Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Анализ  грамматических значений слова и  его функций в речи дает возможность  содержательно охарактеризовать не только основные самостоятельные, но и  служебные части речи (предлог, частица, союз), а также выделить в качестве особой части речи, не относящейся ни к самостоятельным, ни к служебным словам, междометие. Важным итогом этой работы должно стать понимание учащимися того факта, что устанавливаемая ими система частей речи (как и любая система научных понятий) является открытой, незавершенной, допускающей уточнения и дополнения.

     Итак, по развивающей системе Д.Б.Эльконина-Б.Б.Давыдова, большая часть сведений по морфологии дается в четвертом классе, основными  разделами изучения которого являются: «Слово как часть речи», «Грамматические  формы и грамматические значения имен и глагола», «Система частей речи в русском языке». Главным достоинством учебников русского языка, авторами которых являются В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова, служит то, что дети, путем непосредственного рассматривания слов как грамматических классов, сами формулируют определения частей речи.

     Таким образом, мы рассмотрели учебники по русскому языку для начальной  школы по различным образовательным  системам и определили на каком этапе  обучения изучается каждая часть  речи. Полученные данные мы поместили в таблицу: 

Учебники русского языка класс Часть речи
1 Т.Г.Рамзаева 2 Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

    3 Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предлоги

Частицы

    4 Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предлоги

Местоимения

Союзы

2 А.В.Полякова 2 Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предлоги

    3 Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предлоги

Союзы

Местоимения

    4 Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Частицы

3 В.В.Репкин 4 Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Местоимения

Предлоги

Союз

Междометье

 

     Анализ  учебников по русскому языку по различным  образовательным системам показал, что в начальных классах изучаются  следующие части речи:

- Имя  существительное

- Имя  прилагательное

- Имя  числительное

- Местоимение

- Глагол

- Наречие

- Предлог

- Союз (при изучении синтаксических  явлений дети знакомятся с  самыми распространенными союзами:  а, но, да)

- Частица  (практическим путем знакомятся  с понятием частица, изучают правописание не с глаголами).

     Таким образом, анализ учебников позволяет  также сделать вывод о том, что изучаются почти все известные  части речи, кроме глагольных форм: причастия и деепричастия. Такой  богатый морфологический материал дает огромные возможности в работе по развитию речи учащихся. Эти возможности мы рассмотрим в последующих главах.

     2.2 Использование морфологических  словоформ в развитии речи  учащихся 

     При изучении раздела «Морфология» работа над развитием речи продолжается, и в её основе лежит анализ лексического значения слова, особенно при изучении категориальных значений частей речи. На уроке морфологии расширяются представления учащихся о лексическом значении слова, о тематических группах, о типах лексических значений слов, о семантических значениях, выражаемыми как лексическими, так и грамматическими средствами.

     Для развития речи учащихся огромную роль играет использование словообразовательных средств языка. Словообразовательные ресурсы русского языка богаты и  выразительны. Типы словообразования многообразны. Знакомство с ними учащихся происходит на морфологической основе.

     Стилистика  словообразовательных средств языка  описывает синонимические модели, т.е. такие случаи словообразования, когда  образование нового слова одновременно меняет его стилистическую тональность, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя сферу употребления слова. Сравним, например, нейтральное жилет и разговорное жилетка, общеупотребительное книга и несколько пренебрежительное книжонка и т.д.

     С точки зрения стилистики можно выделить два типа словообразовательных моделей: функционально-стилистические, т.е. закрепленные за тем или иным функциональным стилем (разговорное, книжное), и эмоционально-экспрессивные, т.е. выражающие субъективную оценку (унизительные, возвышенные, фамильярные и т.д., например: тряпье, возлюбить, дурашка).

     Книжные словообразовательные модели делятся  на книжно-нейтральные (например, существительное  с суффиксом – е (ние), -ость, -ац (ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация); книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться); закрепленные за определенным функциональным книжным стилем (например, суффиксы –ит, -ин – в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти-, транс- в публицистической речи: антигосударственный, трансатлантический) и др.

     Словообразовательные  способы создания книжной стилистической окраски многообразны. Это и словообразование путем сложения слов при помощи соединительной согласной (например, народнохозяйственный и др.); суффиксальное образование при помощи суффиксов –ит, -ин, -ость, -тель, -а-ни(е), -е-ни(е), -ство, -изн, -от-(а), -мость, -ац(ия), -азац(ия), -аж и др.(например, анальгин, плотность, преподаватель, преподавание, старение, естество, кривизна, широта, взаимозаменяемость, нейтрализация, инструктаж); префиксальное словообразование при помощи приставок анти-, квази-, суб-, сверх и др. (например, антивирус, субтропический, сверхмощный, сверхзвуковой).

     Разговорные словообразовательные модели можно разделить на разговорно-нейтральные, т.е. постоянно используемые в разговорной литературной речи и не воспринимающиеся в ней как стилистически окрашенные, но при перенесении в другую функционально-стилистическую сферу приобретающие особую окраску разговорности, сниженности (например, передовица, кассирша и др. – в книжной речи); разговорно-просторечные, т.е. воспринимающиеся в разговорной речи как сниженные (например, кладовка, мелкота, завалящий и т.д.); закрепленные за разговорной речью людей определенные профессии или социальной среды (профессиональное просторечие, жаргонные слова, например: телик, ультрафиолет, велики т. д.).

     В словообразовательных способах создания разговорной стилистической окраски  большое число продуктивных словообразовательных единиц, а также имеются модели, не представленные в книжных стилях, например усечения.

     Наиболее  продуктивным способом создания разговорной стилистической окраски являются:

  1. присоединение суффикса –к(а) к основе прилагательного (например, «Комсомолка» от «Комсомольская правда») или стяжение при помощи этого суффикса многословных наименований (например, трехтонка от автомашины грузоподъемностью в три тонны);
  2. образование при помощи суффикса –ик- существительных – названий лиц от прилагательных (например: международник, массовик, безбилетник);
  3. разные типы усечений, например образование существительных при помощи прилагательных или существительных (примитив, кило, кино, неуд., хор. и др.).

     Некоторые суффиксы имеют сами по себе ярко-выраженную разговорную окраску. Это суффиксы –к- (тетрадка, гармошка), -ик- (ножик), -ль- (враль), -ун- (хвастун), -ух-(-юх-)(стряпуха), -отн- (толкотня) и др., которые очень часто употребляются в среде учащихся школ.

     Ещё более сниженный характер придают  высказыванию суффиксы –уг-(-юг-) (ворюга), -ех- (дуреха) и др.

     Эмоционально-экспрессивные  словообразовательные модели тесно  связаны с функционально-стилистическими. Так, поскольку в книжной, особенно научной, речи обычно не представлены эмоциональные элементы, Эмоционально-экспрессивные словообразовательные средства, выражающие субъективную оценку, здесь почти не используются. Но они широко употреблены в разговорной речи и просторечии.

     Грамматические  категории имени существительного – категория рода, падежа, числа, несмотря на их стабильность, имеют  дублетные, синонимические формы, что  связано с закономерностями и  тенденциями их развития в современном  русском языке, а также с их дифференциацией по функционально-стилистическому признаку. Так, например, из вариантов слесаря-слесари, шофера-шофёры в просторечии употреблялись слова слесаря, шофера, а в книжной речи – слесари, шофёры. Из двух морфологических синонимов типа рельс-рельса, георгин-георгина, туркмен-туркменов, ом-омов, ампер-амперов и т.п. в современном русском языке используются только первые варианты. И только эти словообразовательные модели должны быть усвоены детьми.

     Колебания в роде имен существительных чаще всего наблюдаются в отнесении существительного к мужскому или женскому роду, например: зал-зала, манжет- манжета и т.п. При этом одна из форм воспринимается или как устарелая или как используемая в определенном функциональном стиле (манжета - в разговорно-обиходной речи и манжет – научно-технической форме).

     Многие  слова, ранее употреблявшиеся в  формах мужского и женского рода, сегодня  употребляются только в мужском  роде: санаторий (санатория), фильм (фильма) и др.

     Существительные, обозначающие названия лиц по профессии образуют пары: кассир- кассирша, санитар – санитарка, ткач-ткачиха. Подобные формы двузначны: они могут придавать слову и значение названия действующего лица, и значение названия жены человека данной профессии.

     Слова балерина, машинистка, маникюрша не имеют соответствия в мужском роде. В первом случае используются описательные обороты: солист балета, артист балета, танцовщик; во втором – оборот переписчик на машинке, в третьем нет соответствия.

     Синонимика  падежных окончаний имен существительных разнообразна. В родительном падеже единственном числе существительные мужского рода имеют окончание –у(-ю). Если при существительном есть определение, то используется только форма на –а(-я): стакан крепкого чая. В ряде случаев в зависимости от окончания различается значение словосочетания. Например, выйти из дому имеет значение «выйти из места, где человек проживает», а выйти из дома означает «выйти из данного строения». Некоторые неодушевленные существительные мужского рода в предложном падеже имеют два окончания: , обычно без ударения, и –у(-ю) под ударением, например: в лесе – в лесу, в отпуске  в отпуску. Если при существительном есть определение, то наряду с формой на –у (-ю) может использоваться и окончание –е: Он побывал в Целинном крае.

     Варианты окончаний существительных во множественном числе также разнообразны. В именительном падеже варианты окончаний определяются смысловыми различиями (кондукторы – приспособление в технике; кондуктора – работники транспорта; корпусы – туловища, корпуса – здания, войсковые сооружения) и могут свидетельствовать о функционально-стилистическом различии ( в книжных стилях чаще всего употребляются формы на –ы(-и), а в разговорных на –а(-я)). В родительном падеже некоторые имена существительные имеют нулевое окончание ( много валенок, сапог, погон), а некоторые окончания – ов (-ев), -ей (много носков, рельсов, долей, свечей, верховьев). В творительном падеже некоторые существительные 3-го склонения могут иметь дуплетные формы: дверями –дверьми, лошадями – лошадьми.

     Единственное число имен существительных может употребляться в значении множественного, а множественное – в значении единственного.

Информация о работе Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка