Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     1) четкая установка учителя на  то, что ученики должны овладеть  нормами русского литературного  языка, что это не менее важно,  чем усвоение норм правописания. В  сознании ученика должны соотносится такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек.

     2) осмысление учениками понятия  норма как принятого в языке  правила произношения, словоупотребления  и т. д. и осмысление определенной конкретной нормы. В тех случаях, когда это возможно, необходимо объяснить суть ошибки, например: «Яблоко в русском языке среднего рода, поэтому нужно говорить: «Спелое яблоко висело прямо надо мной, а не спелый яблок висел». В других случаях учитель замечает: «Так не говорят по-русски», «Это нарушает принятые нормы (правила) русского языка».

     3) учет необходимости многократно  повторять правильный вариант  произношения слова, словоформ,  словоупотребления и т.д., чтобы  выработать нужный автоматизм  произношения, управления одного слова другим и т. д. Понятно, что само по себе количество повторений не решает вопроса – важно, в чем оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколько ученик будет сам заинтересован в достижении цели.

     4) целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование сначала осмысленных умений, а в последующем речевых навыков.

     Достижению  поставленной цели способствуют:

  • письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);
  • свободный или творческий диктант;
  • письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
  • составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
  • замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
  • сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
  • выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств .

     Наиболее  эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы (детям  это очень нравится):

     1) заучивание стихотворных строк,  включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается), например ударение в глаголе звонит (звонят):

     Звонят, звонят ученики…

     Зачем писать им в дневники,

     Какой урок им задан?

     Ведь  телефон-то рядом!

     2) проговаривание вслух по слогам  тех слов, словоформ, произношение  и употребление которых нужно  запомнить. Объединяются слова  в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной  и той же формой и т.д.  для лучшего  их запоминания. Например, задание которое дается в 3 классе: «Расставьте ударения и произнесите глаголы: начать, понять, начал, понял, поняла, повторит, облегчит».

     Эффективность этого приема увеличивается при  использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы.

     Смысл этой работы не только в том, чтобы  сделать речь учащихся правильной, более точной, выразительной, обогащенной  знаниями об особенностях употребления частей речи, но и воспитывать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, развивать навыки самооценки. 

     1.2 Обогащение словарного запаса  и грамматического строя речи  учащихся 

     Формирование  хорошей речи – особая сторона  работы по культуре речи учащихся. Это направление отражено в действующих программах по русскому языку. Обогащение речи учащихся предполагает осознание им оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору (из имеющегося в речевой памяти) оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи младших школьников, учитель формирует у них оценочное отношение к отбору (выбору) языковых средств в зависимости от выбора таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания и т.д. Иными словами говоря учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной связной речи.

     В отечественной методике в плане  обогащения речи школьников выделяются: словарная работа, работа по обогащению грамматического строя речи учащихся.

     Обогащение  словарного запаса учащихся - важнейшая  задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке, во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

     Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает школьнику лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

     Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи - основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.

     Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) количественное увеличение слов и  качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

     Количественное  расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении  к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов.

     Количественно-качественное совершенствование словаря учащихся определяет парадигматическое направление в методике обогащения их словарного запаса, т.е. работу над словом и его семантическими полями, готовит условия для обучения школьников умению использовать известные и новые слова в своей речи - их выбору для выражения определенных речевых задач. Она выражается в показе сфер употребления слов, в раскрытии их сочетаемости с другими словами. Реализация второй цели обогащения словарного запаса учащихся составляет синтагматическое направление в методике обогащения их словарного запаса, т.е. работу над контекстным употреблением слов - над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста.

     Каждый  человек - взрослый и ребенок - владеет  незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом. В психологии и в методике преподавания языка (родного и неродного) в словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная. Есть ряд причин, в силу которых личный словарный запас учащегося делится на активный и пассивный: социальные, психологические и методические. Социальными являются табу, запрет на употребление отдельных слов. К психологическим причинам относятся стеснительность детей употреблять те или иные хорошо знакомые слова (особенно слова с качественно-оценочным значением) и подсознательное стремление к экономии языковых усилий. Методическими причинами являются необученность школьников сочетаемости слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации. Все эти причины в той или иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность употребления слов в речи учащихся.

     Отличие активной части личного словарного запаса школьника от пассивной его  части заключается в уровне владения словом. Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реалией или понятием и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), то такое слово входит в пассивную часть его личного словарного запаса. Вероятность употребления его в речи школьника невелика. Функция этих слов в личном словарном запасе - обеспечение понимания читаемого или слышимого.

     В детском возрасте границы между  пассивной и активной частями  личного словарного запаса школьника  довольно подвижны: активный словарь  увеличивается за счет как новых  слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса. Задача учителя русского языка - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, т.е. решить обе задачи обогащения словарного запаса детей.

     Источники расширения запаса слов у учащихся были выявлены в методике русского языка уже в XIX в.: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных  предметов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В XX в. к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.

     Перечисленные источники (или пути) пополнения словаря  детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми - зрительно или на слух, - составляют следующие группы: воспринимаемые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов); воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений); воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, специальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).

     Каждой  группе источников (или путей) свойственны  определенные преимущества, но имеются и отдельные недостатки. При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик.

     Недостатками  источников этой группы являются отсутствие слуховых восприятий, применения новых слов в собственной речи (в произношении). Преимущество источников второй группы - живое восприятие на слух. К недостаткам источников данной группы относится отсутствие зрительных восприятий новых слов, невозможность повторных воспроизведений, если нет специальных записей на кассетах. Источники третьей группы могут одновременно восприниматься и зрительно, и на слух. Учащиеся имеют возможность неоднократно вернуться к просмотренному материалу, но в силу специфики ситуации дети не могут высказаться (отсутствует говорение); письмо как вид речевой деятельности в этом случае фактически отсутствует.

     Содержание  работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены.

     Основу  содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для младших школьников эта часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся младшего школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума.

     В методике преподавания русского языка эти задачи не реализованы.

Информация о работе Развитие речи учащихся начальных классов при изучении морфологии на уроках русского языка