Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа
Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.
Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106
Таблица 5
Уровень развития мелкой моторики кисти рук детей
№ | Фамилия, Имя | Не развита | Слабо
развита |
Нормально развита |
Экспериментальная группа | ||||
1. | О. Алеша | + | ||
2. | К. Никита | + | ||
3. | С. Анжела | - | ||
4. | С. Максим | - | ||
5. | Р. Иван | - | ||
6. | Г. Саша | + | ||
7. | Р. Витя | + | ||
8. | Л. Ваня | - | ||
9. | К. Саша | - | ||
10. | М. Люба | + | ||
11. | В. Костя | - | ||
12. | П. Марианна | - | ||
13. | М. Арсен | + | ||
14. | Ф. Максим | - | ||
15. | Н. Афоня | - | ||
Общее кол-во детей экспериментальной группы, в абс. ед. | 9 | 6 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
60 | 40 | 0 | |
Контрольная группа | ||||
16. | Н. Кузьма | - | ||
17. | П. Нина | + | ||
18. | В. Коля | - | ||
19. | П. Костя | - | ||
20. | Е. Алеша | + | ||
21. | А. Женя | + | ||
22. | Н. Максим | + | ||
23. | М. Надя | - | ||
24. | Ю. Люда | - | ||
25. | Х. Ольга | + | ||
26. | К. Никита | + | ||
27. | М. Володя | - | ||
28. | С. Дима | - | ||
29. | О. Саша | - | ||
30. | М. Лена | + | ||
Общее кол-во детей экспериментальной группы, в абс. ед. | 8 | 7 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
53,3 | 46,6 | 0 | |
Общее кол-во детей экспериментальной группы и контрольной групп, в абс. ед. | 17 | 13 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
56,6 | 43,3 | 0 |
Таблица 6
Уровень сформированности связной речи у умственно отсталых детей на констатирующем этапе
№ | Фамилия, Имя | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Экспериментальная группа | ||||
1. | О. Алеша | + | ||
2. | К. Никита | + | ||
3. | С. Анжела | - | ||
4. | С. Максим | - | ||
5. | Р. Иван | - | ||
6. | Г. Саша | + | ||
7. | Р. Витя | - | ||
8. | Л. Ваня | - | ||
9. | К. Саша | + | ||
10. | М. Люба | - | ||
11. | В. Костя | - | ||
12. | П. Марианна | - | ||
13. | М. Арсен | - | ||
14. | Ф. Максим | - | ||
15. | Н. Афоня | - | ||
Общее кол-во детей экспериментальной группы, в абс. ед. | 11 | 4 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
73,3 | 26,6 | 0 | |
Контрольная группа | ||||
16. | Н. Кузьма | - | ||
17. | П. Нина | + | ||
18. | В. Коля | - | ||
19. | П. Костя | - | ||
20. | Е. Алеша | + | ||
21. | А. Женя | + | ||
22. | Н. Максим | + | ||
23. | М. Надя | - | ||
24. | Ю. Люда | - | ||
25. | Х. Ольга | - | ||
26. | К. Никита | + | ||
27. | М. Володя | - | ||
28. | С. Дима | - | ||
29. | О. Саша | - | ||
30. | М. Лена | - | ||
Общее кол-во детей экспериментальной группы, в абс. ед. | 10 | 5 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
66,6 | 33,3 | 0 | |
Общее кол-во детей экспериментальной и контрольной групп, в абс. ед. | 21 | 9 | 0 | |
Процентное соотношение детей экспериментальной и контрольной групп, % | 70 | 30 | 0 |
Таблица 7
Уровень сформированности активного словаря у детей на констатирующем этапе
№ | Фамилия, Имя | Скуден | Ограничен | Нормальный |
Экспериментальная группа | ||||
1. | О. Алеша | + | ||
2. | К. Никита | + | ||
3. | С. Анжела | + | ||
4. | С. Максим | + | ||
5. | Р. Иван | + | ||
6. | Г. Саша | + | ||
7. | Р. Витя | + | ||
8. | Л. Ваня | + | ||
9. | К. Саша | + | ||
10. | М. Люба | + | ||
11. | В. Костя | + | ||
12. | П. Марианна | + | ||
13. | М. Арсен | + | ||
14. | Ф. Максим | + | ||
15. | Н. Афоня | + | ||
Общее кол-во детей экспериментальной группы, в абс. ед. | 11 | 4 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
73,3 | 26,6 | 0 | |
Контрольная группа | ||||
16. | Н. Кузьма | + | ||
17. | П. Нина | + | ||
18. | В. Коля | + | ||
19. | П. Костя | + | ||
20. | Е. Алеша | + | ||
21. | А. Женя | + | ||
22. | Н. Максим | + | ||
23. | М. Надя | + | ||
24. | Ю. Люда | + | ||
25. | Х. Ольга | + | ||
26. | К. Никита | + | ||
27. | М. Володя | + | ||
28. | С. Дима | + | ||
29. | О. Саша | + | ||
30. | М. Лена | + | ||
Общее кол-во детей экспериментальной группы, в абс. ед. | 10 | 5 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
66,6 | 33,3 | 0 | |
Общее кол-во детей экспериментальной и контрольной групп, в абс. ед. | 21 | 9 | 0 | |
Процентное
соотношение детей |
70 | 30 | 0 |
Таблица 8
Состояние
звуковой культуры речи (констатирующий
эксперимент)
|
Таблица 9
Состояние
звуковой культуры речи (контрольный
эксперимент)
|