Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа
Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится приобретать знания и это умение остается с ним на всю жизнь.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому учителю важно наряду с передачей знаний, умений, навыков не забывать о развитии познавательных процессов у учащихся, способствующих эффективному овладению учебной деятельностью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава Ⅰ.Теоретические основы исследования проблемы развития внимания младших школьников
1.1. Особенности исследования внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...6
1. 2. Особенности внимания младших школьников…………………..19
Глава Ⅱ. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные направления экспериментальной работы …………….30
2.2. Результаты экспериментального исследования развития произвольного внимания младших школьников…………………………………….34
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников…………………………….48
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………..72
Приложения……………………………………………………………………..76
Если рассмотреть физиологическую основу внимания, то согласно взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. Этот рефлекс есть у людей и у животных [Сеченов 2005].
С середины ХХ века в исследованиях отечественных и зарубежных ученых получено много новых данных, раскрывающих нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Селективный отбор воздействий, в котором и заключается сущность внимания, возможен, согласно этим данным, прежде всего на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Непрерывные изменения бодрствования являются функцией уровней активности нервных процессов. Всякая нервная активация выражается в усилении бодрствования.
Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от сна к бодрствованию и от пассивного бодрствования к активному бодрствованию.
Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый А.А. Ухтомским согласно этому принципу, в головном мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения, который как бы привлекает к себе все возбуждения, идущие в это время в мозг, и благодаря этому в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила данного раздражителя (иногда она может не играть существенной роли), но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующими раздражителями и наличием уже проторенных путей в мозгу, связей, закрепленных в предшествующем опыте, наличием определенной совокупности доминирующих возбуждений и торможений. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других действующих в данный момент раздражителей [Павлов 1986].
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями, с целями и задачами деятельности. В связи с этим виды внимания классифицируют по различным основаниям: по происхождению (природное, социальное), по использованию средств (непосредственное, опосредованное), по объекту внимания (внешнее (чувственное), внутреннее (интеллектуальное)), по степени активности (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) [Рубинштейн 2003].
Попробуем охарактеризовать каждый из перечисленных видов внимания.
Внимание природное - врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. По мере социализации ребенок учится организовывать природное внимание. Он направляет его на определенные, интересующие его объекты, что дает ему возможность осуществлять действия по выбору и не зависеть полностью от изменений окружающей среды. Его внимание становится социально-обусловленным. Физиологической основой такого внимания является ориентировочный рефлекс.
Внимание социально обусловленное - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты. Социально обусловленным называют внимание, которым человек научился управлять, используя для этого средства и приемы, выработанные людьми, например, различные системы знаков, включая язык и речь.
Внимание непосредственное - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека. Непосредственное внимание вызывает любое необычное явление: громкий шум, резкие изменения цветового фона, сильные неожиданные запахи и т.п. По мере развития человека он начинает управлять своим вниманием, оно становится опосредованным.
Внимание опосредованное - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Длительность и качество внимания начинают зависеть не столько от стимула, вызывающего внимание, сколько от воли и сознательного усилия самого человека.
Внимание внешнее (чувственное) - по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. Чувственное внимание бывает различных типов: зрительное, слуховое, осязательное и т.д.
Внимание внутреннее (интеллектуальное) - связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии [Гамезо 2003].
Традиционно в психологии принято делить внимание на произвольное и непроизвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Человеку не нужно себя заставлять сосредоточиваться на событиях или явлениях, здесь мы невольно останавливаем свой взгляд [Матвеев 2001]. Отличительная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определяется непроизвольное внимание как сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя [Немов 2005].
Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через двадцать минут, как считают специалисты.
Л.П. Пономаренко и Р.В. Белоусова выделяют факторы, влияющие на возникновение произвольного внимания: мотивация, эмоциональное состояние, личностные особенности (волнение, тревожность), интенсивность стимула, значимость стимула или ситуации, особенности ситуации [Пономаренко 2007].
Даже у одного ребенка разные функции внимания могут различаться в зависимости от этих условий. Например, в ситуации контрольной работы у многих школьников, на обычных уроках спокойных и сосредоточенных, отмечается ухудшение внимания.
Произвольное внимание часто называют активным или волевым. Слово «активное» указывает, что инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а слово «волевое» показывает способ его формирования - за счет усилий воли человека. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели.
Р.В. Овчарова полагает, что основная функция произвольного внимания – это активное регулирование протекания психических процессов и называет его характеристики: целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности; организованный характер деятельности (человек готовится быть внимательным к тому или иному предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы); устойчивость (внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы) [Овчарова 2006].
Произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности, осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности, часто обуславливают произвольное внимание [Андреев 2004].
Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий, высокого интереса к деятельности. Вследствие этого, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии. [Кучма 1997]. Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Оно обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств. Свойства внимания делятся на: первичные (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость) и вторичные (колебания и переключение внимания).
Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5–7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом. Главное свойство внимания состоит в том, что оно все время колеблется очень подвижно. Оно может быть направлено на несколько предметов сразу, мгновенно останавливаться на чем-то одном, потом постепенно ослабевать или так же быстро переключаться на что-то другое. Внимательность каждого отдельного человека связана с развитием свойств внимания, его объема, сосредоточенности, устойчивости, переключаемости, распределения. Обладая этими качествами, человек легко сосредоточивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии. Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение во всем психическом облике человека.
Устойчивость внимания - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Внимание подвержено произвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы: усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения); активность личности; эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты); отношение к деятельности; темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют захватывают ненужные участки коры головного мозга). Как утверждал И.П. Павлов, устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями. Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения: первоначальное вхождение в работу; достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий; снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости [Добрынин 2004].
Устойчивость внимания характеризуют длительность сосредоточения внимания на объекте. Если человек способен долго быть сосредоточенным на каком-то одном виде деятельности и при этом качество выполняемой работы не снижается, значит, можно говорить о высоком уровне развития устойчивости внимания.
Концентрация внимания - это степень сосредоточения на объекте. Особенно ценно данное качество в ситуациях с повышенной эмоциональной нагрузкой. Концентрация — это удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, то можно говорить о степени этой сосредоточенности, т.е. о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта.
Ю.Б. Дормашев также пишет о сосредоточении внимания, под которым он понимает внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему [Дормашев 1995].
Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно. То есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций. Распределение - это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношения между предшествующей и последующей деятельностью; от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости. При развитой способности к переключению внимания ребенок может легко переходить от одного вида деятельности к другому.
Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников