Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     В практической части ВКР мы представили  анализы уроков русского языка по изучению грамматических форм имен существительных.

     В приложении № 1 разработан урок по теме: « Род существительных», проведенный  в 3 классе студенткой во время практики пробных уроков. Изучение рода имен существительных играет большую  роль в развитии речи учащихся, так  как именно неумение употреблять род имен существительных часто приводит к неумению согласовывать эти существительные с прилагательными и глаголами прошедшего времени, т.е. к появлению в речи грамматических ошибок. Одна из целей нашего урока и состоит в том, чтобы предупредить эти ошибки в устной и письменной речи учащихся.

     После настроя учителем детей на работу, проводится минутка чистописания, для  которой в качестве языкового  материала взята пословица. Пословица  читается вслух, раскрывается ее смысл, дети приводят свои примеры пословиц на данную тему. Работа над пословицей полезна для развития логических способностей учащихся и обучения точной выразительной речи. Фонетическое задание направлено на различение учащимися звуков и букв. Минутка чистописания способствует выработке навыков каллиграфического, орфографически-правильного письма.

     Изучению  нового материала предшествует четко-спланированная актуализация знаний учащихся, целью  которой является повторение понятия  «имя существительное» и его грамматических форм. На данном этапе проводятся разнообразные виды работ: отгадывание ребуса (концентрирует внимание, побуждает активность учащихся); чтение стихотворения нового для детей автора, что расширяет круг знаний детей о поэтах и способствует развитию выразительной речи. Учитель предупреждает орфографические ошибки путем повторения написания слов с орфограммой «безударная гласная в корне слова». Школьники вспоминают не только понятие «имя существительное», но также вспоминают отличительные признаки других частей речи во время выполнения заданий в распознавании имен существительных в предложенном стихотворении. Задание на выделение «лишнего» слова из ряда существительных способствовало повторению числа имен существительных, формированию способности анализировать материал, выделять общие и отличительные признаки.

     Изучение  нового материала началось с постановки проблемной ситуации. Задание, связанное  с разделением слов на 3 группы направлено на развитие мышления, внимания. «Грамматическая  сказка» не только интересна и  поучительна для детей, она также помогает понять и усвоить такое грамматическое явление, как род имен существительных. Чтобы учащиеся запомнили слова- помощники при определении рода, учитель читает правило-стихотворение. Пониманию и запоминанию нового грамматического явления способствует и зрительное, и слуховое, и речевое его восприятие.

     На  этапе закрепления материала, при  выполнении первого задания, помимо реализации основной цели (научить  правильно определять род существительных), учитель проводит словарную работу. На данном этапе проведена индивидуальная работа по карточкам, задания на которых предназначены для учащихся разного уровня развития.

     Работа, проведенная на данном уроке, способствовала усвоению темы. На уроке использовались различные виды заданий, каждое из которых затрагивало какой-либо аспект морфологии и было направлено не только на усвоение и закрепление грамматического признака существительных – рода, но и на развитие речи учащихся. После каждого вида работы следовало обобщение учителя, что помогало учащимся выделить и запомнить новые понятия.

     Таким образом, разнообразные приемы работы и виды деятельности учащихся , уровень  сложности которых достаточен для  данного возраста, были направлены на достижение целей данного урока, предупреждению речевых ошибок и формирование осознанного интереса к морфологии. 

3.2 Анализ  урока русского языка в 4 классе  по теме «Склонение имен существительных  в родительном падеже множественном  числе» 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  1

       План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных»

     Цели  урока:

     Образовательные:

     • познакомить учащихся с грамматическим признаком имён существительных – родом;

     • познакомить с приёмами определения рода существительных;

     • повторить признаки имен существительных;

     • учить применять на практике полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

     Развивающие:

     • развивать умение распознавать род существительных в форме единственного и множественного числа;

     • развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление, внимание, память.

     Воспитательные:

     • воспитывать дружеские отношения;

     • воспитывать любознательность и самостоятельность.

     Оборудование:

     • учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева);

     • Волина В.В. “Веселая грамматика”;

     • Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”;

     • плакат по определению рода имен существительных;

     • сигнальные карточки (у учащихся).  

     Ход урока:

     1 Организационный  момент

     Учитель: С добрым утром начат день,

     Первым  делом гоним лень.

     На  уроке не зевать,

     А работать и писать.

     Тихо  сели. Начинаем урок!

     2  Минутка чистописания

     На  доске написано:

     Друг  познаётся в б..де. Дети записывают в тетради.

     У:Подсчитайте  и запишите. Сколько букв и звуков в слове друг? (Вызванный ученик называет буквы и звуки, записывает их количество.) Объясните, какую букву вы вставили, почему?

     Д: В слове беде мы вставили букву е, проверочное слово беды.

     У: А что это за предложение?

     Д: Это пословица.

     У: Как вы понимаете её значение?

     Д: Хороший друг всегда поможет в  трудную минуту, а тот, кто не поддержит, не поможет – не друг.

     У: Верно. А какие ещё пословицы  вы знаете о друзьях и дружбе?

     Д: -Не имей сто рублей, а имей сто  друзей.

     - Старый друг лучше новых двух.

     - Один за всех и все за  одного.

     У: Спасибо. Достаточно.

     3 Актуализация знаний.

     1. Гимнастика для глаз.

     Учитель: Разгадайте ребус: 

     Дети: Рисунок.

     У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.

     Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и  обозначает предмет.

     2. У. Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого.

     М . лыш мурлыкал, как  к . тёнок,

     в своей постели  м . ховой.

     А за . кном вторые сутки

     пурги не ут . хает вой.

     У. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова  находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры.

     Выпишите  из данного отрывка только имена  существительные, поставив их в начальную  форму.

     (Один  ученик работает у доски)

     У. Какие имена существительные  вы выписали?

     Д. Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой.

     У. Какое слово “лишнее”? Свой ответ  обоснуйте.

     Д. Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.

     У: Давайте повторим, что мы знаем  об имени существительном. Составьте  алгоритм ответа.

     (Один  человек составляет алгоритм  на доске, все остальные на  карточках); 

     ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: 

     ЭТО________________________________

     ОБОЗНАЧАЕТ______________________

     ОТВЕЧАЕТ_________________________

     ИЗМЕНЯЕТСЯ______________________

     БЫВАЕТ___________________________ 

     4 Изучение нового  материала.

     1. Проблемная ситуация.

     (На  доске к уже записанным словам  учитель добавляет новую группу  слов)

     Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, колесо, конь, осина.

     У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три  группы.

     Д. Данные имена существительные можно  разделить на три группы в зависимости  от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.

     – Слова можно разделить и по положению ударения в слове: первую группу составят слова конь, доктор, вой – в них ударение падает на первый слог; слова гнездо, болото, осина, малыш, котенок, постель, окно, пурга – вторая группа, ударение падает на второй слог; третья группа – колесо – ударный слог последний.

     2. Постановка учебной  задачи.

     У. В русском языке очень много  разных “тайн”, в том числе и  об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому  на схеме я ставлю знак вопроса.

     (на  схеме в последнем графе появляется  знак вопроса)

     У. Оказывается, все имена существительные  можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные  – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного  или множественного числа.

     3. Грамматическая сказка.

     У. Послушайте грамматическую сказку и  скажите, на какие три группы можно  разделить имена существительные.

     В одном королевстве жили имена  существительные.

     Сначала все существительные были очень  и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

     И вот однажды она издала указ:

     “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

     А в другом королевстве жили муж  и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

     Пришла  королева и сказала:

     “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.

Информация о работе Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка