Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)
"center">    Уровни  сформированности активного словаря  у детей на констатирующем этапе

Уровни 

Обследуемые

I уровень II уровень III уровень
Экспериментальная 11 д - 73,3% 4 д - 26,6% -
Контрольная 10 д - 66,6% 5 д - 33,3% -
 

    Итак, после выявления уровня развития речи умственно отсталых детей дошкольного  возраста получили следующие результаты.

    Уровень развития мелкой моторики рук: у 17 детей - не развита, у 13 детей - слабо развита, нормально развитая моторика у детей  отсутствует.

    Уровень развития связной речи: 1 уровень - 70%, 2 уровень - 30%, 3 уровень - отсутствует. Уровень  развития активного словаря: скудный активный словарь - 70%, ограниченный активный словарь - 30%, нормальный словарь - 0 детей.

    Сопоставив  эти результаты с показателями развития речи нормально развивающихся дошкольников из литературных источников, видно, что  показатели развития речи умственно  отсталых дошкольников намного ниже.

3.2.Развитие  речи умственно  отсталых детей  посредством дидактических игр

 

    Целью обучающего эксперимента является разработка и внедрение системы дидактических, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, направленных на развитие речи умственно отсталых детей в систему коррекционно-воспитательной работы. Достижение цели потребовало решение следующих задач:

  1. Отобрать и внедрить дидактические  игры, способствующие развитию мелкой моторики.
  2. Выявить трудности, возникновение при использовании дидактических игр, пальчиковых упражнений, в артикуляционной гимнастики в работе с умственно отсталыми детьми 3-6 лет.

    Обучающий эксперимент проводился с ноября 2001 года по 2002 год с первой младшей  группой детского дома № 1, где экспериментатор  является воспитателем.

    Для проведение обучающего эксперимента был  составлен план работы, в который были включены дидактические игры разного содержания  настольно-печатные, словесные, а также пальчиковые упражнения.

3.2.1. План коррекционно-воспитательной  работы

 

    Дидактические игры, используемые в формируемом  эксперименте. 

Название  игры Цель игры Дата
I. Развитие  хватания
1. «Поймай  мяч» Учить хватать  большие предметы двумя руками, распределяя  пальцы на предмете; развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками. 5.10.01
2. «Попляшем  с погремушками» учить хватать  маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; учить прочно захватывать погремушку во время пляски, удерживая ее в руке. 17.10.01
3. «Переложи  игрушки» Учить брать  мелкие предметы щепотью, развивать  координационные движения обеих  рук. 10.10.01
4. «Перекати  шарик через воротце» Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия. 15.10.01
II. Развитие  соотносящих действий
1. «Посадим  грибы» Учить совмещать  грибы с отверстиями, держать  предмет щепотью, действовать ведущей рукой придерживая коробочку двумя руками. 29.10.01
2. «Пирамидки» Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивать  зрительно-двигательную координацию  при действии  двумя руками. 21.11.01
3. «Закрой  коробочки» Учить выполнять соответствующие действия, развивать точность движений рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук. 22.11.01
4. «Покатай  матрешек» Упражнять в  соотносящихся действиях. Продолжать развивать совместные движения рук. 24.11.01
III. Подражания  движениям рук.
1. «Поезд» Учить действовать  по подражанию, развивать  движения кистей  рук, учить произвольно  реагировать на скорость движения. 10.12.01
2. «Зайчики» Развивать движение кистей рук и пальцев, получая  на экране изображение путем подражания. 23.12.01.
3. «Гуси» Продолжать  развивать внимание, подражание при  движении кистей и пальцев, учить  выполнять движения двумя руками. 25.12.01
IV. Развитие  движений пальцев
1. «Игра  на детском пианино» Развивать мелкие движения рук, действовать по подражанию взрослому. 29.12.01
2. «Мозаика» Учить хватать  щепотью, познакомить с указательным типом хватания. 13.04.02
3. «Заборчик» Продолжать  учить правильно брать отдельные  предметы и группы мелких предметов, развивать координацию обеих рук. 5.01.02
4. «Гирлянды  для елки», «Бусы для куклы» Развивать соотносящиеся  действия, координацию действий обеих  рук. 10.01.02
5. «Помоги  Незнайке» Учить детей  застегивать пуговицы, продолжать развивать  мелкие движения рук. 3.01.02
6. «Сделай  целую игрушку», «Дорожка для зайца» Учить продевать  тесьму в отверстие по подражанию, развивать мелкие движения рук. 13.01.02
7. «Дождь  идет» Продолжать  учить продевать тесьму в отверстие  сначала по подражанию, потом по образцу, развивать мелкие движения, целенаправленность действий. 8.01.02
8. «Кто  ловкий»  Развивать у  детей стабильность и разгибательные движения рук. 16.01.02
9. «Поймай  руку» Развивать у  детей сгибательные и разгибательные движения рук. 22.01.02

3.2.2. Обучающий эксперимент

 

    На  первом занятии 5 ноября 2001 года (воспитатель Бауэр Е.А.) была предложена игра «Поймай мяч». Игра проводилась с целью развития хватания больших предметов двумя руками, распределяя пальцы на предметах. В игре в качестве дидактического материала используются мячи. Воспитатель кидает мяч ребенку, ребенок должен поймать мяч двумя руками, распределяя пальцы на мяче. Игра повторяется несколько раз, дети заинтересованы, игра проходит в хорошей эмоциональной обстановке.

    Двое  детей (О. Алеша и К. Никита) ловят  мяч, но не растопыривают пальцы, трое детей не ловят мяч. После проведения игры результаты достигнуты частично. В свободное время воспитатели закрепляют навыки детей, полученные на занятии.

    Продолжая выполнять поставленные задачи, проводятся дидактические игры на развитие хватания «Попляшем с погремушками» (17.10.01 г.), «Переложи игрушки» (10.10.01 г.), «Прокати шарик через воротца» (15.10.01 г.). Для эмоционального настроя на игру с детьми проводятся психологические этюды.

    С детьми после проведения игр на  развитие хватания проводилась серия дидактических игр на развитие соотносящихся действий.

    Игра  «Посадим грибы» проводилась 24.10.01 г. (воспитатель  Шилова И.И.)

    Цель  игры: совмещать грибы с отверстиями, держать предмет щепотью, действовать  ведущей рукой. Игра проводилась в хорошей эмоциональной обстановке, но не сразу все дети попадали с грибами в отверстия. Если это вызвало у детей негативные эмоции, то воспитатель меняет вид деятельности, а после отдыха опять возвращается к игре. Двое (Р. Витя и О. Алеша) сразу посадили грибочки, остальные - после многочисленных проб. При проведении этой игры повторно (29.10.01 г.) дети все справились с заданием. Двадцать первого ноября 2001 года была проведена игра «Пирамидки» (воспитатель Бауэр Е.А.). Цель игры: соотносить отверстия колец со стержнем, развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками. Дети получили удовольствие от игры. Трое детей справились с целью, двое - надевают кольца, но не соразмеряют отверстия колец со стержнем. Игра проводилась несколько раз в разные отрезки дня. В итоге, все дети по подражанию научились надевать кольца, соразмеряя отверстия со стержнем.

    Одновременно  с этими играми в утренние и  вечерние часы со всеми детьми разучивались и проводились пальчиковые игры «Зайцы», «Утречко», «Руки в стороны». Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев руки, координацию движений. Текст и пальчиковые упражнения разучивались одновременно по подражанию.

    Игра  «Закрой коробочки» проводилась 22.11.01 г. Цель игры: развивать точность движений рук, зрительно-двигательную координацию. Детям предлагались коробочки с крышками разной величины. Крышки снимаются с коробочек и перемешиваются. Детям предлагалось найти крышки и коробочки и закрыть их. Дети проявляют неадекватную реакцию когда крышка не подходила к коробке. С. Максим громко кричал, качал головой и начинал прыгать. После показа воспитателем (Кочетковой Г.Т.), дети по подражанию. Очень быстро выполнили задание.

    Продолжая работу по развитию соотносящиеся действий, проводилась игра «Покатай матрешек» (24.11.01 г.). На третьем этапе эксперимента проводилась пальчиковая игра «Поезд» (10.12.01 г.), «Заинька» (23.12.01 г.), «Гуси» (25.12.01 г.). Цель этих игр: развивать мелкую моторику пальцев и координацию рук.

    Дидактическая игра «Поезд» 10.12.01 г.  (воспитатель: Бауэр Е.А.) проводилась в спокойной обстановке. Игра прошла весела живо - все дети справлялись с игровой задачей.

    При проведении пальчикового упражнения «Зайчики» (23.12.01 г.) пришлось испытать трудности: неумение владеть своими ручками. Двое детей (М. Люба и О. Алеша) справились с заданием. Остальные дети только после специальной подготовки смогли сделать «зайчиков».

    Четвертый этап обучающего эксперимента направлен  на развитие движений пальцев. С детьми 29.12.01 г. проводилась дидактическая игра «Игра на пианино». Цель игры: развивать мелкие движения пальцев рук. Воспитатель (Шилова И.И.) играет простую мелодию на пианино и предлагает детям повторить Р. Ваня и О. Алеша повторяют - упругими пальцами нажимают на клавиши. У отсталых детей пальцы расслаблены, поэтому звуки негромкие, нечеткие.

    Далее была проведена серия дидактических  игр «Мозаика» (13.01.02 г.), «Заборчик» (5.01.02 г.), «Помоги Незнайке» (3.01.02 г.), «Дождь идет» (8.01.02 г.). Постепенно у  всех детей получалось выполнить  первую задачу.

    В феврале и начале марта проводили  комплексы пальчиковой гимнастики (приложение 6).

    Каждый  комплекс разучивался в течение  недели (пять комплексов - пять недель), затем эти комплексы повторялись. Предварительно заучили с  детьми название пальцев. Названия пальцев дети запоминали в течение недели. Особые сложности, при этом испытывал С. Максим (диагноз - олигофрения в степени имбецильности), а  также Ф. Максим, т.к. в 3 года у него психическое развитие соответствует годовому ребенку. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки (приложение 6).

    Сначала давались для разучивания упражнения, а затем потешку. Слушая ее, дети воспроизводят соответствующие  движения сначала с воспитателем многократно, затем с дефектом по подгруппам и индивидуально с логопедом. И только после этого побуждали детей при повторении потешки к договариванию слов, названию действий пальчиков. Затем дети заучивали потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно -синхронно. Эта работа проводилась с 01.02.02 г. по 03.03.02. Большинство детей справилось с поставленной задачей, однако, были такие, которые не могли выполнить элементарных упражнений, практически не владели руками (С. Максим, Ф. Максим, К. Саша).

    Итак, мы использовали следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками (приложение 4);
  2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
  3. игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д. нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; застегивание и растегивание пуговиц; игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.;
  4. изобразительную деятельность: лепку из властелина, расклеивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем), поделок из природного материала, поделки из бумаги.

    Работа  по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно  утром и вечером:

    -упражнения  для развития мелкой моторики  включаются в занятия логопеда  и воспитателей;

    -игры  с пальчиками - в режимные моменты  и прогулки.

    Пальчиковая гимнастика проводится в комплексе  с артикуляционной гимнастикой  с детском доме - дефектологами  в специально отведенное в режиме дня время. Эти упражнения прорабатываются  постепенно, вначале выполняются  пассивно, с помощью логопеда (индивидуально),а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению (приложение 4). Эта работа проводилась во время проведения всего эксперимента с 01.01.01 г. по 10.01.02 г.

    Детям, у которых не получалось делать  упражнения (С. Анжела, С. Максим, К. Саша, П. Марина. Ф. Максим, Н. Афоня) проводился специальный массаж кистей и пальцев рук.

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр