Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа
Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.
Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106
1.Надавливание
сильно сжатыми четырьмя
2.Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3.Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4.Растирание
боковых поверхностей
5.Разминание,
затем растирание каждого
6.Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, родной рукой, затем другой.
7.Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
В апреле 2002 года проводили с детьми следующие упражнения:
1.Захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Рекомендуется проводить это упражнение начав с более крупных пуговиц.
2.Застегивание,
растегивание пуговиц на
В свободной деятельности детям предлагалось:
-Раскрашивать картинка. Дети очень любят этим заниматься, но почти все не видят контур предметов.
-Точное обведение контуров предметов.
-Рисование
простых предметов по
-Соединение данных точек линиями разного направления.
На физкультурных занятиях и на прогулках проводились игры и упражнения с мячом:
-Перекладывание, затем перебрасывание мяча из руки в руку.
Большие трудности испытывали дети при перебрасывании мяча (одни не умели ловить, а у других не получалось бросать).
-Подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной.
-Подбрасывание
мяча на разную высоту и
ловля его после
В сентябре 2001 года стали использовать дополнительные упражнения для рук:
Детям эти упражнения очень понравились, они выполняли их с удовольствием и все добились хороших результатов.
Для развития мелкой моторики мы использовали разнообразный материал:
-Различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, семечек и т.п.
-Мозаика (крупная, мелкая).
-Бусы и пуговицы разной величины.
-Свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок.
-Дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнурком или мягкой проволокой.
-Различные виды затяжек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка.
-Пособие для шнуровки.
-Набор
веревочек разной длины и
-Набор
пластиковых и деревянных
-Разнообразные мелкие игрушки.
В октябре с детьми инсценировали в настольном пальчиковом театре Би-Ба-Бо. Сказки, предусмотренные «Программой обучения и воспитания умственно отсталых детей». Когда проходили репетиции (воспитатель Шилова И.И.) дети все очень старались, хорошо работали руками, пальцами, чтобы получить роль и выступить.
Тринадцатого ноября 2001 года проводили (воспитатель Бауэр Е.А.)
с
детьми игры с палочками: «
Двадцать первого ноября 2001 года проводили игу «Ловкость рук» (воспитатель Кочеткова Г.Т.). Цель: игры: развивать тонкие движения пальцев обеих рук. Правой рукой дети выполняют задание значительно лучше, работая левой рукой испытывают затруднения.
С 3.04.02 г. по 29.04.02 г. занимались с детьми графическими упражнениями такими как: «Дорисуй дождь», «Натяните провода», «Нарисуйте извилистую лесную тропинку», «Выполните задания по образцу», «Дорисуй ниточки с шариками», «Дорисуй забор», «Рисунки по точкам», «Обведите контур рисунка».
Итак, в ходе разучивания и проведения дидактических игр, артикуляционной гимнастики, пальчиковых упражнений были выявлены следующие трудности:
Тщательная и продуманная работа по руководству и организации дидактических игр, пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастики способствовала преодолении этих трудностей. При систематическом проведении игр и упражнений разного содержания с использованием красочного наглядного материала в детском коллективе создавалась доброжелательная обстановка, дети помогали друг другу, появился интерес к занятиям.
Цель: выявить эффективность сформированности речи у умственно отсталых дошкольников после педагогического воздействия.
В контрольном эксперименте были поставлены следующие задачи:
На этом этапе использовалась также методика, что и на первом этапе в констатирующем эксперименте.
В ходе повторного обследования составлена таблица (приложение 1, таблица 9), на которой видно, в сравнении с первой таблицей (приложение 1, таблица 8), что у детей произошли заметные изменения в звукопроизношении благодаря работе воспитателя, логопеда и дефектолога.
Совершенствованию звукопроизношения способствовали следующие методические условия:
1.Создание эмоционального настроения на игру (использование сюрпризных моментов, загадок, стихотворений, подвижных игр).
2.Переключение видов деятельности (проводились пальчиковые игры, подвижные игры, игры на звукопроизношение, имитацию движений, артикуляционная гимнастика).
При систематическом проведении всех этих игр и упражнений у детей появился интерес к занятиям, принимали активное участие во всех видах деятельности.
Результат контрольного эксперимента показал, что использование дидактических игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционных упражнений на занятиях и в свободной деятельности умственно отсталых детей способствуют совершенствованию звукопроизношения.
Результаты гистограммы 1 показали, что 1 уровень уменьшился на 47% после обучения, т.е. дети, которые выполняют 1-2 задания; 2 уровень увеличился на 13 % - дети, которые выполняют от 3 до 7 заданий, 3 уровень увеличился на 33 %. Это значит, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей экспериментальной группы повысился.
Гистограмма 1
Показатели уровня развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы до и после обучения
Гистограмма 2
Показатели уровня развития связной речи у детей экспериментальной группы до и после обучения
По результатам гистограммы 2 можно сделать следующий вывод: что 1 уровень понизился на 47% - дети, которые используют в речи 1-2 слова; 2 уровень увеличился на 20,6 % дети, которые используют при общении 2-4 слова, на 3 уровне результаты увеличились на 26 % дети говорят простыми предложениями.
Гистограмма 3
Показатели
сформированности активного словаря
у детей экспериментальной
По результатам гистограммы 3 видно, что детей, использующих в общении до 18 слов, уменьшилось на 48 % (1 уровень), использующих в общении 18 и более слов увеличилось на 49% (2 уровень). К сожалению, никто не достиг 3 уровня даже после педагогического воздействия.
Итак,
по результатам (гистограммы 1-3) видно,
что уровень развития речи у детей экспериментальной
группы значительно повысился по всем
показателям: мелкая моторика, связная
речь и объем активного словаря.
Гистограмма 4.
Показатели уровня развития мелкой моторики у детей контрольной группы до и после обучения..
Дети контрольной группы, также как и дети экспериментальной группы, в соответствии с программными требованиями посещали занятия логопеда и педагога-дефектолога. Но с ними не проводилась дополнительная работа по коррекции мелкой моторики пальцев рук воспитателями.
Исследование
уровня развития мелкой моторики, связной
речи и объема активного словаря
на контрольном этапе эксперимента
показало, что в ходе естественного
развития 1 уровень развития мелкой моторики
(дети справились с 1-2 заданиями) уменьшился
всего лишь на 17 %, 2 (от 3 до 7 заданий) - остались
прежние показатели, 3 уровень (более 8
заданий) - увеличился на 26 % (гистограмма
4).
Гистограмма 5
Показатели уровня развития связной речи у детей контрольной группы до и после обучения
Результаты
эксперимента показали, что 1 уровень
понизился на 32,7% дети, которые
используют в речи 1-2 слова; 2 уровень
увеличился на 13,6% дети, которые используют
3-4 слова; 3 уровень повысился на 20% дети,
которые говорят простыми предложениями.