Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ
В начальных классах из частей речи учащиеся сравнительно подробно изучают имена существительные, прилагательные, глаголы. Они узнают, как изменяются слова; усваивается склонение имен существительных и прилагательных, спряжение глагола, а также правописание окончаний этих частей речи. Кроме того, дети знакомятся частично с неизменяемой частью речи – наречием. Местоимения тоже занимают в программе начального обучения небольшое место; учащиеся узнают только местоимения 1, 2, 3-го лица; склонение местоимений не изучается, хотя дети в практическом плане знакомятся с ним. Тема «Имена числительные» совершенно не имеет места в программе по русскому языку для начальной школы, хотя дети встречаются с отдельными словами из ряда числительных; например, правописание таких числительных, как восемь, одиннадцать, двадцать учащиеся усваивают в словарном порядке.
При прохождении частей речи в начальном обучении предусматривается определенная ступенчатость (постепенность). Для того, чтобы рассмотреть, как изучаются части речи на определенном этапе обучения, проанализируем учебники русского языка для начальных классов по традиционной и развивающим системам.
По учебникам русского языка, автором которых является Т.Г.Рамзаева, начиная с первого класса, дети выполняют работу по подбору видовых названий к родовым понятиям и наоборот: карандаш, тетрадь – учебные вещи, а мяч, кукла – игрушки; существуют также растения и животные, люди. Всё это в грамматике называется одним словом – предметы. Это подготовительный этап к изучению частей речи. Потом усваивают слова, отвечающие на вопросы кто? что? какая? какое? что делает? что делают? Дети учатся отличать эти слова.
При изучении данной темы в первом классе дети усваивают, что о животных спрашивают кто?, а о других предметах что? Анализ содержания учебника показывает, что материал, с которым знакомятся первоклассники попутно с изучением основных вопросов значительно расширен по сравнению с аналогичным материалом в учебниках других дидактических систем. При изучении темы «Слово» ученики получают сведения не только о частях речи, тематических группах слов, но и о лексическом значении слова, его многозначности, метафоре, синонимах и многом другом. В первом классе дети узнают, что: слова, отвечающие на вопрос кто? что? обозначают предмет; слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое? какие? обозначают признаки предмета; слова, отвечающие на вопрос что делает? что делают? обозначают действия предмета, - но сами понятия «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол» не даются.
Во втором классе дети знакомятся с самими понятиями «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». Основная задача этой темы состоит в том, чтобы дать учащимся понятие о частях речи, привить умения группировать слова по грамматическим признакам: существительное, прилагательное, глагол. Приводятся примеры, что так называемые однокоренные слова могут быть выражены различными частями речи (например: зелень-зеленый-зеленеет). Учащиеся узнают, что однокоренные слова могут принадлежать к различным грамматическим группам. Это помогает детям лучше понять части речи, отличать их друг от друга в предложении. В учебнике русского языка для второго класса по разделу «Части речи» даны упражнения, предназначенные для того, чтобы развивать у детей умение различать эти части речи по значению и по вопросам. Выработке этого умения служат такие упражнения, как выделение частей речи из списка слов, из предложений, из связных текстов. Важное значение имеет подбор однокоренных частей речи и выделение в них корня, образование от слов одной части речи слов других частей речи: письмо - писать, письменный; свет – светить, светлый. Во втором классе учащиеся отличают части речи друг от друга, задавая вопросы, отделяя значение слов.
В третьем классе при более подробном изучении частей речи учащиеся узнают и некоторые их формальные признаки. При этом очень важно, чтобы дети понимали характерные особенности этих признаков частей речи: изменяемость по падежам и числам – существительное; изменяемость не только по падежам и числам, но и по родам – прилагательное; изменяемость по числам, родам и лицам – глагол. Таким образом, учащиеся могут дать еще более развернутые ответы на указанные выше вопросы. Говоря о существительном, учащиеся укажут, что оно определенного рода стоит в таком-то падеже, числе, что имеет такое-то окончание, такой-то суффикс и так далее.
В третьем классе при изучении темы «Части речи» эффективным являются упражнения, требующие от учащихся нахождение среди данных слов – частей речи однокоренных слов. Знания о частях речи приводятся в третьем классе в определенную систему. Дети воспроизводят известные им ведения о значении и о формальных признаках частей речи, различают склонение имен существительных.
В четвертом классе происходит обобщение знаний учащихся о частях речи. Подробно знакомятся со склонением имен существительных, имен прилагательных, а именно изучают предложения, с которыми употребляются слова в каком-либо падеже, изучают правописание ударных и безударных падежных окончаний существительных одного и того же склонения, правописание родовых окончаний имен существительным, учащиеся знакомятся с личными местоимениями, выделяют отличия между личными местоимениями и существительными, говорят о правописании местоимений с предлогами. С изменением глаголов по числам, временам учащиеся знакомятся в третьем классе. В четвертом классе эти знания повторяются, ученики вспоминают, что такое неопределенная форма глагола. Но уже ученики говорят не только о признаках того или иного времени, но и о правописании безударных личных окончаний глагола в настоящем, будущем и прошедшем времени. С понятием наречие и его признаками учащиеся не знакомятся, но между тем учитель сообщает детям, что существуют такие слова.
По развивающей системе обучения Л.В.Занкова, автором учебников русского языка которой является А.В.Полякова, уже во втором полугодии первого класса дается значительный объем сведений по морфологии. Во втором классе вводится термин и понятие имени существительного, имени прилагательного, глагола, также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род существительных, времени глагола, изменение имен прилагательных по родам, числам). Таким образом, второклассник получает первоначальное представление о грамматическом значении слова, относящимся к разным частям речи. В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в котором есть существительное и глагол, что дает возможность заложить основу знаниям о соотношении подлежащего и сказуемого в курсе второго класса. Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса русского языка в начальной школе. Если в первом классе у детей формируется понятие об имени существительном, которое включает не только предметное значение части речи, но и первоначальное представление о её формально – грамматических признаках, то в третьем классе изучаются уже различные типы склонения имен существительных. Школьники ведут наблюдения за различием падежных окончаний существительных первого, второго и третьего склонения в предложениях.
В четвертом классе изучают понятие наречия, разряды наречий по значению, образование наречий от прилагательных с помощью суффиксов –о и – е, от косвенных падежей существительных и из сочетания слов.
Таким образом, программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной и речевой деятельности. Насыщенность её содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрыми темпами.
Совсем
иная программа изучения частей речи
по развивающей системе Д.Б.
Прежде всего, учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о частях речи стало для детей способом определения, оно должно включать наиболее существенные признаки частей речи – существенные с точки зрения их функций в речи. Нахождению признаков частей речи и посвящен второй параграф учебника русского языка для четвертого класса «Что такое части речи?»
В программе часть речи рассматривается как класс слов, характеризующийся общностью грамматических значений и вследствие этого, способных одинаково соединятся с другими словами в процессе речи (т.е. в рамках предложения). Такой подход к частям речи как к грамматическим классам слов предлагает, во-первых, четкое разграничение лексических и грамматических значений слова и, во-вторых, тщательный анализ грамматических значений. Такой анализ приведет, прежде всего, к установлению частых грамматических значений числа, рода, падежа, лица, времени. Затем ученики осознают эти знания как средства выражения общих грамматических значений – предметности, процессуальности, признаковости и т.д. Именно эти общие грамматические значения и окажутся тем наиболее существенным признаком, по которому и предстоит ученикам определить принадлежность слова к той или иной части речи.
Такой подход существенно отличается от давно и прочно утвердившегося в традиционной школе рассмотрения частей речи как лексико-грамматических классов слов. Во-первых, тип лексического значения при таком подходе не учитывается. Слова школа и кенгуру, бледность и брюки, десятка и существительное, печаль и прыжок входят в один грамматический класс не потому, что имеют сходное лексическое значение. Их лексическое значение может быть самым разным – от названия предмета до названия процесса, признака, состояния. Эти слова входят в один грамматический класс потому, что каждому из них и всем им, вместе взятым, присуще единое значение грамматической предметности.
Когда в грамматике говорят, что слово обозначает предмет, вовсе не имеют в виду лексическую характеристику слова. Под предметом ученые понимают все то, что может быть хоть как-то охарактеризовано, - т.е. то, что может иметь какие-то признаки. Таким образом, предмет в грамматическом смысле – это носитель признаков. Например, слова синий и синева называют практически один и тот же признак (сравните: синева неба и синее небо). Но только слово синева обозначает предмет, т.е. может иметь при себе признак (бездонная синева), а слово синий обозначает не предмет, а признак предмета, так как всегда грамматически присоединяется к слову, обозначающему предмет. Слова школьный, печальный, бледный, брючный, прыгучий и др. входят в один грамматический класс слов, потому что каждому из них и всем им, присуще единое значение грамматической признаковости.
Предлагаемое рассмотрение части речи как грамматических классов слов опирается на исследования научной грамматики,, в которых в основу разделения слов по частям речи положены не вещественно-лексические и не формальные грамматические признаки, а такие грамматические значения, как предметность, атрибутивность (качественный признак), процессуальность (динамический признак) и т.п.
Следует подчеркнуть, что при таком подходе неизбежны некоторые расхождения с описанием частей речи в традиционных школьных учебниках. Так, в качестве самостоятельной части речи могут быть выделены только местоимения, имеющие грамматическое значение лица (личные местоимения, вопросительные местоимения кто и что, а также образованные от них отрицательные и неопределенные местоимения). Все остальные местоимения должны быть рассмотрены как лексико-грамматические разряды слов в составе соответствующих частей речи (местоименные прилагательные, числительные, наречия). Точно также должно быть уточнено представление о числительных, к которым по своим грамматическим свойствам не могут быть отнесены ни счетные существительные (типа дюжина, десяток), ни порядковые прилагательные (типа третий, десятый и т.д.).
При таком подходе к частям речи как к грамматическим классам слов у учеников появляется инструмент не только обнаруживать известные части речи, но – и это самое главное – инструмент исследования и конструирования всей системы частей речи русского языка. Ведь ученики понимают главное: слова нужны для выполнения разной работы в речи. Поэтому рассмотрение частей речи как грамматических классов слов даст возможность ученикам принять непосредственное участие в конструировании понятия о частях речи и, не заучивая готовых определений, сформулировать самостоятельно, что такое существительное, прилагательное, глагол (словесное определение, как всегда, появляется в результате понимания детьми особенностей обнаруженного языкового явления).
Существенное
углубление представлений учащихся
о грамматических значениях слова
должно быть обеспечено в процессе
сопоставительного анализа