Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     В развитии письменной речи учащихся наблюдаются  следующие тенденции: рост объема и  структурное усложнение синтаксических конструкций; расширение сферы использования слов, имеющих сложный морфологический состав; рост разнообразия используемых языковых средств. Обе эти тенденции отражают процесс обогащения речи учащихся.

     Для устной монологической речи в процессе овладения ею учащимися характерны: а) прерывистость, которая проявляется в остановках, в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в "срывах" начатого слова или предложения; б) интонационная нерасчлененность речи, т.е. произношение отдельных словесных групп без необходимого интонационного отграничения их друг от друга; в) отсутствие интонации целого текста, которое обычно связано с отсутствием определенного замысла высказывания; г) интонационный монотон.

     Под влиянием обучения при условии внимания к устной речи учащихся их навыки произношения успешно развиваются; изменяется характер прерывистости речи: имеющиеся паузы  свидетельствуют о поисках лучшего  варианта для выражения мысли, они  не вызывают срыва начатой конструкции; преодолевается интонационная нерасчлененность речи; развивается интонация целого текста, умение найти тон, соответствующий содержанию и назначению устных высказываний. Последние становятся богаче в своем звучании за счет использования разнообразных по интонационному оформлению предложений.

     Большую роль играет начальная школа в  становлении и совершенствовании  стилистических разновидностей речи учащихся. Если в начале речь ребенка выступает  в двух социальных функциях - как  средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания мира, то затем, в 3-7 лет, развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности (например, игр со взрослыми или с детьми), для планирования своих действий, и речь как средство приобщения к определенной группе людей. К моменту поступления в школу дети в основном овладевают разговорным стилем (устной формой литературного языка). При этом они способны перестраивать свое высказывание, учитывая адресат. Когда ребенок пытается пересказывать художественное произведение или сочиняет свои рассказы, сказки, то он использует некоторые образно-выразительные средства, свойственные художественному стилю.

     В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функциональные разновидности речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство познания, сохранения и передачи информации, речь как средство организации коллективных действий, речь как средство самосознания и самовыражения, воздействия на товарищей и взрослых. В это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение. Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи. Постигая в школе основы наук, дети пользуются учебно-научной разновидностью книжной речи, когда на уроках кратко или развернуто отвечают на вопросы учителя, выступают с сообщениями и докладами (на темы изучаемых предметов). В школе также начинает складываться публицистический стиль речи, формирование которого связано с активным участием в общественной жизни, изучением предметов гуманитарного цикла. Последнее объясняется тем, что в общественных науках факты, явления, идеи, взгляды не просто сообщаются, а анализируются с определенных идеологических позиций. Для языка общественных наук характерен научно-публицистический стиль изложения.

     Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной речи используются следующие приемы работы:

     - анализ текстов (устных и письменных  положительного и негативного  характера);

     - составление схемы, плана, рабочих  материалов;

     - редактирование текстов;

     - установка на определенную речевую  ситуацию (т.е. уточнение задачи  адресата, обстоятельств высказывания);

     - обсуждение первых вариантов  устных и письменных высказываний  и др.

     Одна  из особенностей указанных приемов  состоит в том, что многие из них являются одновременно и предметом обучения (например, составление плана - и прием обучения, и способ деятельности ученика, которым он пользуется при создании своего речевого произведения). Вторая особенность этих приемов - в широком сочетании их с таким дидактическим средством, как текст.

     Задания, которые используются при этом, можно  условно разделить на пять групп.

     1.Задания аналитического характера по готовому тексту. Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится пример-доказательство..., в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; озаглавить отрывок словами текста и т.д.

     2.Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в целом). Например: сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т.д.

     3.Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.

     4.Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса; записать услышанный рассказ и т.д.

     5.Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания). Например: составить тезисы выступления; написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему.

     В реальном педагогическом процессе различные  по характеру и сложности задания  сочетаются между собой, объединяются общей учебной направленностью, требующей решения. Поэтому целесообразно, говоря об этих заданиях, употреблять  наименование речевая (коммуникативная) задача. Среди указанных особое место занимают задания 4-й и 5-й групп, которые представляют по сути изложения и сочинения - виды работ по развитию связной речи, издавна практикуемые в школе.

     Итак, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, как мы уже сказали, имеет огромное значение, и оно требует целенаправленной работы. В соответствии с действующей программой на уроках русского языка ученики получают специальные знания о речи. Такие темы программы родного языка, как «Стили», «Текст», «Тема», «Основная мысль высказывания» и др., - собственно речеведческая часть курса русского языка, которая способствует формированию и совершенствованию речи младших школьников.

     2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

     2.1 Место самостоятельных частей  речи на уроках русского языка  в начальных классах  

     Основные  цели обучения русскому языку в школе  состоят в  интенсивном развитии речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей школьника; овладении  знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; формировании умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей речевой практике.  Морфология - один из важнейших разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение этих целей.

     Как известно, изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматических сведений оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования правописных умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса, открывают возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся и усвоения правил словоупотребления.

     Раздел  программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в  начальных классах, самый большой: именно ему отводится 205 часов, т.е. почти половина всех часов, отводимых на грамматику и правописание в данных классах, не считая количества часов, которые в учебниках отводятся на повторение в начале и в конце учебника.

     Одно  это обстоятельство говорит о большом значении, которое придается изучению названного раздела в начальных классах.

     В самом деле, части речи – это  основные, самые общие разряды  слов, в которых соединяются лексические  и грамматические значения; в научном  языке их обычно называют лексико-грамматическими разрядами слов.

     Одна  из серьезных проблем развития речи в области грамматики и лексики  – научить детей ориентироваться  в той группе слов, с которой  они имеют постоянное дело в своей  речевой практике. Одни слова обозначают предметы, другие - признаки, третьи – действия и т.д. Одно это упорядочивает представления детей о словах.

     А так как части речи – самые  общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений, развитию абстрактного мышления и развитию речи.

     В процессе изучения частей речи дети знакомятся с некоторыми их грамматическими  формами, например родом, числом, временем, лицом, падежом, и вместе с тем  с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей.

     Грамматические  формы частей речи и их значения разнообразны: они связаны с звуковым и морфологическим составом слов, с их ролью в словосочетании и  предложении. Поэтому занятия по частям речи предполагают осознание частей речи не только самих по себе, но и их связей и отношений с различными сторонами языка, а это, в свою очередь, поможет осмысленному усвоению языка в целом.

     Без изучения частей речи детям трудно разобраться и в правописании слов. Многочисленные и разнообразные окончания слов, которые меняются в процессе речи, подчиняются определенным правилам, опирающимся на понятие частей речи и их грамматические формы.

     Такое фундаментальное значение знаний о  частях речи в общей системе по языку предполагает сознательное и прочное усвоение учащимися всего того, что им сообщается в школе по данному разделу, а от учителя требует не только продуманного плана занятий, но и непрерывного возвращения к уже изученным разделам и установления связей нового со старым.

     Части речи в русском языке, с одной стороны, объединяются одна с другой (имена существительные, прилагательные, числительные); с другой стороны, они противопоставляются друг другу, например имена и глаголы. Объединяются и различаются части речи, прежде всего по свойственным им значениям: обозначают предметы, признаки, действия.

     Объединяются  и различаются части речи и  по своим грамматическим категориям, по способу изменения и по роли в связной речи.

     Одни  части речи изменяются, другие не изменяются, одни склоняются, другие спрягаются, одни имеют самостоятельное значение, другие являются служебными словами.

     Объединяющим  признаком имен существительных, прилагательных, местоимений являются грамматические категории рода, числа и падежа, но имя существительное не изменяется по родам, а имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от рода имени существительного; одни местоимения (я, ты, мы, вы) не изменяются по родам, а местоимение он в единственном числе изменяется по родам.

     Наиболее  специфической из грамматических категорий имени является категория падежа, которая выражает различные отношения между словами, а через них - между предметами и явлениями действительности. Категория падежа, характерная для имени существительного, выражает синтаксические связи имен существительных с другими словами предложения или словосочетания (плотники строят, строят дом).

     В категориях лица, времени и наклонения действие, которое приписывается  тому или иному лицу, осуществляется как происходящее в момент речи ( настоящее время), происходящее до момента речи(будущее время) или после момента времени (прошедшее время). Эти категории глагола являются одновременно основной синтаксической категории – сказуемого.

     Особое  место среди основных лексико-грамматических групп занимает наречие: оно не имеет ни грамматических признаков рода, числа и падежа, ни категорий времени, лица. Его грамматическая роль сводится в основном к выражению различных обстоятельственных и качественных отношений к глаголу: о наречиях говорят, что они выражают признак признака, а чаще всего признак действия.

     Этому довольно сложному составу знаменательных частей речи противопоставляются служебные  слова. Они служат средством синтаксической связи между словами (предлоги и  союзы) или предложениями (союзы). Отдельные  служебные слова сообщают другим словам (знаменательным) и целым предложениям те или другие оттенки значений; например частица не делает предложение отрицательным.

     Так как вопрос о классификации частей речи, даже о количестве их в русском  языке, довольно сложный и даже спорный и так как условия работы в начальных классах не позволяют изучить этот вопрос во всем его объеме, то программа предполагает изучение только некоторых (основных) частей речи и только некоторых их форм, а также правописания.

Информация о работе Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка