Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится приобретать знания и это умение остается с ним на всю жизнь.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому учителю важно наряду с передачей знаний, умений, навыков не забывать о развитии познавательных процессов у учащихся, способствующих эффективному овладению учебной деятельностью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава Ⅰ.Теоретические основы исследования проблемы развития внимания младших школьников
1.1. Особенности исследования внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...6
1. 2. Особенности внимания младших школьников…………………..19
Глава Ⅱ. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные направления экспериментальной работы …………….30
2.2. Результаты экспериментального исследования развития произвольного внимания младших школьников…………………………………….34
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников…………………………….48
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………..72
Приложения……………………………………………………………………..76
К следующей группе, со средними показателями развития произвольного внимания можно отнести Катю А., Анну Б., Настю И., Никиту Б. у которых по результатам низкий уровень переключения внимания, хотя по остальным признакам – высокие и средние показатели. Дети данной группы могут долго думать над решением задачи, но затем правильно её решить. Однако учителю необходимо специально вовлекать их в деятельность, привлекать внимание, в отличие от детей предыдущей группы, которые способны самостоятельно увлечься проблемой или задачей. Эти ученики способны удерживать внимание не слишком продолжительное время, произвольное внимание у данных детей только начинает формироваться, поэтому они обладают не очень высокой самостоятельностью, у них не сформированы навыки самоконтроля, средний уровень познавательной мотивации. Интерес к учебе у них связан с занимательными способами передачи информации или с материалом, совпадающим с их собственными интересами.
И ещё одна группа, которую мы выделили в результате диагностики это группа, имеющая низкие показатели по исследуемым признакам. В неё входят следующие ученики: Игорь Б., Вика Р., Данил Л., Коля М. Эти ученики имеют низкие результаты по всем диагностируемым свойствам внимания, кроме точности выполнения задания.
Это может говорить о том, что учащиеся старались выполнить работу правильно, как можно точнее, исходя из инструкций, хотя не всё удавалось. В учебной деятельности эти ученики менее концентрированны, постоянно отвлекаются на посторонние раздражители, рассеянны, неусидчивы. Не могут найти собственных ошибок, даже если учитель укажет, что в данном предложении или абзаце они имеются. Иногда требуется не одна попытка, чтоб они поняли, что от них требуется.
Низкие показатели по таким критериям, как уровень концентрации внимания, темп выполнения задания, переключаемость внимания, устойчивость внимания, продуктивность выполнения говорят о том, что данные ученики должны быть объектом наблюдений, как со стороны учителя, так и со стороны психолога. У этих учащихся низкий уровень развития произвольного внимания и еще не сформировано послепроизвольное внимание.
Учитель должен знать об особенностях развития внимания учеников и учитывать их в дальнейшем для более успешного овладения учащимися учебным материалом. А предлагаемая нами коррекционно-развивающая программа может способствовать эффективному развитию произвольного и послепроизвольного внимания у младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашей работы заключалась в изучении проблемы развития произвольного внимания младших школьников. Обобщение и анализ теоретического материала позволяет сделать следующие выводы.
Под вниманием мы понимаем направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
В качестве основных видов внимания в психологии выделяют: природное, социальное, непосредственное, опосредованное, внешнее (чувственное), внутреннее (интеллектуальное), непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления.
Произвольное внимание требует от человека волевых усилий, оно носит активный характер. Это сознательно организованный психический процесс с намеренной актуализацией волевых компонентов личности. Он характеризуется сложной структурой, определяемой социально обусловленными формами и способами поведения. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Послепроизвольное внимание представляет собой активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий и высокого интереса к деятельности. Послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
Немаловажное значение в познавательной и практической деятельности имеют свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение и объем.
Высокий уровень сформированности и развития свойств внимания и произвольного внимания как вида, способствует успешному обучению детей. Но для их развития необходима систематическая, целенаправленная работа психологов, родителей и педагогов.
Обучение и учебная деятельность неразрывно связаны между собой, поэтому трудности, возникающие в процессе овладения учебной деятельностью влекут за собой трудности в обучении. Среди основных причин, вызывающие трудности в обучении психологи выделяют следующие: увеличение учителем объёма учебного материала, изменение последовательности его изложения, не готовность ребёнка к обучению в школе, одарённые дети, недостаточный уровень развития основных свойств внимания, диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Особое значение для развития произвольного и послепроизвольного внимания имеет школа. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках, у него преобладает непроизвольное внимание, поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
На протяжении младшего школьного возраста регулирующее влияния высших корковых центров постепенно совершенствуется. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Но произвольное внимание младшего школьника ещё неустойчиво, так как он ещё не имеет внутренних средств саморегуляции.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Необходимо учитывать, и индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка, которые позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.
Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. Экспериментальная работа, проведенная нами, это подтвердила. Из 13 детей экспериментальной группы у 6 человек (46%) наблюдается высокий уровень развития произвольного внимания и основных свойств внимания; 2 ребенка (16%) со средним уровнем развития произвольного внимания и 5 детей (38%) экспериментальной группы имеют низкий уровень развития произвольного внимания.
Мы предполагаем, основываясь на теоретических источниках, экспериментальной работе педагога и психолога «Лицея № 21», что правильно и совместно с учителем и родителями организованная коррекционная работа позволит улучшить качества внимания, корректировать их и развивать произвольное и послепроизвольное внимание. То есть процесс обучения будет строиться намного эффективнее. С этой целью мы смоделировали проект программы развития произвольного внимания младших школьников, отвечающий условиям, представленным в гипотезе исследования.
Список литературы
Алфёров А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.
Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школьника, 2 изд.: М.–Л., 1996.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Издательство "Ось-89", 1997.
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска». – М.: Институт практической психологии, 1996.
Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. – М.: Знание, 1998.
Божович Л.И. Личность и его формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте М.: МГУ, 1976.
Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974.
Гамезо М.В., Домашенко И.Н. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 2004.
Добрынин Η. Φ., Основные вопросы психологии внимания, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.
Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М. .: Школа-Пресс, 1999.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. — М.: Знание, 1987.
Калмыкова З.И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 2002 г.
Кикоин Е.И. Младший школьный возраст: возможности изучения и развития внимания. М.: Педагогическое общество России, 2003.
Корчемлюк О.М. Развитие памяти и внимания в начальных классах. М.: Начальная школа,1994.
Кузин В.С. Психология: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. - М: АГАР, 2003.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевабщему школьнику. – М.: Просвещение, 1997.
Матюхина Т.М., Мешков Т.А., Гавриш Н.В. О связи свойств внимания и неуспеваемости у учащихся 2-х классов // Вопросы психологии, 1998, №3.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993.
«Развитие внимания и активности школьника». Под ред. А.Н. Матюшкина. М., Педагогика, 2003 г
Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном
возрасте». 2005 г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.
Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. М.: Просвещение, 1984.
Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1979.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека - М., Аспект Пресс,2005.
Развивающие игры для детей: Загадки, игры со словами, ребусы, сценарии детских праздников / Давыдова М.М.. - М.: «Аквариум», «Астрель», 2001
«Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников». Под ред. Н.П.Пальянова, Поиск, 2003 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - М.: ВЛАДОС, 1999.
Розов А. И., К вопросу о теории внимания // Вопр. психологии, 1956, № 6.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005
Сухарев В.А. Психология интеллекта. Донецк: Сталкер, 1997.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Хрестоматия по вниманию под редакцией А.Н. Леонтьева, А.А Пузырея, В.Я. Романова - М., МГУ, 1976.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 2004.
Анализ результатов выполнения методики "Корректурная проба" (буквенный вариант).
№ п/п | Ф.И.О. | Показатель результатов выполнения методики |
1. | Катя А. | 2 ошибки |
2. | Евгений М. | 1 ошибка |
3. | Анна Б. | 1 ошибка |
4. | Анна Г. | 0 ошибок |
5. | Настя И. | 4 ошибки |
6. | Данил Л. | 3 ошибки |
7. | Коля М. | 3 ошибки |
8. | Алексей Д. | 2 ошибки |
9. | Вика Р. | 4 ошибки |
10. | Никита Б. | 2 ошибки |
11. | Мария Г. | 0 ошибок |
12. | Александр П. | 1 ошибка |
13. | Игорь Б. | 4 ошибки |
Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников