Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится приобретать знания и это умение остается с ним на всю жизнь.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому учителю важно наряду с передачей знаний, умений, навыков не забывать о развитии познавательных процессов у учащихся, способствующих эффективному овладению учебной деятельностью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава Ⅰ.Теоретические основы исследования проблемы развития внимания младших школьников
1.1. Особенности исследования внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...6
1. 2. Особенности внимания младших школьников…………………..19
Глава Ⅱ. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные направления экспериментальной работы …………….30
2.2. Результаты экспериментального исследования развития произвольного внимания младших школьников…………………………………….34
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников…………………………….48
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………..72
Приложения……………………………………………………………………..76
Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило или упражнение, а целенаправленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к данному уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерна сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания. Внимательные и невнимательные ученики различаются и в динамике работы. Период «врабатывания», когда человек овладевает деятельностью, есть и у тех, и у других; он сопровождается снижением темпа. Однако у внимательных учеников темп затем нарастает, а у невнимательных этого не происходит.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, так как процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро, внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Помимо этого внимание детей младшего школьного возраста характеризуется также малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, преобладанием непроизвольного внимания.
Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. Всё это поможет развить свойства внимания, что является фактором, непосредственно определяющим успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. И наоборот – несоблюдение условий развития произвольного внимания в дальнейшем приведёт к невнимательности младших школьников, что является одной из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости.
В младших классах (обычно в первом и во втором) через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. Очень часто, именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе. Внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не обретет уверенность в себе, своих возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [Хрипкова 2007].
Выводы по I главе
Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, выступает как активная сторона всей психической деятельности человека. Оно имеет социальную природу, порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса.
Внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Существующие виды внимания классифицируют по различным основаниям: по происхождению (природное, социальное), по использованию средств (непосредственное, опосредованное), по объекту внимания (внешнее (чувственное), внутреннее (интеллектуальное)), по степени активности (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) [Рубинштейн 2003].
Непроизвольное внимание - это само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления.
Произвольное внимание – это сознательное сосредоточение на определенной информации; основная функция произвольного внимания – это активное регулирование протекания психических процессов.
Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий, высокого интереса к деятельности. Послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Оно обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств. Свойства внимания делятся на: первичные (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость) и вторичные (колебания и переключение внимания).
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной, так как учебная деятельность, выступающая ведущей в данном возрасте, требует хорошего развития произвольного внимания. Все виды внимания – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное – встречаются в процессе учебной деятельности школьников. Однако в младших классах ведущую роль играет непроизвольное внимание, произвольное внимание у младших школьников еще слабо развито, его надо поддерживать и воспитывать в процессе учебной деятельности; послепроизвольное внимание еще не сформировано на начальной ступени обучения.
Внимание детей младшего школьного возраста отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. В первом классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает у детей от класса к классу.
У учащихся первого класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников недлительной.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные этапы организации экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Лицей №21» г. Курска, с учащимися 3 класса в возрасте 9 – 10 лет, в количестве 13 человек, среди которых 7 мальчиков и 6 девочек.
Цели экспериментального этапа исследования заключались в следующем:
а) выявление особенностей процесса внимания у отдельных учащихся экспериментальной группы;
б) составление коррекционно–развивающей программы по формированию произвольного внимания у учащихся с проблемами в данной сфере.
Для реализации целей использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, беседа, а также комплекс методик:
- методика «Корректурная проба Бурдона (буквенный вариант)»
- методика «Изучение концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)»
- методика «Проставь значки»
- методика «Запомни и расставь точки»
Методика «Корректурная проба Бурдона (буквенный вариант)»
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок), что характеризует меру производительности и меру точности работы испытуемого. На основании этих данных выводится обобщенная оценка работы. Показатель точности работы вычисляется по формуле:
А =, где
— число правильно зачеркнутых знаков,
О — число пропущенных знаков.
Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы.
Показатель производительности или продуктивности работы вычисляется по формуле:
Е = S А, где
S – число всех просмотренных знаков,
А – показатель точности работы.
Испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин. как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С» и «К», а букву «А» обводить кружком. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше.
Инструкция испытуемому: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Ваша задача по своему характеру похожа на работу корректора – просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать те из них, которые я вам назову. Итак, просматривая последовательно слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы «С» и «К» и обводите букву «А». Работайте очень внимательно, но в то же время как можно быстрее. Работать начнете после сигнала «Начали!» Во время работы, когда я скажу слово «Черта», на строчке поставьте вертикальную черту в том месте, где вас застанет этот сигнал и, не останавливаясь, продолжайте работу. По сигналу «Стоп!» следует закончить работу и провести две черты после буквы, просмотренной последней».
Следует отметить, проявлялось ли нетерпение и в чем оно выражалось (эмоции), чувствовалось ли утомление и в чем оно выражалось, полностью ли был сосредоточен на работе, работал ли уверенно или сомневался, возвращался к сделанному, много раз проверял свою работу.
Оценка результата:
Норма объема внимания для детей 7-9 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Методика «Изучение концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)»
Цель методики: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция испытуемому: «Расставьте в таблице знаки по образцу» (образец таблицы см. приложение № 3).
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания. Высокий уровень устойчивости внимания —отсутствие ошибок и выполнение задания за 1 мин 15 сек. Средний уровень устойчивости внимания — выполнение задания за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания — выполнение задания за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — выполнение задания за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
Методика «Проставь значки»
Задание предназначено для оценки переключения и распределения внимания. Перед началом выполнения задания показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы под каждой цифрой проставить тот знак, который задан вверху на образце (стимульный материал см. приложение №5). На выполнение задания отводится две минуты. Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:
S = (0,5N – 2,8n)/12.
где S — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
Высокий уровень распределения и переключения внимания, если показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. Средний уровень распределения и переключения внимания, если показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75. Низкий уровень распределения и переключения внимания, если показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. Очень низкий уровень распределения и переключения внимания, если показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. |
Методика «Запомни и расставь точки»
Методика позволяет оценить объем внимания ребенка. Для этого испытуемому предъявляются карточки с точками в виде 8 малых квадратов, которые складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом исследования ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников