Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация  для анализа.

Однажды Слава предложил  ребятам, играющим в семью:

  • Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила:
  • Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
  • И пить вино это плохо, добавляет Женя.
  • Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает... убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Вопросы родителям.

  1. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  2. Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Вопрос  родителей.

Почему моя дочь не хочет  играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются  все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?

Вопросы родителям.

  1. Почему ребёнок не хочет играть один?
  2. Как обучить ребёнка умению играть?

Воспитатель.

Ребенок 5 - 6- летнего возраста нуждается в совместной игре с  взрослыми. Дети этого возраста могут  играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные  игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5 - 6 лет используйте  косвенные методы, например наводящие  вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает  воз действие на ребенка через  роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех  или иных продуктов, как лучше  упаковать, расположить товар, какие  открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности  у девочек и мужественности у  мальчиков. Для воспитания этих качеств  целесообразно формировать представления  у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном  отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где  главной героиней является представительница  женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно  заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные  с игрой, не проходят бесследно. Можно  переключить игру, придав ей положительное  содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку  много положительных эмоций, он очень  любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

  

 

Приложение 11

Таблица 4 - Распределение  детей по уровням познавательной активности (%).

Критерии и показатели

Контрольный этап

Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

25%

65%

10%

мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

44%

33%

23%

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

69%

31%

-

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

25%

53%

22%


Результаты диагностики  представлены в таблице 2.

 

Приложение  12

Таблица 5 - Развитие познавательной активности по итогам эксперимента

Критерии и показатели

Констатирующий этап

Контрольный этап

познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка  в деятельность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

25%

65%

10%

5%

35%

60%

мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

44%

33%

23%

7%

57%

36%

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

69%

31%

-

15%

45%

40%

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

25%

53%

22%

6%

24%

70%


 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре