Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проводимая работа весьма разнообразна. Дети записывали орфографически правильно слова, которые могут встретится в сочинении, подбирали синонимы к словам, которые могут иметь место в будущей письменной работе. Велась целенаправленная работа по синтаксису. Учащиеся составляли предложения о весне, редактировали предложения, находя ошибки в содержании, речевые и грамматические. Такая работа, несомненно, поможет предупредить некоторые ошибки учащихся. Вся подготовительная работа ведется ненавязчиво, на фоне изучения морфологического материала. Развитие речи учащихся при изучении в данном случае имени существительного занимает достаточное время на каждом из запланированных уроков.
На самом уроке учащиеся услышат краткое сообщение учителя о И.Левитане, ответят на вопросы учителя по картине и составят план, т.е. непосредственная подготовка будет краткой, а значит, у детей будет больше времени для самостоятельной творческой работы.