Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать и проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является совместная деятельность воспитателя и ребенка направленная на развитие звукопроизношения.
Предмет исследования: процесс развития правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников.
Цель, объект, предмет исследования позволили определить гипотезу.
Гипотеза исследования. Осуществление системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития умственно отсталых дошкольников, будет эффективной при включении дидактических игр.
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
Выявить уровень развития речи у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Проверить эффективность применения комплекса дидактических игр для преодоления речевого недоразвития у умственно отсталых детей 3-6 лет.
Выявить трудности, которые возникают при проведении дидактических игр. Определить методические условия, способствующие преодолению этих трудностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности психического и речевого развития умственно отсталых детей 8
1.1. Психические особенности умственно отсталых детей 8
1.2.Становление речи у умственно отсталых детей 13
1. 3. Значение правильного звукопроизношения и задачи 15
1.4. Анализ «Программы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития» 18
1.5. Воспитание правильного произношения у умственно отсталых детей 20
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Дидактические игры 24
2.1. Значение и виды дидактических игр, их структура 24
2.2. Педагогические условия, необходимые для проведения дидактической игры 28
2.3. Влияние дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 30
Вывод по 2 главе 38
Глава 3. Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 40
3.1.Выявление уровня развития речи у умственно отсталых детей 40
3.1.1. Краткая характеристика экспериментальной работы 40
3.1.2. Диагностика уровня развитие мелкой моторики кисти рук 41
3.1.3. Выявление уровня связной речи 42
3.1.4.Диагностика сформированность активного словаря 43
3.2.Развитие речи умственно отсталых детей посредством дидактических игр 44
3.2.1. План коррекционно-воспитательной работы 45
3.2.2. Обучающий эксперимент 46
3.3.Анализ результатов контрольного исследования 54
Вывод по 3 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 70
Приложение 2 82
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 98
Приложение 6 106

Работа содержит 1 файл

Диплом Бауэр.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

6.левая  рука в том же положении,  указательный палец правой руки  вставить в отверстие сверху («птичка  пьет водичку»);

7.пальцы  обеих рук слегка согнуты и  приложить друг к другу («миска»,  «гнездо»);

8.обе  руки в том же положении,  что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь («птичье гнездо с яйцами»);

9.держа  пальцы вверх, соединить кончики  среднего и безымянного пальцев  обеих рук, большие пальцы поднять  вверх или вытянуть горизонтально  внутрь («ворота», «дверь»);

10.соединить  под углом кончики пальцев правой и левой рук («крыша», «башня»);

11.руки  в том же положении, что и  в предыдущем упражнении, только  указательные пальцы расположить  в горизонтальном положении перед  «крышей» («магазин»);

12.пальцы  в том же положении, что   и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель;

13.поднять  руки вверх ладонями друг к  другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»);

14.руки  в вертикальном положении, прижать  ладони обеих рук друг к  другу, затем слегка раздвинуть  их, округлив пальцы («чаша», «цветок»);

15.прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растения»);

16.вытянуть  указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по  столу («бежит собака», «бежит  лошадь»);

17.пальцы  правой руки находятся в том  же положении, что в предыдущем упражнении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (они изображают всадника): посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки;

18.положить  правую руку на стол, поднять  указательный и средний пальцы, расставить их («улитка с усиками»);

19.првваая  рука, как в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху («раковина  улитки»);

20.средний  и безымянный пальцы правой  руки прижать большим пальцем  к ладони, указательный палец  и мизинец слегка согнуть, подняв  руку вверх («кошка»);

21.соеденить  большой, средний и безымянный  пальцы правой руки, указательный  палец, слегка согнув, поднять  вверх («собака»);

22.левую  руку согнуть в кулак, большой  палец поднять вверх, обвить  его пальцами правой руки («птица  в гнезде»);

23.концы  пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»);

24.скрестить  пальцы, поднять руки вверх, расставить  пальцы («солнечные лучи»);

25.прижать  тыльные стороны рук друг к  другу, скрестив пальцы, поднять  их вверх («елка», «ветки» и т.д.);

26.скрестить   пальцы обеих рук, тыльные стороны  рук обращены вверх, опустить  средний палец правой руки  вниз и свободно вращать им («колокол»);

27.скрещенные  пальцы обращены вниз, тыльные  стороны рук - вверх, большие  пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Учитывая  благотворное влияние движений пальцев  на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками , имеющими общее недоразвитие речи, необходимо шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

 

Приложение 6

ПЯТЬ  КОМПЛЕКСОВ ПАЛЬЧИКОВОЙ  ГИМНАСТИКИ

Упражнения  первого комплекса

1.Ладони  на столе (на счет «раз - два»  пальцы врозь - вместе).

2.Ладошка  - кулачок - ребро (на счет «раз - два - три»).

3.Пальчики  здороваются (на счет «раз - два  - три   -   четыре - пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

4.Человек  (указательный и средний пальцы  правой, потом левой руки бегают  по столу).

5.Дети  бегут наперегонки (движения как  в четвертом упражнении, но выполняют  обе руки одновременно).

Потешка «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь  к нему; прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного.

Упражнения  второго комплекса

1.Коза (вытянуть указательный палец  и мизинец правой руки, затем  левой руки).

2.Козлята  (то же упражнение, но выполняется  одновременно пальцами обеих рук).

3.Очки (образовать два кружка из большого  и указательного пальцев обеих  рук, соединить их).

4.Зайцы  (вытянуть вверх указательный  и средний пальцы, большой, мизинец  и безымянный соединить).

5.Деревья  (поднять обе руки ладонями  к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке, продает она  орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная  с большого пальца.

Упражнения  третьего комплекса

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх,  остальные соединить вместе).

2.Птички (поочередно большой палец соединится  с остальными).

3.Гнездо (соединить обе руки в виде  чаши, пальцы плотно сжать).

4.Цветок (то же, но пальцы разъединить).

5.Корни  растения (прижать руки тыльной  стороны, друг к другу, опустить  пальцы вниз).

Игра-потешка  «Этот пальчик»

Этот  пальчик - дедушка,

Этот  пальчик - мамочка,

Этот  пальчик - папочка,

Этот  пальчик - я,

Вот и  вся моя семья.

Детям предлагается сомкнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Упражнения  четвертого комплекса

1.Пчела  (указательным пальцем правой, затем  левой руки вращать вокруг).

2.Пчелы  (то же упражнение выполняется двумя руками).

3.Лодочка  (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг  к другу, слегка приоткрыть  их).

4.Солнечные  лучи (скрестить пальцы, поднять  руки вверх, расставить пальцы).

5.Пассажиры  в автобусе (скрещенные пальцы  обращены вниз,  тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Игра-потешка  «Этот пальчик»

Поднять левую руку ладонью к себе и  в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой  руки, начиная с мизинца.

... Этот  пальчик хочет спать,

Этот  пальчик - прыг в кровать!

Этот  пальчик прикорнул.

Этот  пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков  не разбуди...

Встали  пальчики. Ура!

В детский  сад идти пора.

Логопед и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Упражнения  пятого комплекса

1.Замок  (на счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются  в «замок»).

2.Лиса  и заяц (лиса «крадется» - все пальцы  медленно «шагают» по столу  вперед; заяц «убегает» - перебирая  пальцами, быстро двигаться назад).

3.Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4.Бабочка  (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми  вместе, - «бабочка машет крыльями»).

5.Счет  до четырех (большой палец соединяется  поочередно со всеми остальными).

Игра-потешка  «Ну-ка, братцы, за работу!»

... Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи  свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных  братьев забавлять.

Логопед и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы. 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие правильного звукопроизношения умственно отсталых дошкольников посредством дидактических игр