Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа
Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.
Новыми играми среди дошкольников стали такие как «Парикмахерская», «Библиотека», «Школа», «Аптека» и др. С целью обучения детей устанавливать взаимоотношения и действия в процессе этих игр, развивать сюжет были разработаны схемы построения ролевого диалога. (Приложение 5)
С целью поддержание состояния удовольствия и радости у детей, улучшение их психоэмоционального самочувствия и раскрепощения, под спокойную музыку проводилось псхогимнастическое упражнение «Полет птицы». (Приложение 6 ).
Также нами была проведена работа с родителями и педагогами ДОУ.
С целью выработки системы формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте с педагогами ДОУ была проведена консультация «Сюжетно – ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью».(Приложение 7)Было проведено анкетирование воспитателей. (Приложение 8)
Участие родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с окружающим обеспечивало непрерывность этого процесса, и в большей мере формировало опыт эмоционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей. С целью повышения уровня педагогической культуры родителей было проведено родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 9)
Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома использовалось анкетирование родителей. (Приложение 10)
Итак, проведенная работа
на формирующем эксперименте позволила
сделать следующий вывод: расширение
и углубление знаний и представлений
детей об окружающем мире повысили
познавательную активность детей, создали
благоприятную почву для
После проведения формирующего
эксперимента было проведено контрольное
обследование детей. Полученные данные
после проведения занятий с использованием
сюжетно-ролевых игр показали, что
уровень показателей
Сравнение результатов уровня развития познавательной активности в отношении когнитивного критерия (познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) познавательной активности, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы
В экспериментальной группе
(где наряду с обычными занятиями,
проводились занятия с
Сравнение результатов уровня
развития мотивационной сферы
Сравнение результатов уровня
развития познавательной активности в
отношении эмоционально-
Сравнение результатов уровня
развития познавательной активности в
отношении действенно-
Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей после проведения формирующего эксперимента. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» - когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно рассматривает кубики и пытается найти новое решение. Если случайно, в процессе манипулирования с кубиками, получался какой-то вариант, которого ребенок еще не делал, он обычно был им замечен.
Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.
После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности детей значительно отличаться. У детей уровень познавательной активности значительно вырос.
Построение занятий с использованием сюжетно-ролевой игры применением ситуаций с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательной активности.
Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной активности являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.
К концу эксперимента эмоциональная вовлеченность и инициативность испытуемых выросла в полтора раза, а целенаправленность – более чем в 2 раза. Примечательно, что более половины детей выразили желание продолжить занятие и вернуться к тем видам познавательной деятельности, которые были включены в формирующий эксперимент. Особенно популярно было занятие оригами.
Результаты показали, что
во время контрольного эксперимента
дети проявили больше эмоциональной
вовлеченности и
Таким образом, используя различные формы игр, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста. Результаты диагностики развития познавательной активности у детей на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены в таблице 4.(Приложение№ 11)
Данные таблицы указывают на значительные позитивные изменения в уровнях развития познавательной активности
Результаты исследования представлены в таблице 2(приложении 2). Развитие познавательной активности по итогам эксперимента таблица №5. (Приложение № 12)
Итак, результаты исследования
убеждают в значимости сюжетно-ролевых
игр в качестве средства развития
познавательной активности детей. Таким
образом, оценка результатов свидетельствует
о том, что использование сюжетно-
Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, которую мы развивали у детей старшего дошкольного возраста, главным образом проявлялась в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми во время игр мы учитывали, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
Познавательная активность старших дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Руководитель должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей.
Познавательная активность первоначально существует в интерпсихической форме и обусловлена содержательным взаимодействием ребенка с другим человеком.
Совместная деятельность со взрослым, и сверстником во время проведения сюжетно-ролевых игр оказывает различное влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.
Совместная познавательная деятельность дошкольника как со взрослым, так и со сверстником во время проведения сюжетно-ролевых игр способствует становлению познавательной активности и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Напомним, что старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Сюжетно - ролевые игры в
комплексе с другими
Изучив и проанализировав
психолого-педагогическую литературу
можно сделать следующие
1.Ведущая деятельность
дошкольного возраста ролевая
игра. Именно в ней складываются
и наиболее эффективно
2. Особое значение имеет
игра для становления разных
форм произвольного поведения
детей. Развиваются
3. Сюжетно-ролевая игра
проходит длительный и сложный
путь развития, начинаясь в младшем
дошкольном возрасте с
4. Сюжетно - ролевая игра
должна соответствовать
В результате исследования
нами было рассмотрено понятие «
На констатирующем этапе
нами были выделены критерии и показатели
и определен уровень
На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети с интересом ходили на экскурсии, (почту, в поликлинику, экскурсии к памятникам), рассматривали картины, прослушивали произведения художественной литературы, участвовали в беседе. Затем использовали полученные знания в играх.
В результате удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.