Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

 

Приложение  2

    Дидактические игры на развитие ручной моторики

    «Поймай мяч»

    Цель: Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете, правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве, развить зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

    Оборудование: Надувной мяч яркой расцветки, «веревка» леска для подвешивания мяча.

    Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через  леску. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.

    «Попляшем с погремушками»

    Цель: Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их форму и величину; определять расстояние от себя и игрушки, направление движения в пространстве, учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиями педагога.

    Оборудование: Погремушки, разные по величине и форме, по числу детей.

    Ход игры.  Дети сидят за столами полукругом на таком расстоянии, чтобы можно было рукой достать погремушку. Взрослый поочередно передает погремушки по леске и просит того  или иного ребенка поймать ее. Когда все дети получать погремушки, их ставят в круг и показывают, как держать погремушку за рукоятку, поднять ее вверх. Затем дети по подражанию действиям педагога пляшут с погремушками.

    «Переложи игрушки»

    Цель: Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

    Оборудование: Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подложи, высокий сосуд, желательно прозрачной.

    Ход игры.  Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом подлоге лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.

    Он  показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает  в сосуд. Потом просит их сделать также.

    При необходимости индивидуально показывает, как сложит пальцы и брать предметы правой рукой, их высыпают на подлог и  переставляют его к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд  правой.

    «Прокати шарики через воротца»

    Цель: Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящиеся действия. 

    Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок напротив у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно. Затем можно пригласить двух детей и   предложить им покатать шарики вместе, обращая внимание, что шарик надо брать щепотью.

    «Посадим грибы»

    Цель: Учить совмещать предмет с отверстием;  действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия: держать предмет щепотью: действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

    Оборудование: Столик с отверстиями, грибы.

    Ход игры. Педагог берет гриб одной рукой и показывает, как вставлять его в отверстие. При этом другой рукой  придерживает столик. Затем дети действуют по подражанию. Если они затрудняются, то используются совместные действия педагога и ребенка. 

    «Пирамидка»

    Цель:  Учить соотносить  открытия колец со стержнем, развивая зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками: сформировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

    Ход занятия.

    1-ый  вариант. Детям раздаются пирамидки из 4-5 колец с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать также. Затем обращает внимание детей на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой берут колечки , кольца нанизывают в любом порядке.

    2-ой  вариант. Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают с перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия колец с нужным стрежнем. Педагог учит производить выбор путем проб. Каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.

    3-ий  вариант. Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.

    «Закрой коробочки»

    Цель: Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук: формировать целенаправленное внимание, учить действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов, объясняя, что соотношение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

    1-ый  вариант. Ребенку предлагают закрывать две коробочки разные по форме.

    Ход игры. Педагог раздает каждому по две коробочки и снимает крышки со своих коробок, просит детей сделать также. Затем кладет крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Педагог помогает сделать детям правильный выбор: обводит по контуру крышки и отверстия коробки, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, педагог говорит: «Правильно ты закрыл круглую коробку круглой крышкой».

    «Покатай  матрешек»

    Цель: Упражнять в соотносящихся действиях, продолжать развивать совместные движения обеих рук; формировать внимание и целенаправленные действия; создавать положительное отношение к потешным игрушкам.

    Оборудование: Грузовая машина, матрешки (двухместные) на каждого ребенка.

    Ход игры. Каждому ребенку дают по четыре половинки матрешки. Педагог складывает свою матрешку, показывает ее детям, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем сажает матрешку в машину, катает ее, подвозит машину к столам детей и спрашивает: «А ваши матрешки хотят покататься?» Предлагает детям собрать матрешек и покатать их. Дети собирают матрешек и катают их.

    «Поезд»

    Цель: Действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

    Ход игры. Взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и  говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения - «вагончики поехали» постепенно взрослый  ускоряет темп постукивания и приговаривания, побуждая детей делать то же.

    «Зайчики»

    Цель: Развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызвать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре.

    Ход игры. Педагог складывает пальцы руки, получая на экране изображение зайчика: мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем - «мордочка», а два других пальца поднимаются вверх - «ушки», кисть руки чуть-чуть наклоняется вперед. Зайчик прыгает на экране. «Это мама-зайчиха своих зайчат ищет. Где они?» - говорит педагог и предлагает детям сделать зайчат. Каждому ребенку он помогает правильно сложить пальцы. После этого дети поднимают руки, приближая их к экрану, зайчата прыгают вокруг зайчихи. Педагог поощряет эмоциональные проявления детей.

    Игра  повторяется. Дети изображают зайчиков то одной, то другой рукой.

    «Гуси»

    Цель: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев: учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

    Ход игры. Педагог говорит,  что сегодня в гости к детям придут не зайчики, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает в ним снизу, резко сгибая кисть вниз. «Га-га-га! Где мои гусята?» - говорит он и помогает сделать гусят одной рукой. «Га-га-га» - «Есть хотите?» - продолжает педагог. Дети отвечают: «Да-да-да!».

    «Игра на детском пианино»

    Цель: Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное  эмоциональное  отношение к игрушкам, желание сотрудничать со взрослыми.

    Ход игры. Педагог  ставит на стол детское пианино, предлагает вспомнить музыкальное занятие. Затем показывает куклу и просит сыграть ей песенку. Вначале играет сам простую, знакомую детям мелодию, напевая ее без слов, побудите детей подпевать. Прлсе этого дети с помрщью педагога ударяют по клавишам пеанино, сначало указательням пальцем праврой руки, а затем дрцугми пальцами, остаольнфые дети подвпечают.

    «Мозаика» 

    Цель: Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

    Ход игры. Педагог показывает детям доску  для мозаики, обращает внимание на дырочки. Берет одни элементы мозаики, подходит к каждому и дает рассмотреть шляпку и штырек. Показывает, как вставлять форму в отверстие доски. Раздает детям наборы и предлагает ставить элементы в дырочки. Во время работы подходит к каждому, учить брать форму щепотью.

    На  последующих занятиях дети выкладывают  дорожку для матрешки и она  по ней гуляет и т.д.

 

     «Заборчик»

    Цель: Продолжать учить правильно брать отдельные предметы в группы мелких предметов: развивать координацию обеих рук; подражать действиям взрослого.

    Ход игры. Педагог раздает детям домики и говорит, что в них живут маленькие котята, вокруг их дома нужно построить забор, чтобы в их дом не забежала собака. Строит забор последовательно, соединяя элемент конструктора. Затем раздает элементы, и дети также строят заборы. Взрослый оказывает им необходимую помощь, когда постройка закончена, взрослый берет котенка и обыгрывает постройку. После этого раздает детям котят, и они играют с игрушками.

    «Гирлянды для елки»

    Цель: Развивать соотносящие действия, координацию движения, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

    Ход игры. Дети сидят вокруг стола. Педагог показывает красивые цветные картинки и говорит, что они сделают гирлянды для елки. Первые две картинки надевает педагог, показывая медленно детям , как это надо делать. Дети по очереди подходят к педагогу  и надевают по две картинки каждый. Гирлянда обязательно вешается на елку.

    «Помоги Незнайке»

    Цель: Учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами

    Ход игры. Педагог показывает Незнайку и говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет детям, как, последовательно надевает петли лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пуговицы, составить красивый цветок. Незнайка радуется ему и благодарит. Педагога раздает всем детям картонки и лепестки, и они самостоятельно присоединяют лепестки к пуговицам. Но вначале воспитатель каждому ребенку показывает еще раз, как надеть на пуговицу петлю. По окончании игры все Незнайки благодарят детей.

    «Дождь  идет»

    Цель: Продолжать учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали; продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр