Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа
Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.
Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106
Речь - инструмент развития высших
отделов психики растущего
Понятие звуковой культуры речи широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темы и др.), связанные с ними двигательные навыки в процессе разговора. Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух, речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для звучащей речи.
Задачи
по воспитанию звуковой культуры речи
выдвигаются в соответствии с
основными частями понятия «
Для развития произносительной стороны речи необходима полноценная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.
Существует две точки зрения на роль анализаторов в становлении речи. Одни ученые указывают на ведущую роль артикуляции (А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, Н.Н. Жинкин).
А.Н. Гвоздев, определяя общий ход усвоения звуковой стороны речи совместным действием слуховой и моторной сфер, на первое место выдвигая роль моторной сферы, к которой относил как двигательные центры речи головного мозга. Так и речедвигательный аппарат. Отсутствие тех или иных звуков он объяснял тем, что ребенок не усвоил еще некоторых элементов артикуляции.
Результаты исследований В.И. Бельтюкова о роли слухового восприятия при обучении произношению доказывают, что функция речедвигательного анализатора в своем развитии значительно отстает от функции слухового анализатора.
Другая группа ученых (Ф.А. Рау, Р.Е. Левина, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин) формирование звуковой стороны речи ставит в зависимость от слуха ребенка. Д.Б. Эльконин считает, что усвоение звуковой речи находится в зависимости от их акустических свойств. По мнению Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздев придает преувеличенное значение «речедвигательной сфере» и недооценивает развитие фонематического слуха при усвоении деть ми звуков речи.
Это
два взаимосвязанных процесса. Трудности
усвоения звуков речи связаны сложным
процессом взаимодействия слухового
и речедвигательного
связной
речи, словаря и звукопроизношения
у умственно отсталых детей».
В 1983 году в практику всех дошкольных учреждений для аномальных детей были внедрены новые программы обучения.
В основу разработки «Программы обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников» Н.Д. Соколовой и О.Н. Гаврилушкиной положены общепсихологические принципы. Опираясь на принципы развития и ведущей роли обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, программа строится с учетом общих закономерностей развития свей психики ребенка с интеллектуальной недостаточностью. При построении программы имело важное значение «о зоне ближайшего развития».
Одним из главных разделов программы является раздел «Развитие речи». Главной задачей речевого развития умственно отсталых дошкольников является пробуждение у них речевой активности, потребности в общении, интереса к сверстнику и взрослому. Занятие и индивидуальную работу по данному разделу ведут учитель-дефектолог и логопед.
Для
воспитателя программа
Занятия по развитию речи проводятся два раза в неделю учителями-дефектологами. Три раза в неделю индивидуально берет на занятия детей логопед. Учитель-дефектолог учит детей сначала узнавать предметы: затем называть, определять цвет, форму, величину. Дети должны знать название предмета, уметь их обобщать, классифицировать. Воспитатель закрепляет знания, полученные детьми на занятиях у учителя-дефектолога, в дидактических играх, проводит опыты в свободной и совместной деятельности.
Краткие методические указания к «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей» (Е.А. Стребкова, 1983).
Программой
предусмотрены специальные
Пассивный словарь дошкольника - олигофрена значительно превосходит его активный словарь. Но без помощи педагога и воспитателя пассивный словарь у этих детей почти не активизируется.
Дети мало пользуются речью в общении друг с другом и с окружающими, даже, если имеют необходимый для этого запас слов и фраз.
Работа по формированию речи на 1 году обучения должна строится на базе всестороннего развития умственно отсталого ребенка, в процессе всей его жизни и деятельности в детском доме.
Работа по развитию речи должна вестись по следующим направлениям: развитие понимания речи окружающих; активизация речевых возможностей детей в процессе различных видов деятельности; формирование навыков речевого общения с окружающими в процессе всего времени пребывания ребенка в детском доме; формирование фонетического слуха и грамматического строя речи.
Занятия на первом году обучения должны проходить, в основном, в форме игры, с использованием дидактических игр, игр с правилами, пальчиковых упражнений и т.д.
Проанализировав программу М.А. Васильевой можно сделать вывод: во второй младшей группе, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи.
В средней группе дети должны овладеть правильным произношением всех звуков разной речи, совершенствуется диалогическая речь, формируются навыки пересказывания и составления небольших рассказов.
В
старшей группе продолжается развитие
фонематического слуха и
В подготовительной группе предусматривается подготовка детей к обучению грамоте.
Подвести детей к звуковому анализу слов, научить их делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов предложения, дать представление о слове, предложении (без грамматического определения их).
Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихотворения.
Итак, проанализировав программу для умственно отсталых дошкольников, можно сказать, что программа рекомендует использовать для активизации речи умственно отсталых детей дошкольного возраста игровую деятельность.
Важным условием реализации программы является совместная, четкая, последовательная деятельность учителя-дефектолога, логопеда и воспитателя.
В программе обучения и воспитания умственно отсталых детей особое внимание уделяется индивидуальным занятиям, основной целью которых является развитие мелкой моторики, дыхания, постановка звуков родного языка в соответствии с логопедическим диагнозом каждого ребенка.
Программа
М.А. Васильевой показывает, что разделу
«Развитие речи» также
Одним из направлений в коррекционном обучении является раздел «Звуковая культура речи» задача которого формирование правильного произношения у детей с задержкой психического развития.
Теоретической и методической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные в отечественной дефектологии и логопедии (Л.С. Выготский, Т.Е. Левина, В.И. Лубовский).
Разностороннее обследование дошкольника с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития. В дальнейшем при планировании коррекционной работы это учитывается.
2.
Принцип системного подхода,
Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи
3.
Принцип связи речи с другими
сторонами психического
Эффективность
коррекционно-воспитательного
В работе над звукопроизношением программой предусмотрено использовать следующие методические приемы:
1.
действия с натуральными