Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится приобретать знания и это умение остается с ним на всю жизнь.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому учителю важно наряду с передачей знаний, умений, навыков не забывать о развитии познавательных процессов у учащихся, способствующих эффективному овладению учебной деятельностью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава Ⅰ.Теоретические основы исследования проблемы развития внимания младших школьников
1.1. Особенности исследования внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...6
1. 2. Особенности внимания младших школьников…………………..19
Глава Ⅱ. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные направления экспериментальной работы …………….30
2.2. Результаты экспериментального исследования развития произвольного внимания младших школьников…………………………………….34
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников…………………………….48
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………..72
Приложения……………………………………………………………………..76
3.Работа по теме занятия.
- Для того чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять правила: при работе в группе нужно: смотреть на того, к кому ты
обращаешься, выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, я думаю, внимательно слушать, когда говорят другие, уважать чужое мнение, говорить искренне, шутить и улыбаться, говорить по одному, начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы», начинать и заканчивать занятия вовремя.
При работе в группе нельзя: сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы), шуметь, когда кто-то говорит, врать, ставить другим оценки, давать определения и критиковать, перебивать, опаздывать, угрожать, драться.
Игра «За себя не отвечаю».
В этой игре на вопросы, заданные одному игроку, должен отвечать другой.
По жребию определяется водящий, остальные рассаживаются на стулья в два ряда напротив друг друга - обязательно парами.
Водящий идет между рядами и задает вопросы то одному, то другому - не по порядку, а неожиданно. Отвечать же на заданный вопрос должен сидящий напротив. Отвечать по существу дела, хотя вовсе не обязательно, чтобы мнение отвечающего совпадало с мнением того, за кого он отвечает. Например:
- Ты любишь в футбол играть? - Сидящий напротив отвечает:
- Нет, в футбол он играть не любит. Он любит в речке купаться.
Если водящий задает вопросы в достаточно быстром темпе, то кто-нибудь обязательно ошибется и ответит за себя сам или не станет отвечать не вопрос, обращенный к его напарнику. Тот, кто ошибется, становится водящим.
4. Домашнее задание.
Задача «Кто где?».
Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка – в подвале, то мышка – в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно:
(А) кошка в комнате; (В) мышка в норке;
(С)кошка в комнате или мышка в норке;
(D)кошка в подвале, а мышка в комнате
5. Рефлексия.
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось - не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что интересным).
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: развивать и корректировать устойчивость, объём, произвольность внимания, развивать мелкую моторику.
1.Начало занятия.
Упражнение «Встаньте те, у кого...».
Ведущий предлагает встать около стульев тем, у кого есть: в имени звук «О»; черные шнурки в ботинках; зеленый цвет в одежде; кто одет в брюки; у кого светлый цвет волос; кто родился весной и т.п. Напоминание правил работы в группе.
2. Разминка.
Упражнение «Изображение предметов».
Ребёнок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
3.Анализ домашнего задания.
ОТВЕТ:
- Сначала поищем, где сидит кошка в этот ненастный день.
По условию задачи, она может быть в двух местах: в комнате или в подвале.
Но в комнате кошка не может быть, так как сыр не лежит в холодильнике (он лежит на столе). Следовательно, кошка находится в подвале.
Итак, нам известно, что сыр лежит на столе, а кошка - в подвале. По
условию, в этом случае мышка - в комнате. Верный ответ - (D).
-Что вызвало трудности?
-Понравилось ли задание?
-Если «да», то чем?
-Если «нет», то почему?
3. Работа по теме занятия.
Упражнение «Волшебные часы».
Какие слова можно прочитать, читая по часовой стрелке и против часовой?
(око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село)
Игра «Я угадаю число, которое задумали вы».
- Задумайте число. Прибавьте к нему 3, умножьте полученную сумму на 6. Из произведения вычтите задуманное число и число 8. Разность разделите на 5. А теперь скажите мне, какой получился результат, чтобы я ответила, какое число вы задумали. (Указание: из ответа детей вычесть 2).
Речевая игра:
- Разместите слова в два столбика, назвав по какому признаку вы их разделили (род, число букв, слогов)
Ваза, рот, зуб, ток, роза, зло, перо, ель, нота, море, одуванчик, шиповник, ель, берёза, клён, сосна, орешник, тополь, дуб, колокольчик, тюльпан.
5. Рефлексия.
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось - не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что интересным).
ЗАНЯТИЕ № 3
Цель: развивать память, объём, переключение внимания, произвольное внимание умение работать в коллективе, отстаивать собственную точку зрения, или принимать коллектива.
1.Начало занятия.
Упражнение «Ищи безостановочно».
Педагог предлагает в течение определённого времени (15-30 сек.) найти вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (одного цвета, одинакового размера и т.п.). По сигналу один начинает перечислять, остальные его дополняют.
2.Разимнка.
Упражнение «Запомни порядок».
5-6 человек выстраиваются в ряд возле доски в произвольном порядке. Выбирается один ребёнок — водящий, который в течение 20-30 сек. запоминает расположение стоящих у доски детей, а затем отворачивается. После того, как участники поменяются друг с другом местами, водящий поворачивается и ставит участвующих детей «на свои места». Затем водящим выбирается другой ребёнок.
3.Работа по теме занятия.
Игра «Найди слова».
Перед вами, на доске написаны слова, ваша задача посмотреть на них внимательно и найти в каждом слове другое, спрятавшееся в нём слово: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
А в этом слове найдите как молено больше различных слов: лекарство
Игра «Помоги кролику найти морковку».
(См. Приложение №11).
Упражнение «Осознание словесного материала».
Ведущий говорит:
- Сейчас я буду читать (показывать) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.
Бумага Гнездо Кот Волосы Лимонад Телега Шерсть
Сапог Палец Колесо Роза Слон Палка Платок
Фильм Слеза Автобус Блин Ботинок Доктор Мороженое
После того, как учащиеся представили в уме то, что прочитал учитель, они должны для каждого слова подобрать как можно больше слов, определяющих понятие.
5. Рефлексия.
Учащиеся по кругу характеризуют настроение, что понравилось больше всего и что бы хотели сделать на следующем занятии.
ЗАНЯТИЕ № 4
Цель: Формирование произвольного внимания, а так различных свойств внимания; умение работать в группе.
1.Начало занятия.
Упражнение «Мой любимый фрукт».
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
2.Разминка.
Упражнение «Наблюдательность».
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
3.Работа по теме занятия.
Упражнение «Каждой руке — свое дело».
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Упражнение «Счет с помехой».
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Чем меньше учащийся потратил времени на выполнение задания и чем меньше допустил ошибок, тем успешнее он выполнил упражнение.
Упражнение «Муха».
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшой кусочек пластилина.
Пластилин выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально.
- Перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди.
Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не
допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.
4. Домашнее задание.
Задание «Кто изображен на портрете?».
Один джентльмен, показывая своему другу портрет, нарисованный по его заказу одним художником, сказал: «У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца». Кто был изображен на портрете?
5. Рефлексия.
Участники по очереди характеризуют настроение, обмениваются мнениями, чувствами о проведённом занятии (что понравилось больше, что хоте ли бы изменить).
ЗАНЯТИЕ №5
Цель: продолжать развивать виды и свойства внимания; развивать мелкую моторику.
1.Начало занятия.
Упражнение «Мой день Рождения».
Участники группы по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй - имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий - имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.
2.Разминка.
Упражнение «Летает - не летает».
Дети становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
3.Анализ домашнего задания.
ОТВЕТ:
- Давайте попробуем рассуждать. Джентльмен говорил другу, показывая портрет, что у него не было ни братьев ни сестёр, но отец этого человека был сыном его отца.
- Что это может значит? (значит, раз у отца не было ни братьев ни сестёр, значит он единственный сын в семье.)
- А кто лее тогда был изображен на портрете? (ну раз джентльмен один ребёнок в семье, значит, говоря о том, что «отец этого человека был сыном его отца» - это он говорил о себе, то есть на портрете изображён сын этого джентльмена.
- Верно.
- Что вызвало трудности у вас при выполнении этого задания?
- Понравилось ли задание?
- Если «да», то чем?
- Если «нет», то почему?
4. Работа по теме занятия.
Упражнение «Найди отличие».
Учащимся предлагается две картинки, с виду одинаковые, но при подробном рассмотрении, учащиеся находят отличия в этих картинках.
(См. приложение № 12).
Игра «Птица - не птица».
Учитель читает стишки, а задача учащихся внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны, Прилетели птицы: Голуби, синицы, Лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. Прилетели птицы: | Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, Даже совы-сплюшки, Лебеди и утки - и спасибо шутке! |
Упражнение «Прочитай рассказ».
Наступилолетовсешкольникиотпра
5.Рефлексия.
Участники по кругу характеризуют настроение, возникшее в ходе занятия, делятся своими положительными эмоциями.
ЗАНЯТИЕ №6
Цель: Формировать произвольное внимание, концентрацию, переключение внимания; умение работать в группе
Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников