Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

    При формировании звуковой культуры речи Т.Б. Филичева выделяет ряд характерных  моментов:

  1. Звуки, которые дети умеют произносить правильно, изолированно, в самостоятельной речи звучат не четко.
  2. Недифференцированное произношение свистящих, шипящих, соноров.
  3. Замена некоторых звуков другими более простыми по артикуляции.

    Таким образом, в задачу воспитателя входит: повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде деятельности, в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм.

    Речь  самого воспитателя должна служить  образцом для детей с  речевыми нарушениями: быть ясной, предельно  внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Вывод по 1 главе

    Первая  глава посвящена описанию психических  особенностей умственно отсталых детей и развитию речи, теоретическому обоснованию применения дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе специального дошкольного учреждения.

    «Программа  воспитания и обучения умственно  отсталых дошкольников» показывает, что использовать необходимо для активизации речи детей игровую деятельность.

    На  наш взгляд обеспечить мотивацию  речевой деятельности можно в  процессе дидактических игр, в  работе над мелкой моторикой, дыханием.

    Логопед и  дефектолог должны работать в  единстве с воспитателем.

    Ознакомив детей с новой информацией  ее надо закрепить и это работа воспитателей - закрепление и применение полученных знаний в процессе самостоятельной  и совместной деятельности детей.

 

Глава 2. Дидактические игры

2.1. Значение и виды  дидактических игр, их структура

 

    Ведущим видом деятельности ребенка в  дошкольном возрасте является игровая  деятельность.

    Отечественная педагогика рассматривает игру как  важнейшее средство воспитания личности подрастающего поколения. Игра является источником обширной информации, методом обучения и воспитания, условием для развития его творческих способностей. Дидактические игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.

    Дидактические игры как своеобразное средство обучения заняли свое определенное место среди методов воспитания и обучения дошкольников.

    Первые  дидактические игры были созданы  народной педагогикой.

    Народные  игры отличают большая эмоциональность, четкость правил, юмор, сочетание умственной активности с двигательной.

    В классической педагогике идея соединения обучения с игрой детей дошкольного  возраста принадлежит основателю детских  садов - немецкому педагогу Фридриху Фребелю.

    Он  высоко ценил игру, считая ее важнейшим  средством воспитания и обучения ребенка. Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

    Особое  значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку.

    В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачануридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Манесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилось взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

    Сущность  дидактических игр заключается  в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения. Преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В играх с игрушками, разными предметами у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Увеличение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. В играх со словом дети учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту. Все это делает дидактическую  игру важнейшим средством подготовки детей к школе.

    Виды  и структура дидактических  игр

    В настоящее время в теории дидактических  игр нет единой их классификации  по видам. Часто игры группируются по содержанию: игры по сенсорному воспитанию, игры по ознакомлению с природой, по развитию речи и другие. А.И.  Сорокиной предложены следующие виды: игры-путешествия, игры- поручения, игры-предложения  (что было бы ...?), игры- загадки, игры-беседы. Называют дидактические игры: сюжетные и бессюжетные. Но большинство авторов научных работ и пособий (А.К. Бондаренко, Д.В. Менджерицкая, В.И. Ядешко и др.) придерживаются традиционной классификации дидактических игр по характеру используемого материала:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной формой, качеством.

    Настольно-печатные игры -  интересное занятие для детей. Они разнообразные по видам: парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринты. Разнообразные развивающие задачи, которые решаются пи  использовании этого вида игр: закрепление у детей знаний о качественном и порядковом счете, о  пространственном расположении  картинок на столе, умении  рассказывать связно о тех изменениях, которые происходили с картинками, о их содержании.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется  использование  приобретенных ранее знаний о новых связях, в иных обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить  алогизмы в суждениях и др.

    Независимо  от вида, дидактическая игра имеет  определенную структуру отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактической игры является: обучающая  и воспитывающая задачи, игровые  действия и правила.

    Две задачи- обучающая и воспитывающая, отражают взаимосвязь обучения и игры. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры,  направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

    Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим развиваются, а также какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

    Основная  цель игровых правил - организовать действия, поведение детей. Правила игры всегда обязательны для всех играющих. Их соблюдение приучают детей в общении с товарищами придерживаться норм поведения. А.Н. Леонтьев, придавая большое значение играм с правилами в  развитии личности дошкольника, отмечал: «Овладеть правилом - это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче».

    Соблюдение  правил в игре требует от детей  определенных усилий воли, умения обращаться со своими сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющимися из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в  такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

    Выполнение  правил направляется и контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

    Отсутствие  любого из названных компонентов  приводит к тому, что игра разрушается  и превращается или в дидактическое  упражнение или в обычную беседу с  использованием дидактического материала.

    Таким образом, дидактические игры разных видов позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном  материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение  к заданию, которое заложено в  содержании игры.

 

2.2. Педагогические условия,  необходимые для  проведения дидактической   игры

 

    «Программа  воспитания в детском саду» требует, чтобы детям была предоставлена  возможность играть в разное время  дня: утром до завтрака, между завтраком  и занятием, в перерыве между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

    Руководство игрой требует большого педагогического  мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую  детям, радующую их, содействующую их общению, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию детского коллектива, руководство дидактическими играми имеет свои особенности в каждой возрастной группе, но оно должно осуществляться в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Для правильного руководства играми воспитатель должен хорошо знать основные этапы, через которые проходит ребенок при освоении игры [19]:

    1.Первый  этап - подготовительный. Здесь воспитатель используют различные приемы.  Цель -  вызвать у детей интерес к  игре, желание играть.

  1. Второй этап - функциональный, на данном этапе, ребенок учиться выполнять игровую задачу, правила и действия игры.
  2. Третий этап - на основе усвоенных правил игры ребенок проявляет творчество, поиск самостоятельных действий.

    Знание  воспитателям о трех основных этапах в усвоении игры ребенком позволит более четко представить свое руководство на каждом этапе.

    Одним из необходимых условий является достаточное количество разнообразных дидактических игр и материалов, а также разнообразных методик их использования.

    Педагог должен подобрать игрушки, различные  предметы для игр и хранить  в определенном месте. Игрушки являются материальными центром игры.

    В каждой группе должна быть дидактическая кукла, которую рекомендовала Е.И. Тихеева, народные игрушки, картинки, природный материал, технические средства и технические игрушки.

    В групповой комнате нужно создать  обстановку для проведения различных  игр. Особое место выделять для игр  с крупным строительным материалом, чтобы дети имели  возможность сохранить на какой-то срок сделанную постройку. Дети должны самостоятельно пользоваться игрушками, воспитатель приучает бережно обращаться с ними, убирать на место. Для того, чтобы дети могли объединиться для игр в небольшие группы и не мешать друг другу, необходимо иметь легкие переносные ширмочки, 2-3 маленьких коврика.

    Таким образом, для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать условия: отвести  играм достаточное время, организовать удобную спокойную обстановку, наличие необходимого количества разнообразных дидактических игр для каждой возрастной группы

    Дидактические игры входят в целостный педагогический процесс, они не изолированы от других форм и средств воспитания и  обучения и являются главным образом средством всестороннего гармонического  воспитания и развития личности ребенка. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с близкой привлекательной для ребенка игровой деятельности. Повторность действий в игре способствует  формированию навыков и умений.

 

2.3. Влияние дидактической  игры в коррекционно-воспитательном  процессе

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр