Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Бийский педагогический государственный университет  им. В.М.Шукшина

Педагогический  факультет

Кафедра дошкольных методик и педагогики 
 
 
 

Развитие  правильного звукопроизношения  умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр 

Дипломная работа 
 
 
 
 
 

  Исполнитель:

студентка ПФ ОЗО

Бауэр Е.А. 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры ДМиП

Папина  М.В. 

Заведующий  кафедрой ДМиП

к.п.н., доцент кафедры ДМиП

Папина  М.В. 

Дипломная работа допущена к защите на заседании кафедры 26 февраля 2003 года.

Заведующий  кафедрой ДМиП

к.п.н., доцент Папина М.В.

Дипломная работа защищена

_______________________ 2003 года

на _____________________

Председатель  ГАК

Доктор  психологических наук,

профессор

Краснорядцева О.М.

 
 
 
 

Бийск-2003

Содержание

 

Введение

 

    Актуальность  темы. Овладение детьми звуковой культурой речи является одной из важных задач подготовки детей к школьному обучению. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. И если словарь, грамматический строй речи развивается и совершенствуется в процессе обучения  в школе, то правильное звуковое  произношение формируется у ребенка к пяти годам.

    Недостатки  произношения оказывают влияние на формирование характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном развитии. Неправильное произношение мешает контактам ребенка с окружающими, формированию фразовой речи, сказывается и на его логическом мышлении.

    В последние годы наиболее активно  изучается группа аномальных дошкольников - это умственно отсталые дети. Большой  процент умственно отсталых дошкольников имеют выраженные нарушения речевого развития. Дети испытывают трудности  в общении и без специального корректирующего обучения  не смогут быть готовы к школьному обучению. Результаты раннего коррекционного обучения являются весьма эффективными.

    Одной из форм коррекционного обучения являются методические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи. Логопед проводит занятия по формированию звуковой стороны речи. Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры в соответствии с программой логопедических занятий является основной задачей воспитателя. Для решения этой  задачи необходимо создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление  веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, формирование интереса к занятиям.

    Одна  из основных особенностей умственно  отсталых детей - низкая познавательная активность, которая проявляется  хотя и неравномерно, но во всех видах  психической деятельности.

    Этим  обусловлены особенности восприятия, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Для них характерно отсутствие чувства долга, ответственности за свое поведение, небрежное отношение к обучению,  неорганизованность при выполнении заданий, недостаточная критичность. Умственно отсталые дети тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий. Истощаемость нервной системы и быстрая утомляемость характерны для умственно отсталых детей.

    У умственно отсталых детей в ряде случаев речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. они тесно связаны с речевой функцией. В  связи с этим необходимо в системе их обучения и воспитания проводить воспитательно-коррекционные мероприятия.

    Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой  речевого развития и при моторной алалии.

    Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и  подростков АПН установили, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова, 1991).

    Поэтому важно стимулировать речевое  развитие умственно отсталых детей  путем тренировки движений пальцев  рук. Особое место в работе воспитателя  уделяется разнообразию форм работы,  вызыванию инициативы у детей, снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Для развития речи воспитатель должен провести огромную работу. Эта работа должна быть в интересной игровой форме, соответствовать возрасту детей.

    Несмотря  на то, что в дошкольном образовании  разработаны программы работы воспитателей, их практическая деятельность сопряжена со  значительными трудностями, которые связаны с отсутствием методической литературы. Теоретический и практический  материал предназначен для дефектологов и логопедов, воспитатели вынуждены  сами искать пути реализации программных задач и требований, учитывая особенности психического развития  умственно отсталых детей.

    Особенно  это актуально для дошкольных учреждений, занимающихся воспитанием  детей, отставленных родителями. Так  как тренировку пальцев рук рекомендуется  начинать в возрасте 6-7 месяцев, т.е. в домах ребенка, а в детские дома дети поступают с совершенно неразвитой моторикой, то приходится проводить с ними работу, соответствующему возрасту и подгоняющую к  возрастным нормам.

    Таким образом, в настоящее время в  системе специального дошкольного образования остро ощущается проблема недостатка научно разработанных и экспериментально подтвержденных методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений по преодолению отставаний в речевом развитии у детей с интеллектуальной недостаточностью 3-6 лет.

    Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.

    Объектом  исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.

    Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.

    Цель, объект, предмет исследования позволили  определить гипотезу.

    Гипотеза  исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.

    В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:

  1. Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
  2. Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
  3. Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

    Методы  исследования::

  1. Анализ теоретической литературы.
  2. Наблюдение за детьми на занятиях и в свободное время.
  3. Психолого-педагогический эксперимент.
  4. Изучение индивидуальных медицинских и речевых карт умственно отсталых дошкольников.

    Экспериментальная база: Бийский специальный (коррекционный) детский дом № 1 для детей с отклонениями в развитии (Красноармейская,75).

    В эксперименте участвовало 30 детей 1995-1996 года рождения с диагнозом «олигофрения в степени дебильности».

    Исследование  проводилось с 15 мая 2000 года по 2002  год в несколько этапов.

    Практическая  значимость данной работы заключается в возможности использования разработанных дидактических игр в педагогической деятельности воспитателями дошкольных учреждений, а также материал исследования может быть использован в процессе изучения студентами курса «Теория и методика  развития речи детей дошкольного возраста».

    Апробация и внедрение работы. Результаты данного исследования обсуждались на педагогическом совете в специальном (коррекционном) дошкольном детском доме № 1, докладывались на студенческой научной конференции ПФ БПГУ им. В.М. Шукшина (18.04.03г.). Комплекс дидактических игр,  направленных на преодоление речевых недостатков, внедрен в систему коррекционно-воспитательной работы специального (коррекционного) детского дома № 1 г. Бийска.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Воспитатель, работающий в единстве  с логопедом и дефектологом, может  повысить эффективность общей системы коррекционно-воспитательной работы по преодолению недоразвития речи умственно отсталых дошкольников.

    2. Предложенная методика исследования  уровня развития речи и мелкой  мотороки пальцев рук у умственно  отсталых дошкольников, а также разработанный на ее основе комплекс дидактических игр по устранению обнаруженных недостатков эффективны.

    Объем и структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (34 источника), семи приложений, в которых представлены дидактические игры. 
 

 

Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей

1.1. Психические особенности  умственно отсталых  детей

 

    Термином  «Умственная отсталость» в коррекционной  педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникновение на основе ограниченного поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления (Т.А.Власова, М.С.Певзнер).

    При нарушении умственного развития главным и ведущим неблагоприятным  факторами оказывается слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость  к новому. Это внутренние биологические  признаки умственной отсталости. Олигофрения возникает вследствие поражения ЦНС (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного плода или в начальный период жизни ребенка.

    У детей с нарушениями интеллекта раннего возраста  отсутствуют  необходимые предпосылки для формирования речи, действия с предметами, эмоциональное общение со взрослыми, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха. У детей совсем не сфомировано подражание, поэтому речь взрослого «повисает» в воздухе, не соединяется с тем опытом, который служит ее опорой при нормальном развитии. Дети не обращают внимания на многие предметы, а значит, и не запоминают их названий, еще хуже овладевают названиями действий. Но происходит и  противоположный процесс: потребность в общении так или иначе проявляются - того требует социальная среда. Кроме того, воспитывая ребенка со сниженным интеллектом, взрослые опираются на возрастные нормы (в режиме дня, самообслуживании, речи). Первое, на что обращается внимание, - это отставание речи, нужно стимулировать ее развитие. Дети повторяют вслед за взрослым слова и фразы, хотя за ними нет никаких представлений, слушают непонятные им рассказы, сказки. Иногда они запоминают слова и даже фразы, которые для них не наполнены конкретны содержанием. Часть детей начинает понимать часто повторяющиеся задания, но только в определенной, привычной ситуации. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет, фраза до трех лет, как правило не появляется.

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр