Развитие произвольного внимания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится приобретать знания и это умение остается с ним на всю жизнь.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому учителю важно наряду с передачей знаний, умений, навыков не забывать о развитии познавательных процессов у учащихся, способствующих эффективному овладению учебной деятельностью.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава Ⅰ.Теоретические основы исследования проблемы развития внимания младших школьников
1.1. Особенности исследования внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...6
1. 2. Особенности внимания младших школьников…………………..19
Глава Ⅱ. Экспериментальное исследование проблемы развития внимания младших школьников
2.1. Основные направления экспериментальной работы …………….30
2.2. Результаты экспериментального исследования развития произвольного внимания младших школьников…………………………………….34
2.3. Проект коррекционно-развивающей программы по формированию произвольного внимания младших школьников…………………………….48
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………..72
Приложения……………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

готовый.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

1.Начало занятия.

Упражнение «Ладошки».

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

2.Разминка.

Упражнение «Съедобное - несъедобное».

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

3.Работа по теме занятия.

Упражнение «Где настоящая тень лягушки?»

(См. приложение № 13).

Упражнение «Запрещенное слово».

Необходимо выбрать запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Учитель бросает мяч по очереди учащимся, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ученик должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".

Упражнение «Шесть ос».

1.Ос_ _а

На этой осе в октябре позолота.

2. Ос_ _а

А эта растёт на лугу у болота.

3._ос_ _ _а_ _

Эта оса на луну улетает.

4._ос_ _ _а_ _

Эта на солнце худеет и тает.

5._ос_а

С этой спит в колыбели малыш.

6._о_с_а_ _ _

Эта по классу крадётся, как мышь.

(осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка)

4. Домашнее задание.

- Расставьте пингвинов так, чтобы сумма чисел проставленных на пингвинах во всех указанных рядах, составляла 12.

(См. приложение № 14).

5. Рефлексия.

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведённом занятии (понравилось - не понравилось, что больше удалось, что можно было бы сделать лучше).

ЗАНЯТИЕ №7

Цель: развивать и корректировать произвольное внимание, концентрацию, устойчивость, переключение внимания; развивать умение работать в группе.

 

1.Начало занятия.

Упражнение «Телефон».

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

2.Разминка.

Упражнение «Не собьюсь».

Учитель предлагает следующее задания: считать вслух от 1 до 31, но ученик не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь...»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3.Анализ домашнего задания.

(См. приложение № 15).

4.Работа по теме занятия.

Игра «Светофор».

Играющие строятся в две шеренги, одна против другой на расстоянии 8—15 шагов. Учитель становится между шеренгами сбоку. В руках у него два кружка (на палочке): один желтого цвета, а второй с одной стороны красного, с другой зеленого цвета - это и есть «светофор». Учитель читает ребятам стихи С. Михалкова:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться... (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь... (открыт)».

Желтый свет - предупрежденье —

Жди сигнала для... (движенья).

Слова, поставленные в скобках, произносят все ребята хором, таким образом эта игра еще и веселая, увлекательная.

Затем учитель показывает зеленый кружок светофора. Увидев его, все начинают маршировать на месте. Если ведущий покажет кружок желтого цвета - хлопают в ладоши, а увидев кружок красного цвета, стоят неподвижно. Тот, кто ошибется и неправильно выполнит движение, делает шаг вперед и продолжает играть уже вне общего строя. Движения на сигналы должны выполнять все играющие. Кто не выполнит, значит, он ошибся и должен сделать шаг вперед. За ошибку считается даже попытка к неправильному движению. Учитель меняет сигналы произвольно и в разном темпе.

Игра длится 5—8 минут. Кто остался в итоге стоять на месте, тот и выиграл. Ребята, сделавшие несколько шагов вперед, считаются проигравшими.

Упражнение «Помоги пасхальному яйцу попасть в корзину».

(См. приложение № 16).

5. Рефлексия.

Учащиеся делятся настроением, впечатлением от прошедшего занятия, обсуждают, что получилось, а что могло бы пройти лучше. По каким причинам не достигли некоторых целей занятия.

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: продолжить формировать произвольное внимание, а так же объём, устойчивость внимания; умение работать в команде.

1.Начало занятия.

Игра «Фотоаппараты».

Детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, учащиеся должны как можно подробнее описать её.

2.Разминка.

Игра «Кукловод».

Один учащийся - «кукловод». Завязываются глаза другому ученику и «кукловод» «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

3.Работа по теме занятия.

Игра «Яичная скорлупа».

- Из каких приведенных на рисунке обломков, молено составить целую яичную скорлупу?

(См. приложение № 17).

Упражнение «Секретное письмо».

Учитель чертит в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Учащиеся в это время пытаются угадать, что написал учитель «прозрачными красками на прозрачной бумаге» и записать на своём листе. После выполнения, написанное проверяется.

Упражнение «Где что было».

Учащимся показывают несколько предметов, лежащих на столе. Потом они закрывают глаза, один из предметов убирают или переставляют. От учеников требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

4. Домашнее задание.

- На рисунке изображены два овала с отверстиями. На какие части необходимо разделить эти две фигуры, чтобы из всех полученных частей можно было бы собрать один круг без всяких отверстий?

(См. приложение № 18).

5. Рефлексия.

Участники по кругу характеризуют своё настроение, удачно и неудачно выполненные задания, делятся чувствами и эмоциями.

ЗАНЯТИЕ №9

Цель: продолжить формировать произвольное внимание, распределение, переключение, концентрацию внимания.

 

1. Начало занятия.

Упражнение «Ласковые лапки».

Учитель подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ученику предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

2.Разминка.

Игра «Морские волны».

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой. «Штиль».

3.Анализ домашнего задания.

(См. приложение № 19).

4.Работа по теме занятия.

Упражнение «Найди правильную тень».

(См. приложение № 20).

Игра «Сделай, как я!» (со спичками).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ученика по 6 спичек. Один, ведущий ученик, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Упражнение «Составь слово».

На доске записывается слово. Необходимо составить из букв записанного слова как можно больше слов. Каждую букву можно использовать в каждом слове не больше, чем она встречается в заданном слове. По окончании участники зачитывают по очереди составленные ими слова. Остальные зачеркивают у себя прочитанные слова. Выигрывает тот, кто составил больше слов. (Потолок, ярмарка).

5. Рефлексия.

Учащиеся делятся настроением, впечатлением от пройденного занятия, обсуждаются успешно и неуспешно выполненные задания.

Занятие № 10 (30 мин.)

Цель: продолжение формирования произвольного внимания, объёма, переключения, концентрации внимания.

1.Начало занятия.

Игра «Угадай животное».

Каждый участник по очереди загадывает животное и описывает его: "Я знаю животное, которое...» (например: сумчатое, живет на дереве, обитает в Австралии; самое большое морское животное; домашнее животное, которое ловит мышей). Следующий участник должен отгадать. Если он затрудняется, загадавший животное участник может дополнить его описание. Рекомендуется использовать различные описания одного и того же животного, а также классификацию: домашнее, дикое, хищное; птица, рыба, насекомое и т.п.

2.Разминка.

Игра «Третий лишний».

Учитель показывает учащимся карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий - лишний.

Например: дерево-цветок-дом. Ученики   должны определить и объяснить, что дом - лишний предмет, т.к. не является растением. Ученик обязательно должен объяснить, почему он считает предмет лишним.

3.Работа по теме занятия.

Упражнение «Какая дорожка приведёт маму-уточку к утятам?».

(См. приложение № 21).

Упражнение «Найди семь отличий».

(См. приложение № 22).

Игра «Десять раков».

1.Р_ _ а_к_

Рак из хлопка сшит

2.Рак_ _ _

Рак на луну спешит

3._ра_ _ _ _к

Рак - долгожданный день

4.Р_ _а_ _к

Рак вспорхнул на пень

5._ _ра_ _ _к

Рак сторожил дворец

6._ _р _ а_ _ _к_

Рак - кисленький леденец

7._ _ _ра_к_

Рак в портфеле твоём живёт

8. _рак

Рак ночью в окно ползёт

9._ _ра_ к_

Рак - круг для шофёрских рук

10. _рак_ _ _

Этот - множество закорюк.

(Рубашка, ракета, праздник, рубанок, стражник, барбариска, тетрадка, мрак, баранка, каракули).

4. Рефлексия.

Учащиеся по кругу характеризуют настроение, что понравилось больше всего и что бы хотели сделать на следующем занятии.

На наш взгляд, предлагаемый проект программы может с успехом быть реализован психологом при работе с указанной группой детей, нуждающейся в специализированных занятиях по развитию произвольного внимания и формированию послепроизвольного внимания. Эти занятия позволят детям снизить утомляемость при выполнении монотонной однотипной работы, научат их переключаться с одной деятельности на другую за короткий период времени, быстрее входить в деятельность, помогут стать самостоятельнее, активнее, будут способствовать формированию у учащихся желания узнавать новое.

Выводы по II главе

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития произвольного внимания у учащихся 3 класса МОУ «Лицей № 21» г. Курска. Для диагностического обследования мы использовали следующие методики: методика «Корректурная проба (буквенный вариант)», методика «Изучение концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)», методика «Проставь значки», методика «Запомни и расставь точки».

В результате анализа диагностических данных, можно выделить несколько групп испытуемых: с высоким уровнем развития произвольного внимания: Анна Г., Мария Г., Александр П., Евгений М., Алексей Д.. Эти ученики ответственно относятся к любой работе, они внимательны, аккуратны. В классе имеют много друзей, общительны, ладят со всеми, в том числе и с учителем. В основном, играют на переменах в спокойные игры. В ходе беседы с учителем, выяснилось, дети ответственны, дисциплинированны, с хорошим настроением ходят в школу. У детей данной группы активно начинает формироваться послепроизвольное внимание, способствующее успешному овладению учебной деятельностью. Это мнение подтверждает и  характеристика учительницы, которая утверждает, что дети способны длительное время слушать речь учителя, обстоятельно отвечать на вопросы, заинтересованы в процессе познания, умеют добывать информацию и получать удовлетворение от хорошо выполненной работы. Дети с высоким уровнем развития произвольного внимания активны, имеют высокую мотивацию к выполнению самостоятельных работ, групповых и индивидуальных заданий. У них наблюдаются эффективные показатели в учебной деятельности.

Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников