Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится приобретать знания и это умение остается с ним на всю жизнь.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому учителю важно наряду с передачей знаний, умений, навыков не забывать о развитии познавательных процессов у учащихся, способствующих эффективному овладению учебной деятельностью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава Ⅰ.Теоретические основы исследования проблемы развития внимания младших школьников
1.1. Особенности исследования внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...6
1. 2. Особенности внимания младших школьников…………………..19
Глава Ⅱ. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные направления экспериментальной работы …………….30
2.2. Результаты экспериментального исследования развития произвольного внимания младших школьников…………………………………….34
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников…………………………….48
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………..72
Приложения……………………………………………………………………..76
Высокий уровень объема внимания - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
Средний уровень объема внимания - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 3 до 5 точек.
Низкий уровень объема внимания - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
Очень низкий уровень объема внимания - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
С помощью данных методик мы провели диагностическое обследование участников экспериментальной группы результаты которого представим в следующем параграфе.
2.2. Диагностическое изучение основных свойств внимания
Остановимся подробнее на анализе результатов, полученных в ходе диагностики.
Анализ выполнения методики «Корректурная проба Бурдона (буквенный вариант)».
Данная методика используется для исследования особенностей концентрации внимания, его переключаемости, устойчивости, а так же исследования уровня сформированности произвольности внимания. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Для проведения необходимо иметь бланк и секундомер.
Обработка производится путем подсчета количества правильно зачеркнутых букв и количества пропущенных букв, числа просмотренных строк, букв, количества строк с ошибками. Подсчет можно производить как по отдельной минуте, так и по всему заданию в целом (количественные подсчёты см. приложение № 2, таблица 1).
Окончательные данные по методике «Корректурная проба» представим в таблице № 1.
Таблица №1.
Таблица данных по методике «Корректурная проба (буквенный вариант)».
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень концентрации внимания (К) |
Темп вып-я задания (А)
| Переключаемость внимания (В) | Устойчивость внимания (У) | Продуктивность выполнения (Пр) | Точность выполнения (Т) | ||||||||||||
выс | ср | низ | выс | ср | низ | выс | ср | низ | выс | ср | низ | выс | ср. | низ | выс | ср | низ | ||
1. | Катя А. |
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
2. | Евгений М. | + |
|
|
| + |
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
|
3. | Анна Б. | + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
|
4. | Анна Г. | + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
|
5. | Настя И. |
| + |
| + |
|
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
6. | Данил Л. |
|
| + | + |
|
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
7. | Коля М. |
| + |
|
|
| + |
| + |
| + |
|
| + |
|
|
| + |
|
8. | Алексей Д. |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
| + |
|
9. | Вика Р. |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
| + |
|
10 | Никита Б. |
|
| + |
| + |
|
|
| + |
|
| + |
| + |
|
| + |
|
11 | Мария Г. | + |
|
|
| + |
| + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
|
12 | Александр П. | + |
|
|
|
| + | + |
|
|
| + |
|
| + |
| + |
|
|
13 | Игорь Б. | + |
|
| + |
|
| + |
|
|
| + |
| + |
|
|
| + |
|
В ходе проведения методики было выявлено: 6 детей с высоким уровнем концентрации внимания, 3 – со средним, 4 – с низким уровнем концентрации внимания; 5 детей с высоким темпом выполнения задания, 5 детей – со средним, 3 ребенка – с низким темпом выполнения; 7 детей с высокой переключаемостью внимания, 3 детей со средним уровнем переключаемости внимания и 3 ребёнка имеют низкий уровень переключения внимания;
5 детей имеют высокую степень устойчивости внимания, 5 – среднюю, 3 – низкую. В ходе эксперимента выяснилось, что в экспериментальной группе 6 детей с высокой продуктивностью выполнения задания, 5 – со средней, 2 – с низкой; 7 детей с высокой точностью выполнения задания, 6 – со средней и ни один ребёнок не имеет низкую точность выполнения задания.
В результате анализа полученных данных, мы выделили 3 группы детей с разным уровнем развития свойств внимания. К группе с высоким уровнем развития основных свойств внимания по всем признакам относятся следующие ученики: Анна Г., Мария Г., Александр П., Евгений М., .Анна Б.
Следует отметить, что двое детей из этой группы имеют высокие показатели по всем исследуемым признакам. Эти дети (Анна Б., Анна Г.) очень ответственно относятся к любой работе, они внимательны, аккуратны. На уроках ведут себя сдержанно, отвечают только по существу, чётко и в большей степени верно. Не боятся высказывать свою точку зрения, уверенны в правильности своих ответов. В классе имеют много друзей, общительны, ладят со всеми, в том числе и с учителем. В основном, играют на переменах в спокойные игры. В ходе беседы с учителем, выяснилось, дети ответственны, дисциплинированны, с хорошим настроением ходят в школу. Но могут сильно переживать из-за плохой отметки, вплоть до слёз. Следует отметить также Анна Б., которая по данному тесту имеет высокие показатели, но несмотря на это, оценки у неё по математике и русскому языку удовлетворительные в течение всего года. В целом относительно детей с данными результатами можно сказать, что у них высокий уровень развития продуктивного внимания и активно начинает формироваться послепроизвольное внимание, способствующее успешному овладению учебной деятельностью. Это мнение подтверждает и учительница, которая охарактеризовала детей как способных длительное время слушать речь учителя, обстоятельно отвечать на вопросы, заинтересованных в процессе познания, умеющих добывать информацию и получать удовлетворение от хорошо выполненной работы. Дети с высоким уровнем развития произвольного внимания активны, имеют высокую мотивацию к выполнению самостоятельных работ, групповых и индивидуальных заданий. У них наблюдаются эффективные показатели в учебной деятельности.
К следующей группе, со средними показателями развития свойств внимания по всем признакам относятся 8 учеников. Среди этих детей есть такие, у которых все показатели по тесту имеют средний уровень (Катя А.). Так же есть дети, которые по разным показателем имеют низкий и высокий уровень, например, Данил Л., Настя И. по уровню концентрации внимания имеют низкий уровень, а по темпу выполнения задания – высокий. Это может говорить о том, что у учеников первоочерёдной целью было выполнить задание как можно быстрее, а не как можно точнее.
С похожей картиной есть и другие ученики: Алексей Д., Вика Р., Никита Б., у которых по результатам низкий уровень переключения внимания, хотя по остальным признакам – высокие и средние показатели. Учитель должен знать об этой особенности учеников, то есть, о медленной способности переключаться с одного вида деятельности на другой, и учитывать её в дальнейшем для более успешного овладения учащимися учебным материалом.
Говоря в целом об этой группе учеников, можно сказать, что это способные дети, но иногда, это может быть связано с плохой переключаемостью внимания, они очень сложно «вступают» в деятельность. Они могут долго думать над решением задачи, но затем правильно её решить. Однако учителю требуется специально вовлекать их в деятельность, привлекать внимание, в отличие от детей предыдущей группы, которые способны самостоятельно увлечься проблемой или задачей.
Дети со средним уровнем развития произвольного внимания так же общительны, но более шумливы на переменах. С некоторыми детьми этой группы у учителя возникают проблемы в общении, овладении учащимися учебной деятельностью. Они способны удерживать внимание не слишком продолжительное время, произвольное внимание у данных детей только начинает формироваться, поэтому они обладают не очень высокой самостоятельностью, у них не сформированы навыки самоконтроля, средний уровень познавательной мотивации. Интерес к учебе у них связан с занимательными способами передачи информации или с материалом, совпадающим с их собственными интересами.
И ещё одна группа, которую мы выделили в результате диагностики это группа, имеющая низкие показатели по исследуемым признакам. В неё входят следующие ученики: Игорь Б., Коля М. Эти ученики имеют низкие результаты по всем диагностируемым свойствам внимания, кроме точности выполнения задания.
Это может говорить о том, что учащиеся старались выполнить работу правильно, как можно точнее, исходя из инструкций, хотя не всё удавалось. В учебной деятельности эти ученики менее концентрированны, постоянно отвлекаются на посторонние раздражители, рассеянны, неусидчивы. Не могут найти собственных ошибок, даже если учитель укажет, что в данном предложении или абзаце они имеются. Иногда требуется не одна попытка, чтоб они поняли, что от них требуется.
В классе эти ученики общительны, имеют друзей, играют в шумные игры на переменах, чем доставляют неудобства учителям и другим ученикам. Не очень переживают по поводу плохой отметки. Иногда бывают, задумчивы и «отрезаны» от внешнего мира.
Низкие показатели по таким критериям, как уровень концентрации внимания, темп выполнения задания, переключаемость внимания, устойчивость внимания, продуктивность выполнения говорят о том, что данные ученики должны быть объектом наблюдений, как со стороны учителя, так и со стороны психолога. У этих учащихся низкий уровень развития произвольного внимания и еще не сформировано послепроизвольное внимание.
Зная эти особенности учащихся, учителю необходимо строить свой учебный процесс, учитывая то, что в силу своих особенностей некоторые дети не могут быстро переключаться с одной деятельности на другую, с одного объекта на другой, не способны долгое время удерживать внимание на одном объекте, а так же с достаточно большой скоростью и точностью выполнять задания.
Психологу, в свою очередь, необходимо выбирать такие задания на своих занятиях, которые помогут справиться ученикам с трудностями, развить или продолжить развивать различные свойства внимания.
Выразим наглядно, на диаграмме 1 соотношение высоких, средних и низких показателей развития внимания у детей экспериментальной группы.
Диаграмма 1.
Особо мы обращали внимание на такой показатель как продуктивность выполнения задания. Данный критерий исследования представим на диаграмме 2.
Исходя из формулы, можно определить, что продуктивность выполнения задания показывает насколько точно была выполнена работа со знаками, которые необходимо было вычеркнуть.
Диаграмма 2.
У детей с высокой продуктивностью выполнения данной методики наблюдаются высокие показатели концентрации, объема, переключения внимания. У детей со средней продуктивностью выполнения данной методики наблюдаются средние показатели концентрации и объема, низкие показатели переключения внимания. Низкая же продуктивность выполнения задания говорит о маленьком объеме внимания, незначительной степени концентрации внимания и относительно быстрой утомляемости и отвлекаемости испытуемых.
Анализ выполнения методики «Изучения концентрации и устойчивости внимания» (модификация метода Пьерона-Рузера).
Данная методика используется для оценки устойчивости и концентрации внимания, умении распределять внимание.
Основные показатели - время выполнения и количество допускаемых ошибок. Методика «Изучения концентрации и устойчивости внимания» (модификация метода Пьерона-Рузера) может использоваться для индивидуального и группового обследования.
При оценке результатов выполнения методики «Изучения концентрации и устойчивости внимания» (модификация метода Пьерона-Рузера), подсчитывается также количество ошибок, допускаемых испытуемым.
Промежуточные данные по методике представили в приложении № 4 в таблице 3.
Окончательные данные по методике «Изучения концентрации и устойчивости внимания» (модификация метода Пьерона-Рузера) представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты выполнения методики «Изучения концентрации и устойчивости внимания» (модификация метода Пьерона-Рузера)
№ п/п |
Ф.И.О. | Устойчивость внимания | Концентрация внимания | ||||
Выс. | Средн. | Низк. | Выс. | Средн. | Низк. | ||
1. | Катя А. | + |
|
|
| + |
|
2. | Евгений М. |
| + |
| + |
|
|
3. | Игорь Б. |
| + |
|
|
| + |
4. | Анна Г. | + |
|
| + |
|
|
5. | Настя И. |
| + |
|
| + |
|
6. | Данил Л. |
|
|
|
|
| + |
7. | Коля М. |
| + |
|
| + |
|
8. | Алексей Д. | + |
|
| + |
|
|
9. | Вика Р. |
|
| + |
|
| + |
10. | Никита Б. |
| + |
|
| + |
|
11. | Мария Г. | + |
|
| + |
|
|
12. | Александр П. | + |
|
|
| + |
|
13. | Анна Б. |
| + |
|
| + |
|
Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников