Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа
Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.
Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106
Гистограмма 6
Показатели
сформированности активного словаря
у детей контрольной группы на
этапе контрольного эксперимента до
и после педагогического
Результаты показали, что 1 уровень понизился на 23% дети, которые используют в речи 12-18 слов; 2 уровень увеличился на 24 % дети, которые используют более 18 слов.
Итак, по результатам проведенного эксперимента из гистограмм 4-6 видим, что уровень развития речи у детей контрольной группы повысился, но незначительно.
Чтобы увидеть насколько результаты экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы рассмотрим гистограммы 7-9.
Гистограмма 7
Показатели уровня развития мелкой моторики у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента
У
экспериментальной группы дети, которые
выполняют 1-2 задания 1 уровень понизился
на 47%, у контрольной на 17%, т.е. у
экспериментальной на 30% больше понизились
показатели; 2 уровень (дети, которые
выполняют от 3 до 7 заданий) у экспериментальной
группы увеличился на 13%, у контрольной
показатели остались прежними; на 3 уровне
результаты экспериментальной группы
на 7 % выше, чем у контрольной.
Гистограмма 8
Показатели
уровня развития связной речи у детей
экспериментальной и
По
результатам гистограммы 8 можно
сделать следующий вывод: дети, которые
используют при общении 1-2 слова - на
1 уровне у экспериментальной группы результаты
на 14,3% лучше, чем у контрольной; дети, которые
используют при общении 2-4 слова - на 2 уровне
показатели прежние у обеих групп; на 3
уровне (дети, которые говорят простые
предложения) у экспериментальной группы
показатели выше на 6 %.
Гистограмма 9
Показатели сформированности активного словаря у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента
Итак, на 1 уровне результаты у экспериментальной группы на 18% выше, чем у контрольной, дети, которые используют в речи 12-18 слов; на 2 уровне - аналогично, на 18% выше, дети, которые используют в речи 18 и более слов.
Сравнив показатели двух групп, мы пришли к выводу, что результаты экспериментальной группы намного выше результатов контрольной группы.
На констатирующем этапе эксперимента были подобраны методики для выявления уровня развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста, которые включали:
1.Диагнтстику мелкой моторики пальцев рук - 16 заданий (Н.А.Новоторцева ).
2.Выявление
уровня развития связной речи
с помощью метода наблюдения
за детьми в свободной
3.Выявление
объема активного словаря (О.А.
Сопоставив
полученные результаты с показателями
нормально развивающихся
Формирующая часть эксперимента включала в себя проведение серии мероприятий воспитателями с детьми экспериментальной группы, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук и включающих в себя комплекс дидактических игр. Эти мероприятия проводились помимо тех занятий, которые определены программными требованиями специальных (коррекционных) дошкольных учреждений по развитию речи и реализуются логопедами и педагогами-дефектологами.
На контрольном этапе эксперимента были использованы те же методы диагностики, что и на констатирующем. Продиагностировав обе группы детей, с которыми проводилась (экспериментальная группа) и не проводилась (контрольная группа) дополнительная работа воспитателями, мы получили следующие данные: уровень развития речи у детей экспериментальной группы изменился значительнее.
Высокие результаты в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что если воспитатель совместно с логопедом и педагогом-дефектологом будет проводить работу, в основу которой положено последовательное, поэтапное применение дидактических игр на занятиях и в совместной деятельности с умственно отсталыми детьми, то развитие их речи будет более эффективным.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания и обучения умственно отсталых детей показал, что результаты раннего коррекционного обучения являются весьма эффективным. Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и общим личностным развитием детей данной категории. Поэтому в системе воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми детьми, начиная с дошкольного возраста, большое внимание уделяет коррекции недостатков речевого развития.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Особую роль в развитии речи играют дидактические игры: словесные, настольно-печатные, с предметами, пальчиковые, также пальчиковые упражнения и артикуляционная гимнастика.
Ценность дидактических игр в процессе обучения и воспитания заключается в том, что они создаются в обучающихся целях, служат развитию детей. Именно в игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях умственно отсталым детям не интересны. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность, обеспечивают решение речевой задачи. Это свидетельствуют о корригирующей роли дидактических игр. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу с детьми, давать посильные каждому ребенку задания с учетом его умственных, психофизических возможностей, максимально развивать способности ребенка.
«Программа
воспитания и обучения умственно
отсталых дошкольников» предусматривает
использование дидактических
В ходе организации и проведении дидактических игр, пальчиковых упражнений и артикуляционной гимнастики были выявлены следующие трудности:
1.Нежелание умственно отсталых детей играть.
2.Быстрая утомляемость, отвлекаемость.
3.Нарушение правил игры в связи с их непониманием.
Преодоление трудностей способствовали следующие методические условия:
1.Создание
эмоционального настроя на
2.Переключение видов деятельности.
3.Подражание - как метод обучения дидактической игре (использовался показ и проговаривание).
При систематическом проведении дидактических игр, пальчиковых упражнений и артикуляционной гимнастики в детском коллективе создалась доброжелательная обстановка, дети помогали друг другу, появился интерес к занятиям.
Таблица 4
Возрастные проявления речи у умственно отсталых детей экспериментальной и контрольной группы в раннем детств
№ | Фамилия, Имя | Лепет | Слова | Фразы |
Экспериментальная группа | ||||
1. | О. Алеша | 1г 6м | 1г 10м | 3г |
2. | К. Никита | 9м | 1г 2м | 3г |
3. | С. Анжела | 1м | 3г | |
4. | С. Максим | 11м | 3г | |
5. | Р. Иван | 7м | 3г | |
6. | Г. Саша | 9м | 3г | |
7. | Р. Витя | 1г 2м | 2г 9м | |
8. | Л. Ваня | 11м | 3г | |
9. | К. Саша | 9м | 2г 5м | |
10. | М. Люба | 1г 3м | 3г 1м | |
11. | В. Костя | 1г 4м | 3г 6м | |
12. | П. Марианна | 11м | 3г | |
13. | М. Арсен | 1г 6м | 3г | |
14. | Ф. Максим | 1г 8м | 3г | |
15. | Н. Афоня | 1г 5м | 3г | |
Контрольная группа | ||||
16. | Н. Кузьма | 1г 6м | 1г 9м | |
17. | П. Нина | 1г 5м | 3г | |
18. | В. Коля | 11м | 3г | |
19. | П. Костя | 1г 9м | 3г | |
20. | Е. Алеша | 11м | 3г 2м | |
21. | А. Женя | 1г 8м | 2г 9м | |
22. | Н. Максим | 9м | 3г | |
23. | М. Надя | 1г 2м | 3г | |
24. | Ю. Люда | 10м | 3г 1м | |
25. | Х. Ольга | 1г 3м | 3г 4м | |
26. | К. Никита | 1г 4м | 3г | |
27. | М. Володя | 11м | 3г | |
28. | С. Дима | 1г | 2г 8м | |
29. | О. Саша | 9м | 3г | |
30. | М. Лена | 1г 1м | 3г |