Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

    Оборудование: Листы картона с изображением травки и грибка, фигурки  зайчат.

    Ход игры. Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь», - говорит он, переворачивая лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали - и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем раздает детям листы картона, и они с помощью педагога выполняют задание.

    «Кто  ловкий?»

    Цель: Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения рук.

    Ход игры. Педагог показывает детям бирюльки или шарики в коробке и говорит, что их можно одной рукой переложить сочком в другую коробку, показывает как сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить те же действия. Каждый ребенок берет сочок ведущей рукой.

    «Поймай рыбки»

    Цель: Развивать  положительное отношение к игре.

    Оборудование: Пластмассовые рыбки, аквариум, сочки.

    Ход игры. Игра проводится также, как предыдущая. Пойманных сочком рыбок дети переносят в аквариум. Вначале все действия показывает педагог.

 

Приложение 3

    Пальчиковые игры

    «Гости» (русская игра)

Ладони  сомкнуты, пальцы прижаты друг к  другу.
-Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга
-Что,  что, что? Три раза постукивают  друг о друга указательные пальцы
-Гости  идут! Постукивают мизинцы
-Ну  и что? Простукивают  указательные
-Здрасте, 

-здрасте!

Средний и безымянный пальцы дважды

перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева

-Чмок, чмок, чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки
Последние слова и движения повторяются  дважды.
 

    «Утречко» (русская игра)

Утро  настало, 

солнышко  встало

Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя 

«солнышко с лучиками»

-Эй, братец, Федя,

Разбуди соседей!

Кулак правой руки сжат, большой палец совершает  круговые движения
-Вставай,  Большак! Большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки
-Вставай,  Указка! Щелчок по указательному  пальцу
-Вставай,  Середка По среднему пальцу
-Вставай,  Сиротка! По безымянному 
-И,  крошка -

Митрошка!

По мизинцу
-Привет, Ладошка!  Щелчок в  центр ладошки
Все потянулись 

И проснулись

Руки поднимаются  вверх,

пальцы  вытягиваются и 

быстро  шевелятся

При повторении игры руки меняются ладонями.
 

    «Моя  семья»

Этот  пальчик - дедушка, Поочередное сгибание пальцев,
Этот  пальчик - бабушка, начиная с большого.
Этот  пальчик -папочка,  
Этот  пальчик - мамочка,

Этот  пальчик - я,

Вот и  вся моя семья!

 
 

    «Этот пальчик»

Этот  пальчик в лес пошел, Поочередно  загибать пальцы
Этот  пальчик гриб нашел,  
Этот  пальчик чистить стал,  
Этот  пальчик жарить стал,  
Этот  пальчик все съел  
Оттого  и потолстел.  
 

    «Цветики»

Наши  алые цветики  Медленно разгибать  пальцы из кулаков
Распускают  лепестки Покачивание кистями  рук вправо - влево
Ветерок чуть дышит,  
Лепестки  колышет  
   
Наши  алые цветки Медленное сжимание пальцев в кулаки.
Закрывают лепестки Покачивание кулаков  вперед - назад
Головой качают,  
Тихо  засыпают  
 

    «Руки в стороны»

Руки  в стороны, в кулачок

Разожми и на бочок,

Выполнять движение согласно тексту
Руки  вверх, в кулачок,  
Разожми и на бочок  
 

    «Прятки»

В прятки пальчики играли Ритмично сгибать  и разгибать
И головки  убирали пальцы
Вот так, вот так  
И головки  убирали  
 

    «Пальчик -мальчик»

    -Пальчик-мальчик, где ты был?

    -С  этим братцем в лес ходил,

    -С  этим братцем щи варил,

    -С  этим братцем кашу ел,

    -С  этим братцем песни пел.

    На  первую строчку показать большие  пальцы; затем поочередно их соединять  с остальными пальцами. 

    «Капуста»

Мы  капусту рубили, Движения прямыми ладонями
Мы  капусту солили, вверх-вниз, поочередное
Мы  капусту трем, поглаживание  подушечек пальцев.
Мы  капусту мнем. Сжимать и разжимать  кулачки.

 

Приложение 4

    Упражнения  для пальчиковой  гимнастики

    (выполняются  сидя или стоя)

    1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз):

    а)ладонями вверх;

    б)ладонями вниз;

    в)обеих  рук одновременно;

    г)правой и левой по очереди.

    Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек. (Приложение 7, рис.     ) 

    2.Вращение  кистями рук (по 10 раз):

    а)в  правую, затем в левую сторону;

    б)вовнутрь (обеими кистями);

    в)наружу.

    Можно выполнять упражнения из положения  «руки в стороны».

    3.Выгибание  кистей рук (по 10-15 раз):

    а)одновременно;

    б)правой, левой по очереди. (Приложение 7, рис.   )

    4.Прогибание  кистей рук (по 10-15 раз):

    а)одновременно;

    б)правой, левой по очереди. (Приложение 7, рис.   )

    5.Чередовние  прогибания и выгибания. (Приложение 7, рис.   )

    6.Соприкосновения  подушечек пальцев - «Пальчики  здороваются» (по 10-15 раз):

    а)пальцы правой руки - с большим пальцем правой руки;

    б)пальцы левой руки - с большим пальцем  левой руки;

    в)то же одновременно двумя руками;

    г)пальцы правой руки - с соответствующими пальцами левой.

    Сила  надавливания подушечек пальцев  и темп выполнения увеличивается. (Приложение 7, рис.   )

  1. «Щелчки» (по 10 раз).
  2. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз) (Приложение 7, рис.    ).

    9.Сгибание  и разгибание пальцев в кулак  по очереди (по 10 раз) (Приложение 7, рис.   ):

    а)правой руки, сначала начиная с большого;

    б)левой  руки, затем начиная с мизинца;

    в)обеих  рук одновременно.

  1. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

    а)правой, затем левой руки;

    б)обеих  рук одновременно;

    в)соединив ладони вместе (Приложение 7, рис.   )

  1. Упражнение «Замок»  -ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз) (Приложение 7, рис.   )

    а)сдавливание  ладоней с силой4

    б)вращение (поворот вправо-влево);

    в)наклоны  вправо-влево - сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

    г)разворачивание ладоней наружу и выворачивание  в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;

    д) «Солнечные лучи» - руки в «Замке»  подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и  сжимаются вновь. (Приложение 7, рис.   )

    12.Упражнения  с сомкнутыми ладонями (по 5 - 10 раз) (Приложение 7, рис.  )

    а)сомкнутые  ладони перед грудью наклоняются  вправо- влево, преодолевая сопротивление;

    б)движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;

    в)сомкнутые  ладони вытянуты вперед - разведение кистей в стороны, на размыкая запястий;

    г)сомкнутые  ладони подняты вверх - разведение кистей, не размыкая запястий - «Цветок». (Приложение 7, рис.   )

  1. «Фонарики» - вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
  2. Потряхивание расслабленными кистями:

    а)руки вверх;

    б)руки в стороны;

    в)руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

    Упражнения  для пальчиковой  гимнастики

    (выполняются  сидя за столом)

    1.Свободное  похлопывание кистями по столу  поочередно и одновременно.

    2.Свободное  постукивание по столу пальцами  обеих рук, правой и левой  руками поочередно.

    3.Поочередное  приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):

    а)правой руки;

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр