к написанию  сочинений следует иметь в виду, что существует два вида подготовки, ведущихся на самих уроках русского языка – это рассредоточенная и непосредственная подготовка. Рассредоточенная подготовка предполагает работу, рассредоточенную во времени выполнения на несколько учебных занятий. Рассмотрим конкретно такую рассредоточенную во времени подготовку к сочинению по картине И.Левитана «Март» на уроках русского языка.

     Написание сочинения по картине И.Левитана «Март» учитель планирует на начало марта, но сообщает об этом учащимся за неделю и просит их понаблюдать за снегом, небом, деревьями, птицами, не называя конкретно саму картину. Каждое из учебных занятий, проводимых в соответствии с календарно-тематическим планом, он осложняет дополнительными заданиями, которые и должны подготовить учащихся к написанию предстоящего сочинения.

     Сочинение они пишут во время изучения темы «Имя существительное». В первый день подготовки, на уроке изучения темы «Склонение имен существительных» на этапе орфографической разминки, учитель предлагает детям такое задание:

       - Вставить пропущенные буквы в словах и подобрать к данным существительным подходящие прилагательные:

     дере..ца ( тоненькие, стройные, хрупкие); сол..це ( яркое, улыбчивое); сугро.. (синеватый, маленький); ве..ки (хрупкие, заснеженные, замерзшие); с..роки (крикливые, суетливые, любопытные).

     На  этом же уроке при закреплении  материала учитель дает следующее  задание:

       - Определите тип склонения существительных. Охарактеризуйте данные слова глаголами, т.е. составьте предложения.

     Снег, дорога, вороны.

     На  втором уроке, при изучении темы «Первое склонение имен существительных», на этапе актуализации знаний предлагается следующее задание:

     - Найти существительное,  определить род,  падеж.

     Исаак Левитан показал глубокое очарование, таящееся в просторе русского пейзажа, всю живописность самого обычного.

     - Кто такой И.Левитан?

     В третий день подготовки, при изучении темы «второе склонение имен существительных», на этапе закрепления материала учитель дает следующие задания:

     1) - Заменить выделенные  части речи словами-синонимами. Определить падеж и склонение существительных:

     Репродукция выполнена не в скромной сдержанности тонов, а в игре всех красок. (репродукция- картина, выполнена- показана)

     - Как вы понимаете  смысл этого предложения?

     2) - Составить предложение по опорным словам:

       Стройные, небо, деревья, дом, освещенные.

     - Разобрать составленное  предложение по  членам и определить  части речи.

     На  четвертом уроке при изучении темы «Третье склонение имен существительных» на этапе закрепления ведется запись отрывка из стихотворения А.С.Пушкина: 

     Гонимы  вешними лучами,

     С окрестных гор  уже снега

     Сбежали мутными ручьями

     На  потопленные луга.

     При этом проводится следующая работа:

     1) Беседа:

     - О каком времени  года говорится  в стихотворении? (о весне)

     - Найдите эпитеты в стихотворении? (мутными, потопленные..)

     - Для чего они  служат? (помогают выразительнее описать предмет)

     - Какие стихотворения  о весне знаете  вы? Прочитайте их.

     2) – Определите  падеж и склонение  существительных.

     На  этом уроке также может быть дано следующее задание:

     - Отредактируйте предложения:

     Нежные  краски природы придают картине  прекрасное ощущение

     Художник  показывает нам радость.

     - Почему так говорить  неправильно?

     В последний день подготовки к сочинению, при изучении темы «Склонение имен существительных в косвенных падежах», учитель на этапе орфографической разминки предлагает такие задания:

     1) Вставить орфограммы. Определить концы  предложений. Морфологически  разобрать последнее  предложение.

     Сне..  л..жит ве..де  и люди еще ездят  в санях сне.. осел стал плотным  у дома несколько б..лоствольных б..рез от них л.. жаться на сне.. синие тени.

     2) Назвать части  речи, определить  склонение существительных.  Подобрать к данным  словам синонимы.

     Художник (Живописец, мастер кисти, пейзажист), создает (пишет, но не описывает и не рисует), картина (полотно, репродукция), блестит (искрится, сияет, сверкает), поражает (удивляет, изумляет).

Информация о работе Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка