Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую теме научную и методическую литературу;
2) выявить и рассмотреть основные направления развития речи учащихся на уроках русского языка;
2) проанализировать программные требования по развитию речи учащихся начальной школы;
3) проанализировать учебники по русскому языку с целью определения места самостоятельных частей речи на уроках русского языка и установление их значения в развитии речи учащихся;
5) рассмотреть методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков;
4) разработать уроки русского языка по изучению самостоятельных частей речи с целью развития речи учащихся;
5) проанализировать разработанные уроки русского языка с целью выявления упражнений, развивающих речь учащихся
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Овладение нормами русского литературного языка 5
1.2 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи 8
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 32
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические приёмы работы с морфологическими единицами с целью развития речевых навыков 48
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» 62
3.2 Анализ урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО
кафедра
филологических дисциплин
Развитие
речи учащихся начальных классов
при изучении морфологии на уроках
русского языка
Дипломная работа
по методике преподавания русского языка в начальных классах
студентки
5 «А» курса Темниковой Светланы
Викторовны Специальность 050709 Преподавание
в начальных классах
Рецензент:
Научный руководитель:
Родина
Любовь Владимировна
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
1.1 Овладение
нормами русского
1.2 Обогащение
словарного запаса и
1.3 Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме 24
2 РОЛЬ МОРФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 32
2.1 Место
самостоятельных частей речи
на уроках русского языка в
начальных классах
2.2 Использование морфологических словоформ в развитии речи школьников 41
2.3 Методические
приёмы работы с
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59
3.1 Анализ
урока русского языка в 3 классе
по теме «Род имен существительных»
3.2 Анализ
урока русского языка в 4 классе
по теме «Склонение имен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен существительных в родительном падеже множественном числе»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методические рекомендации по рассредоточенной подготовке к сочинению в 3 классе по картине И.Левитана «Март»
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка. Поэтому важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества. Одним из главных способов овладения учащимися русским литературным языком в его устной и письменной форме является изучение школьного курса морфологии.
Морфология формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и речи окружающих. Иными словами знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь. Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а, следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка.
Речевое развитие младших школьников - одна из актуальных проблем в современной начальной школе. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.
Развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка продуцировать текст (как устно, так письменно) для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения речью. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в овладении связной речью обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.
Одним из главных способов овладения учащимися русским литературным языком в его устной и письменной форме является изучение школьного курса морфологии.
Морфология формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и речи окружающих. Иными словами знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь. Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а, следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка.
Итак, изучение темы «Морфология» является основанием для изучения всего курса русского языка в начальной школе, и это непосредственно ведёт к языковому и речевому развитию школьников. Именно речевому развитию учащихся при изучении морфологии на уроках русского языка посвящена данная дипломная работа.
Объектом исследования в работе является развитие речи младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфологии.
Предметом: методические приёмы развития речи на основе изучения морфологии в начальных классах.
Цель исследования – рассмотреть проблему развития речи при изучении морфологии.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1)
изучить соответствующую теме
научную и методическую
2)
выявить и рассмотреть
2)
проанализировать программные
3)
проанализировать учебники по
русскому языку с целью
5)
рассмотреть методические
4)
разработать уроки русского
5)
проанализировать
Данная работа включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.
1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
1.1
Овладение нормами русского
Развитие речи – это процесс обучения детей речи; область методики преподавания русского языка; одна из главных задач предмета «Русский язык».
На всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка задача развития речи решается в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.
Приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако речь их требует совершенствования с самых различных точек зрения.
В
методике выделяются три взаимосвязанных
направления в работе по развитию
речи: овладение нормами
По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке. При этом в программе обозначены лишь те нормативные правила, которые, как показывают специальные исследования,
- нарушаются носителями родного языка;
- относятся к числу безусловно принятых;
-
являются коммуникативно-
Это произносительные правила (например, соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки: начать, понять, понял, и другие), правила словоупотребления (например, умение употреблять слово в соответствии с лексическими нормами его сочетаемости: коричневые глаза), грамматические правила (например, умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно: шимпанзе прыгала (вместо прыгал)).
Разумеется, не только в программе, но даже в школьных учебниках представлены далеко не все языковые нормы, требующие отработки на уроках русского языка. Учитывая речевую культуру класса, местные диалектные особенности речи, словесник вносит коррективы в программу: выделяет то, что требует большего внимания; опускает те правила, которые ученики не нарушают; вводит материал, отсутствующий в программе.
Большой целенаправленной работы требует от учителя предупреждение и преодоление просторечного произношения, просторечного употребления некоторых слов и словоформ, например, звонит (вместо звонит), повторим (вместо повторим), мое фамилие (вместо моя фамилия), обратно пришел (вместо опять пришел) и т. д.
Успех в проведении работы по формированию правильной речи обеспечивают следующие аспекты: