Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа
Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.
Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106
б)левой руки;
в)обеих рук вместе.
4.Имитация игры на пианино.
5.Разведение
пальцев врозь и сведение
Самомассаж кистей и пальцев рук
1.Надавливание
сильно сжатыми четырьмя
2.Растирание
ладоней шестигранным
3.Растирание ладоней движениями вверх-вниз (Приложение 7, рис. )
4.Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев (Приложение 7, рис. ).
5.Разминание,
затем растирание каждого
6.Грецкитй орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой (Приложение 7, рис. ).
7.Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередно растирание (Приложение 7, рис. )
Формирование тонких движений пальцев рук
«Про сороку»
Дети садятся напротив логопеда, он читает потешку, сопровождая ее движениями пальцев. Детям предлагается слушать текст и воспроизводить игровые движения.
Сорока,
сорока,
Сорока -белобока, |
Логопед и дети
«варят
кашку» - |
Кашку варила, | указательным
пальцем
правой руки делают круговые |
На
порог скакала,
Гостей скликала, |
движения по
ладони левой
руки |
Гости
на двор -
Кашку на стол. |
|
Этому дала | Правой рукой загибают |
На тарелочке, | по очереди
пальцы левой руки,
начиная с мизинца |
Этому на блюдечке, | |
Этому в чашечке, | |
Этому в мисочке. | |
А этому не дала: | Большой палец не загибают. |
Ты воды не носил, | |
Дров не рубил, каши | Логопед обращается к |
не варил - | большому пальцу. |
Тебе нет ничего |
При повторном проведении игры можно начинать поочередное загибание пальцев, начиная с большого.
Те же
движения могут быть использованы ля
тренировки пальцев правой руки. Как
и в предыдущей игре, впоследствии
детей побуждают к
«Пальчик-мальчик»
Перед началом игры, логопед показывая детям свои пальцы, говорит: «Это большой палец, эти поменьше, а это - мизинчик, он самый маленький. Все пальцы живут рядом, как братья».
Далее
он предлагает детям показать свои
пальцы- сначала все, затем большой
мизинец, после чего читает ритмично
потешку, выделяя интонационно вопрос
и ответ и сопровождая чтение
игровыми движениями.
Пальчик-мальчик,
где ты был?
С этим братцем в лес ходил. |
Логопед показывает
большой
палец правой руки и говорит, как бы |
С этим
братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. |
обращаясь к
нему; прикасается
кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного. |
Дети
слушают потешку и
«Этот пальчик»
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Это пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик - наш малыш.
Если при очередном разгибании пальцев левой руки наблюдаются затруднения в выполнении дифференцированных движений, можно предложить детям задерживать непроизвольные движения остальных пальцев правой рукой.
В
целях формирования тонких движений
пальцев рук логопед может
использовать следующую игру. Детям
предлагается поднять левую руку
ладонью к себе и в соответствии
с текстом загибать правой рукой
по очереди пальцы левой руки, начиная
с мизинца.
Этот пальчик хочет спать, | Логопед и дети обращаются к |
Этот пальчик - прыг в кровать! | Большому пальцу |
Это пальчик прикорнул. | |
Этот пальчик уж заснул. | |
Тише, пальчик, не шуми, | |
Братиков не разбуди... | |
Встали пальчики. Ура! | Разгибают все пальчики |
В детский сад идти пора. |
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает и другая игра, к которой детям предлагается согнуть пальцы правой руки в кулачок, затем соответственно словами потешки поочередно разгибать их.
Ну-ка, братцы за работу, | Логопед и дети обращаются к |
Покажи свою охоту. | Правой руке, согнутой в кулак. |
Большому- дрова рубить, | Разгибает большой палец |
Печи все - тебе топить, | Разгибают указательный палец |
А тебе - воду носить, | Разгибают средний палец |
А тебе - обед варить, | Разгибают безымянный палец |
А малышке - песни петь, | Разгибают мизинец |
Песни петь, да плясать, | |
Родных братьев забавлять. |
Мы провели ряд игр с пальчиками, в которых используются произведения народного творчества. При их проведении необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой логопед читает текст стихотворения полностью сам, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами. Если в тексте встречаются слова и выражения, понимание которых может представить определенную трудность для детей с общим недоразвитием речи, логопед разъясняет в доступной форме их значения. При повторном проведении игры детям с первым уровнем речевого развития надо помогать произносить стихи: они, выполняя движения, текст произносят частично - заканчивают фразу, начатую логопедом.
С детьми, находящимися на втором и третьем уровнях речевого развития, текст заучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями пальцев.
Сидит белка на тележке, продает | Логопед читает текст, дети |
она орешки: | слушают |
Лисичке-сестричке, воробью, | Логопед и дети при помощи |
синичке, | левой руки загибают по очереди |
Мишке толстопятому, заиньке | пальцы правой руки, начиная с |
усатому. | Большого пальца |
Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
1.кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»);
2.то
же упражнение выполнять
3.те
же движения производить
4.пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки - по очереди «здороваются»: сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т.д.;
5.пальцы
правой руки все одновременно
«здороваются» с пальцами
6.выпрямить
указательный палец правой
7.те
же движения производить
8.те
же движения производить
9.указательны
и средний пальцы правой руки
«бегают» по столу («человечек»
10.те
же движения производить
11.те же движения производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»);
12.вытянуть указательный палец и мизинец правой руки («коза»);
13.то
же упражнение выполнить
14.то
же упражнение выполнять
15.образовать
два кружка из большого и
указательного пальцев рук,
16.вытянуть, вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»);
17.то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
18.то
же упражнение выполнить
19.поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»);
20.пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх - вниз («птички летят, машут крыльями»);
21.поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
22.выполнитьь то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
23.выполнить
два предыдущих упражнения
24.согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
25.выполнять то же упражнение, только выполнять пальцы, начиная с мизинца;
26.выполнять
два предыдущих упражнения
В сборнике «Fingerspiel und Ratsel fur Vorschulkinder» производятся интересные игры и упражнения, которые также могут быть использованы для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Опишем некоторые из них:
1.все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»);
2.согнуть
обе руки в кулак, большие
пальцы вытянуть вверх,
3.правую
руку согнуть в кулак, на
нее сверху положить
4.правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («стул», «кресло»);
5.согнуть
пальцы левой руки в кулак,
оставив сверху отверстие («