Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

 

     Гистограмма 6

    Показатели  сформированности активного словаря  у детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента до и после педагогического воздействия

      
 

    Результаты  показали, что 1 уровень понизился  на 23% дети, которые используют в  речи 12-18 слов; 2 уровень увеличился на 24 % дети, которые используют более 18 слов.

    Итак, по результатам проведенного эксперимента из гистограмм 4-6 видим, что уровень развития речи у детей контрольной группы повысился, но незначительно.

    Чтобы увидеть насколько результаты экспериментальной  группы выше, чем у контрольной  группы рассмотрим гистограммы 7-9.

 

     Гистограмма 7

    Показатели  уровня развития мелкой моторики у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

    

    У экспериментальной группы дети, которые  выполняют 1-2 задания 1 уровень понизился  на 47%, у контрольной на 17%, т.е. у  экспериментальной на 30% больше понизились показатели; 2 уровень  (дети, которые выполняют от 3 до 7 заданий) у экспериментальной группы увеличился на 13%,  у контрольной показатели остались прежними; на 3 уровне результаты экспериментальной группы на 7 % выше, чем у контрольной.   
 
 

 

     Гистограмма 8

    Показатели  уровня развития связной речи у детей  экспериментальной и контрольной  групп на контрольном этапе эксперимента

    

    По  результатам гистограммы 8 можно  сделать следующий вывод: дети, которые  используют при общении 1-2 слова - на 1 уровне у экспериментальной группы результаты на 14,3% лучше, чем у контрольной; дети, которые используют при общении 2-4 слова - на 2 уровне показатели прежние у обеих групп; на 3 уровне (дети, которые говорят простые предложения) у экспериментальной группы показатели выше на 6 %. 
 
 

 

     Гистограмма 9

    Показатели  сформированности активного словаря  у детей экспериментальной и  контрольной групп на контрольном  этапе эксперимента

    

    Итак, на 1 уровне результаты у экспериментальной группы на 18% выше, чем у контрольной, дети, которые используют в речи 12-18 слов; на 2 уровне - аналогично, на 18% выше, дети, которые используют в речи 18  и более слов.

    Сравнив показатели двух групп, мы пришли к  выводу, что результаты экспериментальной группы намного выше результатов контрольной группы.

Вывод по 3 главе

    На  констатирующем этапе эксперимента были подобраны методики для выявления  уровня развития речи у умственно  отсталых детей дошкольного возраста, которые включали:

    1.Диагнтстику мелкой моторики пальцев рук - 16 заданий (Н.А.Новоторцева ).

    2.Выявление  уровня развития связной речи  с помощью метода наблюдения  за детьми в свободной самостоятельной  деятельности и регистрацию способов  обращения друг к другу или  взрослым (М.Кольцова).

    3.Выявление  объема активного словаря (О.А.  Белобрыкина).

    Сопоставив  полученные результаты с показателями нормально развивающихся дошкольников видно, что уровень развития речи умственно отсталых дошкольников намного  ниже.

    Формирующая часть эксперимента включала в себя проведение серии мероприятий воспитателями с детьми экспериментальной группы, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук и включающих в себя комплекс дидактических игр. Эти мероприятия проводились помимо тех занятий, которые определены программными требованиями специальных (коррекционных) дошкольных учреждений по развитию речи и  реализуются логопедами и педагогами-дефектологами.

    На  контрольном этапе эксперимента были использованы те же методы диагностики, что и на констатирующем. Продиагностировав обе группы детей, с которыми проводилась (экспериментальная группа)  и не проводилась (контрольная группа) дополнительная работа воспитателями, мы получили следующие данные: уровень развития речи у детей экспериментальной группы изменился значительнее.

    Высокие результаты в экспериментальной  группе свидетельствуют о том, что  если воспитатель совместно с  логопедом  и педагогом-дефектологом будет проводить работу, в основу которой положено последовательное, поэтапное применение дидактических игр на занятиях и в совместной деятельности с умственно отсталыми детьми, то развитие их речи будет более эффективным.

 

Заключение

 

    Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания и обучения умственно отсталых детей показал, что результаты раннего коррекционного обучения являются весьма эффективным. Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и общим личностным развитием детей данной категории. Поэтому в системе воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми детьми, начиная с дошкольного возраста, большое внимание уделяет коррекции недостатков речевого развития.

    Речь  не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для  нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

    Особую  роль в развитии речи играют дидактические игры: словесные, настольно-печатные, с предметами, пальчиковые, также пальчиковые упражнения и артикуляционная гимнастика.

    Ценность  дидактических игр в процессе обучения и воспитания заключается  в том, что они создаются в  обучающихся целях, служат развитию детей. Именно в игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях умственно отсталым детям не интересны. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность, обеспечивают решение речевой задачи. Это свидетельствуют о корригирующей роли дидактических игр. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу с детьми, давать посильные каждому ребенку задания с учетом его умственных, психофизических возможностей, максимально развивать способности ребенка.

    «Программа  воспитания и обучения умственно  отсталых дошкольников» предусматривает  использование дидактических игр  в  работе с детьми, но несмотря на это работа воспитателя по развитию речи и моторики осложняется значительными  трудностями и в первую очередь эти трудности связаны с отсутствием методической литературы.

    В ходе организации и проведении дидактических  игр, пальчиковых упражнений и артикуляционной  гимнастики были выявлены следующие  трудности:

    1.Нежелание  умственно отсталых детей играть.

    2.Быстрая  утомляемость, отвлекаемость.

    3.Нарушение  правил игры в связи с их  непониманием.

    Преодоление трудностей способствовали следующие  методические условия:

    1.Создание  эмоционального настроя на игру.

    2.Переключение  видов деятельности.

    3.Подражание - как метод обучения дидактической  игре (использовался показ и проговаривание).

    При систематическом проведении дидактических  игр, пальчиковых упражнений и артикуляционной  гимнастики в детском коллективе создалась доброжелательная обстановка, дети помогали друг другу, появился интерес к занятиям.

 

Литература

 
  1. Алексеева М.М, Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи в детском саду. - М.: Просвещение, 1978. - 241 с.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 235 с.
  4. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.
  6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
  7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: просвещение, 1985. - 71 с.
  8. Ефименко А.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
  9. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: педагогика, 1984. - 210 с.
  10. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова . - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
  11. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Носковой. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.
  12. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Педагогика, 1994. - 264 с.
  13. Кряжова Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 143 с.
  14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: просвещение, 1991. -143 с.
  15. Мастюкова Е.М., Журба Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1981. - 270 с.
  16. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974. - 225 с.
  17. Мендрежицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  18. Максаков А.И. Развитие правильной речи в семье. - М.: Педагогика, 1978. 160 с.
  19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. - 360 с.
  20. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисициной. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
  21. Новоторцева Н.В. Развиваем речь, готовим руки к письму. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 224 с.
  22. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи / Сост. С.А. Миронова. - М.: просвещение, 1987. - 142 с.
  23. Певзнер М.В. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1975. - 268 с.
  24.   Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
  25. Психолог в детском дошкольном учреждении. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.
  26. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: просвещение, 1982. - 96 с.
  27. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1976. - 111 с.
  28. Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии. // Дефектология, - 1997 - № 2 - С.50-58.
  29. Филичева Т.Б., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
  30. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987. - 142 с.
  31. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988. - 64 с.
  32. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: просвещение, 1978. - 298 с.
  33. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. Егорова С.Ф. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
  34. Хрестоматия по истории советской педагогики / Под ред. Егорова С.Ф. - М.: Просвещение, 1987. - 434 с.

 

Приложение 1

    Таблица 4

    Возрастные  проявления речи у умственно отсталых детей экспериментальной и контрольной группы в раннем детств

Фамилия, Имя Лепет Слова Фразы
Экспериментальная группа
1. О. Алеша 1г 6м 1г 10м
2. К. Никита 1г 2м
3. С. Анжела 3г   
4. С. Максим 11м  
5. Р. Иван  
6. Г. Саша  
7. Р. Витя 1г 2м 2г 9м  
8. Л. Ваня 11м  
9. К. Саша 2г 5м  
10. М. Люба 1г 3м 3г 1м  
11. В. Костя 1г 4м 3г 6м  
12. П. Марианна 11м  
13. М. Арсен 1г 6м  
14. Ф. Максим 1г 8м  
15. Н. Афоня 1г 5м  
Контрольная группа
16. Н. Кузьма 1г 6м 1г 9м  
17. П. Нина 1г 5м  
18. В. Коля 11м  
19. П. Костя 1г 9м  
20. Е. Алеша 11м 3г 2м  
21. А. Женя 1г 8м 2г 9м  
22. Н. Максим  
23. М. Надя 1г 2м  
24. Ю. Люда 10м 3г 1м  
25. Х. Ольга 1г 3м 3г 4м  
26. К. Никита 1г 4м  
27. М. Володя 11м  
28. С. Дима 2г 8м  
29. О. Саша  
30. М. Лена 1г 1м  

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр