Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится приобретать знания и это умение остается с ним на всю жизнь.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому учителю важно наряду с передачей знаний, умений, навыков не забывать о развитии познавательных процессов у учащихся, способствующих эффективному овладению учебной деятельностью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава Ⅰ.Теоретические основы исследования проблемы развития внимания младших школьников
1.1. Особенности исследования внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...6
1. 2. Особенности внимания младших школьников…………………..19
Глава Ⅱ. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные направления экспериментальной работы …………….30
2.2. Результаты экспериментального исследования развития произвольного внимания младших школьников…………………………………….34
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников…………………………….48
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………..72
Приложения……………………………………………………………………..76
В ходе проведения методики было выявлено: 5 детей с высокими показателями устойчивости внимания (Катя А., Алексей Д., Анна Г., Мария Г., Александр П.).
Дети, получившие высокие результаты по данному критерию, подтверждают их, исходя из наблюдений в ходе учебной деятельности, анализа журнала школьной успеваемости, а так же бесед с классным руководителем.
5 учеников – со средним показателем объёма и концентрации внимания, к ним относятся: Настя И., Анна Б., Коля М., Евгений М., Никита Б.
У данной группы детей, так же как и у вышеописанной, успехи в учебной деятельности, в среднем соответствуют результатам теста. Эти дети способны, внимательны на занятиях, их хвалят учителя. У них сформирована произвольность и осознанность деятельности. Данная группа учащихся руководствуется как широкими, так и узко-личностными мотивами.
То, что результаты методики не совсем совпадают с ожидаемыми результатами, может объясняться и воздействием внешних факторов: конец рабочего дня, плохое настроение и т.д. Хотя, стоит отметить, что ученики очень старались. Это было заметно и по их выражению лица, и по желанию выполнить работу как можно лучше.
Следующая группа детей по данному критерию, это ученики, с низким показателем объёма и концентрации внимания. Сюда относятся Игорь Б., Вика Р., Данил Л. Обращая внимание на ошибки, допущенные детьми при выполнении методики отметим, что Игорь Б., Настя И. допустили в ходе выполнения задания большое количество ошибок (См. приложение № 4, таблица 3). Это может быть связано с тем, что учащиеся спешили выполнить задание, а так же просто не очень ответственно отнеслись к нему. В любом случае это повод для наблюдения со стороны родителей, учителя и психолога. Для этих детей первоочередной целью выполнения какого-либо задания необходимо ставить не скорость выполнения, а качество. За этим необходим постоянный контроль, как в школе, так и дома.
Продуктивность выполнения методики «Изучения концентрации и
устойчивости внимания» (модификация метода Пьерона-Рузера)
В ходе проведения методики выяснилось, что у учеников экспериментальной группы средний уровень переключения внимания. К этим ученикам относятся: Анна Б., Коля М., Евгений М., Никита Б. Проводя параллель с успехами в учебной деятельности, стоит отметить, что данные учащиеся в целом удовлетворительно и хорошо выполняют контрольные и самостоятельные работы, иногда затрачивая на работу больше времени, чем остальные ученики класса. Так же могут найти собственные ошибки и исправить их, хотя с трудом и не всегда.
Обращая внимания на ошибки, отметим, что Анна Б. и Никита Б., допустили меньшее количество ошибок при выполнении большинства методик (хотя их тоже не мало), чем остальные учащиеся, находящиеся в группе.
В ходе анализа результатов, полученных по методике «Изучения концентрации и устойчивости внимания» (модификация метода Пьерона-Рузера), выяснилось, что 4 ребёнка из числа всех учащихся класса имеют низкую концентрацию внимания. К ним относятся: Игорь Б., Вика Р., Данил Л. Они не способны долго удерживать внимание, часто отвлекаются на посторонние раздражители, не замечают допущенные ошибки, быстро утомляются и раздражаются при выполнении монотонной работы.
Анализ выполнения методики «Проставь значки».
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
В результате проведения данной методики, получили данные, представленные в приложении № 8 в таблице 7.
Используя формулу для вычисления переключения и распределения внимания, а так же промежуточные данные, полученные в ходе проведения методики «Проставь точки», получили окончательные качественно выраженные показатели, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Таблица качественно выраженных показателей по методике «Проставь значки».
№ п/п | Ф.И.О. | Показатель переключения и распределения внимания (S) |
1. | Катя А. | 0.32 |
2. | Евгений М. | 0,27 |
3. | Анна Б. | 0,3 |
4. | Анна Г. | 0,29 |
5. | Настя И. | 0,42 |
6. | Данил Л. | 0,25 |
7. | Коля М. | 0,3 |
8. | Алексей Д. | 0,32 |
9. | Вика Р. | 0,17 |
10. | Никита Б. | 0,34 |
11. | Мария Г. | 0,26 |
12. | Александр П. | 0,38 |
13. | Игорь Б. | 0,36 |
Сопоставив данную таблицу значений и ключ методики, видим, что у всех учащихся класса низкий уровень переключения внимания.
Это может быть обусловлено различными причинами: общая утомляемость класса после контрольной работы, не известный ранее вид работы, и т.д. Но основной причиной, рассматриваемой нами, является следующее: при выполнении методики у учащихся перед глазами не было стимульного материала, что предполагалось по инструкции. Мы посчитали, что учащиеся уже способны выполнить данное задание, не имея наглядного стимульного материала. Но, скорей всего, это отразилось негативно на результаты данного теста.
И, несмотря на это, мы считаем, что в силу своего возраста, учащиеся должны были справиться с заданием без дополнительного материала. На наш взгляд, у большей части детей экспериментальной группы сформировано произвольное внимание, которое позволяет концентрировать и удерживать внимание достаточно долгое время. Переключаемость внимания достаточно специфическое свойство, во многом зависящее от индивидуальных особенностей личности, уровня развития познавательных процессов, поэтому показатели при выполнении данной методики оказались достаточно низкими.
Анализ методики «Запомни и расставь точки».
С помощью данной методики оценивается объем, концентрация внимания. Для этого используется стимульный материал (см. приложение №9).
В результате проведения данной методики, получили следующие данные, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Таблица данных по методике «Запомни и расставь точки».
№ п/п |
Ф.И.О. | Количество правильно воспроизведённых точек на карточке, номер. | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | ||
1. | Катя А. | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 9 |
2. | Игорь Б. | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 7 | 7 | 7 |
3. | Евгений М. | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 7 | 7 | 8 |
4. | Анна Г. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 |
5. | Коля М. | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 7 | 1 | 9 |
6. | Данил Л. | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 4 | 6 |
7. | Настя И. | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 6 | 5 | 7 |
8. | Алексей Д. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 |
9. | Вика Р. | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 | 9 |
10. | Никита Б. | 2 | 3 | 4 | 4 | 6 | 6 | 8 | 9 |
11. | Мария Г. | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 8 |
12. | Александр П. | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 7 | 7 | 9 |
13. | Анна Б. | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 7 | 5 | 7 |
Жирным в таблице отмечено количество максимально воспроизведённых точек на карточке.
Сопоставив полученные данные, можно утверждать, что большинство учащиеся класса имеют достаточно высокий уровень объёма внимания.
Высокие показатели по данной методике, на наш взгляд, являются результатом того, что учащиеся очень часто сталкивались с заданием, описанным в методике «Запомни и расставь точки». В результате частого решения однотипных задач, у учащихся выработался навык выполнения подобных заданий, что и повлияло на вышеописанные результаты методики.
Но мы выделили группу детей со средним уровнем объема и концентрации внимания (набравшие 7 правильных ответов): Игорь Б., Настя И., Анна Б. И ребенка, объем внимания, которого связан с шестью правильно воспроизведенными на карточках точками: Данил Л..
Результаты выполнения методики «Запомни и расставь точки».
Итак, исходя из наблюдений, бесед с классным руководителем, а так же по итогам диагностической работы, из учащихся класса, которые во всех методиках, проводимых на данном этапе, получили низкие результаты (кроме методики «Запомни и расставь точки») в группу коррекции могут войти ученики: Игорь Б., Настя И., Данил Л.. У этих учащихся чаще всего наблюдаются сложности, связанные с переключением и распределением внимания, низким объёмом внимания, нарушена концентрация внимания, и мы предполагаем, что недостаточный уровень сформированности произвольного внимания.
Остальные учащиеся класса, у которых иногда прослеживались низкие результаты по тестам, на наш взгляд, могут не включаться в группу коррекции по той причине, что показатели не подтвердились в остальных тестах, а так же анализ учебной успеваемости показывает, что у данных учеников минимальные проблемы с овладением учебной деятельностью. А низкие результаты по некоторым тестам объясняются различными причинами извне: плохое самочувствие, плохое настроение, нежелание выполнять работу и т.д.
Игорю Б., Насте И., и Даниилу Л. требуется больше времени, чем остальным ученикам класса для того, чтобы подготовить, настроить себя к основной работе. Это необходимо учитывать учителю в своей повседневной деятельности и помогать данным ученикам в учебе.
Так же нами были выявлены такие ученики, которые, в среднем, справились с предлагаемыми методиками хорошо: Вика Р., Никита Б. Но, исходя из анализа школьной успеваемости, бесед с классным руководителем и психологом, их всё-таки можно включить в группу коррекции, так как успеваемость этих учеников по отдельным предметам, как при выполнении устных, так и письменных заданий, является сигналом для дальнейшей работы с ними по её повышению, к тому же уровень развития произвольного внимания у этих учащихся средний, а послепроизвольное внимание у них еще не сформимровано.
В дальнейшем можно предложить психологу и учителю чаще работать с указанными детьми проводить коррекционную работу, цель которой развивать качества и свойства внимания и формировать произвольное, послепроизвольное внимание.
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников
Опираясь на результаты диагностического обследования мы смоделировали проект программы, направленной на развитие различных свойств внимания учащихся, основной целью которой выступает развитие произвольного внимания.
На предлагаемых занятиях дети выполняют упражнения, направленные на развитие, формирование произвольности, устойчивости, концентрации, переключаемости, объёма внимания. Занятия проходят в игровой форме, что помогает снять обстановку напряжённости во время коррекционной работы, длятся примерно 30- 35 минут.
В процессе проведения занятий преподаватель (психолог) следит за отношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, формирует дружеские взаимоотношения в группе.
Цель программы: корректировать свойства внимания, развивать произвольное и послепроизвольное внимание.
Задачи: формировать умение рассматривать разные способы, разные планы, разные варианты достижения цели; умение удерживать внимание достаточно длительный период времени; умение сосредотачиваться; способствовать развитию у учащихся желания самостоятельно выполнять задания.
ЗАНЯТИЕ № 1
Цель: корректировать и развивать устойчивость, концентрацию, произвольность, и другие виды и свойства внимания, а так же память, развивать мелкую моторику.
1.Начало занятия.
Упражнение «Знакомство».
Педагог предлагает каждому участнику по очереди (по кругу, по часовой стрелке) представиться по имени, чтобы познакомиться и рассказать о себе то, что считает необходимым. Далее ведущий предлагает познакомиться поближе.
- Как люди обычно приветствуют друг друга? Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на варианте рукопожатия. Почему люди жмут друг другу руку? Просто такая традиция, а значит, все могло бы быть иначе. Например, некоторые африканские племена при встрече трутся носами.
Сейчас мы попробуем поприветствовать друг друга новыми, необычными способами.
2.Разминка.
Упражнение «В магазине зеркал».
- В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения.
Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников