Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

    Работа  по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют  должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, например, «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

    Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

    Со  стороны может показаться, что  ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько  просто, что это не заслуживает  особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец еще не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно - рефлексивный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия - они не преднамерены. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения со взрослыми.

    Исследования  развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для  других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

    Интересен антогенез развития действий рук  ребенка. И.М. Сеченов был одним  из первых ученых, подвергших критике  теорию наследственной  предопределенности развития движений ребенка как результат  созревания  определенных нервных  структур. Он писал, что движения руки человека  наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в  процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

    В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

    Нужно напомнить, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более  старшим детям задания можно  усложнить.

    Работа по развитию движений рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления.

    У детей при ряде речевых нарушений  отличается выраженная в разной степени общая моторика недостаточности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

    Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фимечева, Н.И. Кузьмина описывают  отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития.

Вывод по 2 главе

 

      Обеспечить необходимую мотивацию  речевой деятельности можно в  процессе дидактических игр.

    Дидактическая игра обеспечит необходимую мотивацию  речевой деятельности в каждом конкретном случае, наличие объекта общения, широкое использование конструкций  с прямой речью при работе с  наглядным материалом.

    Данное  положение позволило разработать практическую часть.

 

Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр

3.1.Выявление  уровня развития  речи у умственно  отсталых детей

3.1.1. Краткая характеристика  экспериментальной  работы

 

    Эксперимент проводился в специальном (коррекционном) детском доме № 1 г. Бийска. Для исследования были взяты дети двух младших групп в количестве 30 человек. Диагноз: олигофрения в степени дебильности.

    Цель  эксперимента: выявить уровень сформированности речевого развития детей -олигофренов.

    Для достижения данной цели использовали следующие задачи.:

  1. выявить появления лепета и первых слов.
  2. Определить уровень развития, мелкой моторики.
  3. выявить уровень развития связной речи детей.
  4. Определять объем словарного запаса у детей.

    В ходе индивидуального обследования детей при поступлении из дома ребенка в сентябре 1999 года была выявлена несформированность языковых средств по всем компонентам речи у всех 30 детей.

    Лепет появился в разные возрастные периоды  с задержкой, а первые слова почти у всех к трем годам (таблица 4).

    Вывод: в экспериментальной группе у умственно отсталых детей при изучении медицинских карт было выявлено, что у всех детей есть логопедические заболевания ОНР (общее недоразвитие речи) I - II -  III уровня (таблица 6).

    Сформированность  активного словаря - ограничен и  очень скуден (таблица7).

    У всех детей слабо развита мелкая моторика кисти  рук (таблица 5).

    В ходе индивидуального обследования детей и наблюдения за их речевой  деятельностью на занятиях ив процессе совместной деятельности было выявлено, что у всех детей грубая несформированность языковых средств, по всем компонентам речи.

3.1.2. Диагностика уровня  развитие мелкой  моторики кисти  рук

 
 

    Для диагностики уровня развития мелкой моторики кисти руки детям в индивидуальной форме предлагалось выполнить 16 заданий (Н.А. Новодворцева, 1991):

    -Перекидывание  бусинок из одной коробки в  другую.

    -Нанизывание  колец пирамидки без учета  их величины на стержень.

    -Собирание  матрешек.

    -Ловля  мяча двумя руками.

    -Перекладывание  кубиков из одного места в другое.

    -Нанизывание  бус на нитку.

    -Работа  с пластилином.

    -Составление  узора «Мозаика».

    -Перебрасывание  мяча в руки друг другу.

    -Разведение  и сведение пальцев рук.

    -Сжимание  и разжимание кисти.

    -Одновременное  и поочередное соприкосновение пальцев обеих рук.

    -Круговые  движения кисти рук в  лицевой  плоскости внутрь и наружу.

    -Противопоставление  пальцев одной руки пальцам  другой одновременно и поочередно.

    -Соединение  пальцев обеих рук подушечками  и пружинящие движения ладонями.

    Экспериментатор фиксировал и оценивал результаты следующим образом. Моторика детей, справившихся с одном или двумя заданиями, оценивалось как неразвитая. Детей выполнивших от 3 до 7 заданий как слабо развития. Детей, выполнивших более 8 заданий как нормально развития моторика.

    Результаты  исследования были внесены в таблицу  № 2, по которой видно, что в этой группе у 56,6% моторика не развита, у 43,3% - слабо развита, нормально развитой моторики нет ни у кого.

    Таблица 1

    Уровни  сформированности развития мелкой моторики кисти руки 

Уровни 

Обследуемые

 I уровень

(не развита)

II уровень

(слабо  развита)

III уровень

(хорошо  развита)

Экспериментальная 9 6 0
Контрольная 8 7 0

3.1.3. Выявление уровня  связной речи

 

    Для выявления уровня связной речи использовали метод наблюдения за детьми в свободной самостоятельной деятельности и регистрировали их способы общения.

    Кольцова  М.М., проводя наблюдение за развитием  связной речи у нормально развивающихся  детей выявила, что дети трех-четырех  лет односложно отвечают на вопросы  взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций, повторяют за взрослыми рассказ из трех предложений составленной об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

    На  основании проведенного метода наблюдений выделим следующие параметры развития связной речи. Если ребенок при общении использует в речи 1-2 слова, например: «Дай», «Хочу би-би» он находится на первом уровне. Если ребенок говорит 2-4 слова: «Дай мне это ...» - это второй уровень. На третьем уровне дети говорят простыми предложениями (Я хочу гулять).

    Результаты  исследования внесены в таблицу 3, по которой видно, что на первом уровне 70%, на 2 уровне 30%, на третьем  уровне ни одного ребенка. 

Таблица 2

Уровни  развития связной речи

Уровни 

Обследуемые

 I уровень II уровень III уровень
Экспериментальная 73,3% 26,6% -
Контрольная 66,6% 33,3% -
 

    По  итогам обследования были выявлены четыре уровня правильного произношения звуков, которые предложены М.Ф. Фомичевой.

    Характеристика  уровней правильного произношения звуков.

    I уровень - полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано, ни повторить его по образцу.

    II уровень - ребенок правильно произносит звук изолированно, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т.е. правильный звук есть но он не автоматизирован.

    III уровень - ребенок может правильно произнести звук изолировано, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими близкими по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносит изолировано.

3.1.4.Диагностика  сформированность  активного словаря

 

    Для диагностики сформированности активного  словаря использовались картинки с  предметами часто и редко встречавшимися (пылесос, холодильник). Результаты исследования внесены в таблицу 4. Дети которые используют в речи 18 и более слов (мебель, одежда), т.е. слова бытового характера находится на 2 уровне - ограниченный активный словарь. Дети, которые используют в речи 12-18 слов (на, дай, купать) находятся на первом уровне - скудный активный словарь.

    Скудный активный словарь у 9 детей, что составляет - 30 % нормального активного словаря  у детей нет.

    Таблица 3

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр